Статья:

АКТУАЛЬНОСТЬ ИДЕЙ ФРАНЦА КАФКИ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ

Конференция: XXIX Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: гуманитарные науки»

Секция: 5. Литературоведение

Выходные данные
Осмоналиев Т.М., Кесельман М.М. АКТУАЛЬНОСТЬ ИДЕЙ ФРАНЦА КАФКИ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ // Молодежный научный форум: Гуманитарные науки: электр. сб. ст. по мат. XXIX междунар. студ. науч.-практ. конф. № 10 (28). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_humanities/10(28).pdf (дата обращения: 22.11.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 4 голоса
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

АКТУАЛЬНОСТЬ ИДЕЙ ФРАНЦА КАФКИ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ

Осмоналиев Тимур Мирсланович
студент Томского политехнического университета, РФ, г. Томск
Кесельман Михаил Михайлович
студент Томского политехнического университета, РФ, г. Томск
Панькова Наталья Михайловна
научный руководитель, старший преподаватель Томского политехнического университета, РФ, г. Томск

 

Со дня смерти австрийского писателя Франца Кафки уже прошло чуть больше 90 лет. За всё это время началось и закончилось несколько войн, свершились великие открытия в различных сферах жизни общества. Весь мир, всё общество кардинально изменялись, но творчество Франца Кафки всё также оставалось актуальным, и остаётся таким и в наше время.

В современном мире общество приобрело глобальный характер. Сейчас практически каждый человек может в любой момент времени связаться с другим человеком при помощи своего собственного мобильного телефона, компьютера или ноутбука, пользуясь глобальной сетью Интернет.

Глобализация в наше время соединила всех людей в одну большую общность, где даже языковой барьер перестаёт быть проблемой для общения людей разных культур и языков. Но, кроме значительных преимуществ здесь есть и недостатки. В процессе объединения у каждого человека начала теряться его индивидуальность. Сейчас в социальных сетях Интернета каждый имеет возможность найти человека, с которым можно поговорить и провести время, а также найти человека со схожим мировоззрением, со схожими интересами. Проблема человеческого «Я» и индивидуальности каждого человека становится одной из самых острых проблем в современном мире.

«Как не потерять своё Я?», «как противостоять системе, которая пытается уничтожить твою индивидуальность?», и другие вопросы мы всё чаще и чаще задаем себе. Но, эти вопросы еще в прошлом столетии задавал знаменитый немецкий писатель Франц Кафка.

Он рано потерял связь со своими родителями, что в дальнейшем оставило отпечаток на его творчестве. Во время чтения его произведений читателя не покидает чувство авторского самоосуждения, абсурда и недоверия автора к окружающему миру. В творчестве Франца Кафки нашли свое отражение неустойчивость человеческой жизни, конфликты, ужас и чувство отчаяния, в связи с чем его считают одним из предшественников экзистенциализма [1].

Экзистенциализм – это направление философии, которое акцентирует своё внимание на индивидуальности человека, на его уникальности, на неповторимости его бытия. Философы-экзистенциалисты двадцатого века часто описывали мрачную картину мира, в которой человек утратил своё значение как личность. Согласно экзистенциализму, человек считается постоянно находящимся в процессе становления самого себя. В этом процессе он постоянно переживает отчаяние, разрешает конфликты и чувствует отчуждение от самого себя.

Во главе романов Франца Кафки стоит проблема беспомощности человека перед Системой. Его романы полны попыток главных персонажей вернуть свою человеческую сущность вопреки Системе, которая постоянно мешает этому, спокойно и методично отбивая все попытки вернуть свою индивидуальность.

Главной целью произведений Франца Кафки является отображение духовного мира человека, который рассматривается автором как противопоставление индивидуальности отдельного человека и всего общества, всей системы в целом. Наиболее значимыми мотивами произведений Франца Кафки можно обозначить мотив одиночества и мотив бесконечного поиска, хождения человека по враждебному для него миру. Произведения Франца Кафки можно сопоставить со своеобразной сказкой, в которой в герои ходят по тёмному лесу, символизирующему хаос первоначального мира. Но, в отличии от героев этой сказки, в произведениях автора главные герои блуждают по рукотворным лабиринтам современной цивилизации – по улицам и переулкам мрачного города, по коридорам и лестницам бесконечных многоэтажных строений.

Герои произведений Франца Кафки – самые обычные люди, трудящиеся в этой системе, и работающие на её благо. Роль винтика – самая главная роль в их жизни. Люди сами хотят быть в этой роли и выполняют её на отлично. Но, будучи в этой роли, они утратили всю свою человечность. Они утратили такие способности, как искренне любить, страдать, сочувствовать и сопереживать, изобретать что-то новое. Всё это вырывается из человеческого сердца Системой. Система забирает не только положительные эмоции и человеческие чувства – она отбирает и негативную часть этих эмоций – такие эмоции, как гнев, зависть и корысть.

Все люди в произведениях Франца Кафки являлись лишь деталями одной большой машины. Писатель описывал духовный мир своих героев непостижимым. В созданном им мире каждый шаг главных персонажей сопровождался неожиданными открытиями, после которых их бы ждали более масштабные открытия. В этом мире человек оказывается наедине с обстоятельствами, которые с помощью логики совершенно невозможно понять. Главный мотив произведений Франца Кафки – одиночество человека в борьбе с Системой.

В один момент, спокойная и размеренная жизнь главных героев рушится из-за нелепой случайности, клеветы, или, например, переезда в другое место. Вместо привычного мироустройства героям открывается что-то новое, неизведанное. Им открывается то, чего они безумно боятся и бегут от этого. И даже слепая покорность и преданность Системе никак не может защитить их от этих случайностей. Вместо той Системы, что пригревала главных героев всё это время, перед читателем вырастает ужасающая картина Судьбы, которая вырывает главного героя из его, уже пригретого места в Системе и кидает в неизвестность.

Эта картина показана в романе «Процесс», где господина К., работающего на должности прокуриста в Банке, арестовывают, и он оказывается заложником ситуации, в которой может узнать лишь детали, но всей картины не видит. Высшее начальство – закон, оказывается недоступно для главного героя, и он начинает вести неравный бой с Системой, в которой сам и находится.

Беспомощность человеческого «Я» перед системой дает нам пищу для размышлений, ведь каждый человек является всего лишь своеобразным винтиком Системы, не способным быть чем-то отдельным от неё. Даже тогда, когда эта Система вместо тепла и света приносит нам лишь холод, боль и страдания.

С такой же системой борется главный герой романа «Замок»? Согласно сюжету романа, землемер К. приехал для выполнения работ в замке, куда он может попасть лишь с помощью разрешения, которое выдается только в этом самом замке. Автор показывает всю ничтожность существования отдельной личности. Человеческая сила и настойчивость раз за разом врезаются о холодный камень замка, даже не продвинувшись ни на шаг к своей намеченной цели.

Система у Франца Кафки предстает тем аппаратом угнетения, которым отчасти и является в современном мире. Каждый день мы встречаемся с излишней бюрократией, пытаемся пробиться в закрытые двери того самого замка. Для получения одного документа мы сначала должны получить другой документ, и таким образом, в бесконечных хождениях, мы можем проводить дни, недели, месяцы. Но, к сожалению, не у всех людей хватает сил выстоять все очереди, получить все справки, разрешения, документы, и в итоге получается так, как в «замке» Франца Кафки, где главный герой достигает своей цели лишь перед смертью.

Читатель «Замка» может бесконечно размышлять о том, что именно Франц Кафка желал сказать образом этого замка и отражением самого себя, в котором он отчаянно пытается зайти в этот замок. Ответов на данный вопрос будет множество, и каждый ответ может оказаться правильным, поскольку роман «Замок» просто не раскрывает читателю ответа, и оставляет читателя в тревоге и сомнении. Читатель может понимать роман Франца Кафки «Замок» по-своему и сделать свои выводы из прочитанного.

Именно таким же образом мы постоянно блуждаем в процессе, который описал Франц Кафка. Разбираясь с одним делом, мы лишь открываем новые дела, которые закручивают нас всё глубже и глубже в тину событий, которая не только нас не отпускает, но и тащит нас всё с большей силой. А каждый, кто пытается помочь, лишь усугубляет положение своими зачастую попросту ненужными советами или даже проблемами.

Произведения этого немецкого писателя не утратили свою актуальность вот уже около 100 лет. Современный мир всё также остается безумной системой, в которой каждый из нас винтик или гайка. Вместо радужных перспектив, мы лишь открываем для себя новые виды систем, где человек может потерять себя, и стать, возможно, одной из деталей большого и совсем не совершенного Механизма. Задумываясь о нашем предназначении в этой жизни, мы стремимся сломать систему, выйти из порочного круга. Надеемся, что это будет возможно при условии становления нового типа человеческих отношений, основанных на проявлении «неравнодушного» отношения к миру.

Присвоение культурного опыта – от орудийных действий до нравственных норм – не происходит автоматически и не является спонтанным. Оно требует осознанных усилий. Человек должен «вжиться» в окружающую его реальность, открыть мир для себя, должна состояться отдельно личная встреча с миром» [2, с. 117]. Возможно, это позволит избежать ощущения бессилия и одиночества, описанных в работах Ф. Кафки.

 

Список литературы:

  1. Кафка Ф. Процесс. Замок: Романы. Новеллы и притчи. Афоризмы. Письмо отцу. Завещание: Пер. с нем. / Ф. Кафка. – М.: НФ «Пушкинская библиотека», «Изд-во АСТ», 2004. – 878 с.
  2. Панькова Н.М. Необходимость гуманитарного знания в образовательном процессе / Н.М. Панькова // Современные тенденции в образовании и науке: труды Международной заочной научно-практической конференции: в 26 ч. – Тамбов, 2013. – С. 117–119.