Статья:

ВЛИЯНИЕ СЕМЬИ НА ВОЗНИКНОВЕНИЕ ЗАИКАНИЯ У ДЕТЕЙ

Конференция: XXIX Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: гуманитарные науки»

Секция: 6. Педагогика

Выходные данные
Морозова А.П. ВЛИЯНИЕ СЕМЬИ НА ВОЗНИКНОВЕНИЕ ЗАИКАНИЯ У ДЕТЕЙ // Молодежный научный форум: Гуманитарные науки: электр. сб. ст. по мат. XXIX междунар. студ. науч.-практ. конф. № 10 (28). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_humanities/10(28).pdf (дата обращения: 26.04.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 50 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

ВЛИЯНИЕ СЕМЬИ НА ВОЗНИКНОВЕНИЕ ЗАИКАНИЯ У ДЕТЕЙ

Морозова Анастасия Павловна
студент Смоленского государственного университета, РФ, г. Смоленск
Морозова Елена Александровна
научный руководитель, доц. Смоленского государственного университета, РФ, г. Смоленск

 

На сегодняшний момент растет количество детей с различными речевыми патологиями, особенно это касается детей с заиканием. По определению В.И. Селиверстова «заикание – нарушение темпо-ритмической организации речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата» [6, с. 400]. По статистике количество малышей с логоневрозом варьируется по данным различных источников от 0,75 % до 7,5 % [7, с. 185].

Изучение такого речевого нарушения как заикание проводится специалистами разных областей знаний: врачами (Л.И. Белякова, Н.А. Власова), психологами (И.Ю. Абелева, И.Ю. Рассказов), педагогами (Е.Ю. Pay, В.И. Селиверстов, Н.А. Чевелёва, А.В. Ястребова).

По данным специальной литературы вероятность возникновения заикания самая высокая у ребенка в 2–3 года (39,1 %). С возрастом данный процент уменьшается: 4–5 лет – 35,9 %; старше 7 лет – 12,2 %. Кроме того, наличие невропатические особенностей заикающегося малыша (ночные страхи, повышенная раздражительность, эмоциональная напряженность) также могут являться пусковым механизмом рассматриваемого речевого нарушения [5, с. 95].

Одним из факторов, влияющим на возникновение заикания у детей является семейное воспитание.

Семья – это важнейший социальный институтом для малыша, особенно в первые годы его жизни. Особенности воспитания, специфичность взаимоотношения родителей с детьми откладывает опечаток на ход развития ребенка, его личность и поведение. Сегодня в научной литературе все чаще акцентируется внимание на том, что именно семья является причиной, которая может, не только позитивно, но и негативно влиять на ход речевого и психического развития малыша. В частности это может касаться семей, в которых воспитываются дети с особенностями развития.

Состояние психики ребенка и его речевое здоровье тесно взаимосвязаны. На них влияют многие факторы, к числу которых относятся: правильный выбор методов семейного воспитания, а также целенаправленность и систематичность данных методов при постоянных контактах с ребенком. Особенно проблема речевого воспитания в речевом развитии ребенка присутствует в семьях, входящих в «группу риска» по заиканию. Сюда относятся так называемые функционально несостоятельные семьи, которые в силу различных неблагоприятных социально-экономических, социально-демографических, психолого-педагогических и других факторов не могут создать надлежащие условия для воспитания детей и нуждаются в социально-педагогической поддержке и помощи для более успешного выполнения своих воспитательных и регулятивных функций.

Попробуем рассмотреть влияние семьи на речевое развитие ребенка с точки зрения разных исследователей. Так, кандидат педагогических наук Дьякова Е.А. [2, с. 73], провела исследование, которое показало, что речевое воспитание заикающихся детей в семье существенно отличается от нормы и имеет свои особенности. Данной тенденции, по мнению исследователя, способствовало то, что в речи родителей заикающихся детей превалировала недоброжелательная или нейтральная интонация. Так, все обращения родителей к детям были сделаны в форме замечаний, порицаний и т. д. Дьякова Е.А. отмечает, что речевое взаимодействие родителей с заикающимися детьми является неадекватным. Оно характеризуется запретами в отношении речевой деятельности ребенка, фиксацией внимания на его дефектах речи и носит в целом негативно направленный характер. К прочим причинам проблем детей с логоневрозом исследователь относит желание родителей отвести детей в школу, где изучают иностранные языки, что может провоцировать высокое психологическое напряжение ребенка. Кроме того, у родителей, по мнению Елены Александровны, имеющих ребенка с заиканием, появляется тенденция к гиперопеке, что негативно влияет на детскую речевую среду.

Согласна с позицией Дьяковой Е.А. доктор психологических наук Спиваковская А.С. [9, с. 42], которая показала в своей работе родительские позиции в семьях, где есть дети с нарушениями в развитии. Родительское поведение, по мнению автора, часто характеризуется неадекватностью, «сиюминутностью», ригидностью. В противовес позициям родителей со здоровыми детьми, где характер взаимоотношений с младшими членами семьи можно рассматривать как адекватный и прогностический.

То есть, самые близкие люди – мамы и папы допускают грубые ошибки в воспитании, травмируют психику, неосознанно используют неправильные модели воспитания, которые становятся пусковым элементом, ведущем к невротизации детей, а впоследствии и речевым нарушениям.

В работах кандидата педагогических наук Кожановой Т.М. [3, с. 35] проводится мысль о том, что часто в семье, где есть дети, страдающие логоневрозом, можно видеть формы поведения родителей, которые нарушают правильный, верный ход социализации малыша. По мнению автора, в качестве примера можно привести подсознательное «отвержение» ребенка. Оно выражается в недостаточном взаимодействии с ребенком, без проявления интереса к нему, а также грубом обращении и физическом наказании. Особое внимание исследователь уделяет психологическому отвержению, которое ведет к появление таких мыслей у ребенка как: «я плохой», «я недостоин родительской любви и ласки». Все это приводит к пониженному фону настроения у ребенка, неуверенности его в себе, заниженной самооценки, пассивности.

Рассматриваемая проблема была проанализирована Г.С. Дестунисом [1, с. 17], профессором Петербургского университета, который попытался установить связь между ошибками воспитания и детскими логоневрозами. В своей работе ученый исследует значение личностного воспитания ребенка. Г.С. Дестунис отмечает такой фактор как избалованность, в результате которой дети недостаточно активно вступают в связь с окружающей средой. Резкие требования родителей в отношении ребенка могут привести к серьезному конфликту, который может стать толчком для возникновения заикания. Другим фактором, по мнению исследователя, является императивное воспитание, когда ребенок лишен родительской любви и понимания. В этой ситуации малыш реагирует на принуждение, если оно очень резкое, сопротивлением и агрессией, что также может стать отправной точкой логоневроза.

Доцент кафедры логопедии МПГУ Леонова С.В. [4, с. 83], рассматривает данную проблему несколько с другой позиции. В частности, она отмечает, что оказание детям коррекционно-педагогической помощи, психологической, моральной поддержки со стороны родителей, помогает поверить заикающемуся ребенку в собственные силы и возможности, преодолеть некие трудности. Леонова С. В. выделяет несколько аспектов, позволяющих ребенку совместно с родителями преодолеть развивающийся недуг. Так она обращает внимание на правильную организацию общего и речевого режима ребенка дома. Важно, чтобы в семье были нормализованы взаимоотношения, что достигается общей спокойной обстановкой, отсутствием ссор родителей при ребенке, учетом и пониманием детских страхов. Кроме того, взрослым необходимо подумать о создании комфортно организованного домашнего режима, т. е. строго придерживаться рекомендаций детского врача, касающихся правильного питания и его регулярности, организации дневного и ночного сна, проведения ежедневных прогулок, ограничения высоких физических нагрузок и т. д. Существенным моментом является наличие специального речевого режима в домашних условиях, для создания которого необходима спокойная, неторопливая, правильно построенная речь родителей. А также умение членов семьи использовать несложные методические приемы, позволяющие корректировать речь ребенка. Это может быть неторопливое совместное произношение слов и фраз, выполнение движений с проговариванием слов (с мячом, движением руки, под стук, прыжки и пр.), совместное пение детских песен, чтение стихотворений, выполнение дыхательных упражнений, предложенных на логопедическом занятии.

Исследования Скворцовой В.О. [8, с. 160] показывают, что многие семьи, которые воспитывают детей с речевыми нарушениями, в том числе и с заиканием, очень часто являются неблагополучными, неполными. В данных семьях чаще всего отклонения в развитии у детей выявляются, когда они идут в школу. Ребята в таких семьях лишены заботы и внимания со стороны взрослых, многие предоставлены сами себе. К этой категории относятся, как правило, педагогически и социально запущенные дети.

Таким образом, приходит понимание о том, что речевое воспитание заикающихся детей в семье «группы риска» существенно отличается от нормы и имеет свои особенности. Так, можно выделить, что в большинстве семей присутствуют следующие формы поведения родителей: недостаточное или минимальное общение с ребенком, взаимодействие с ним; присутствие физических наказаний; отсутствие интереса к ребенку со стороны взрослых.

Кроме того, фактором, влияющим на речевое развитие детей, может быть: недоброжелательная или нейтральная интонация взрослых в отношении к ребенку; обращения в форме замечаний; фиксация внимания родителей на дефектах речи ребенка.

Безусловно, семейное воспитание очень значимо в жизни подрастающего поколения. Ведь именно оно с раннего детства определяет ход развития малыша, особенности его личности и поведения.

 

Список литературы:

  1. Беккер К.П. Этиология заикания / К.П. Беккер // Логопедия сегодня. – 2011. – № 1. – С. 11–21.
  2. Дьякова Е.А. Роль речевого воспитания в семьях детей, страдающих заиканием. / Е.А. Дьякова // Коррекционная педагогика: теория и практика. – 2011. – № 5 (47). – С. 63–73.
  3. Кожанова Т.М. Роль семьи в социализации детей с ограниченными возможностями здоровья. / Т.М. Кожанова // Современные проблемы науки и образования. – 2013. – № 4. – С. 34–39.
  4. Ленонова С.В. Участие семьи в коррекционной работе по преодолению заикания у дошкольников / С.В. Леонова // Логопед. – 2011. – № 7. – С. 82–88.
  5. Меньшикова С.В. Коррекция заикания у детей. Практическое пособие для логопедов и родителей. / С.В. Меньшикова – Казань: «Лиана», 1999. – 95 с.
  6. Понятийно-терминологический словарь логопеда / под ред. В.И. Селиверстова. – М.: Гуманитарный издатель­ский центр ВЛАДОС, 1997. – 400 с.
  7. Селиверстов В.И. Заикание у детей: психокоррекционные и дидактические основы логопедического воздействия. / В.И. Селиверстов. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. – 185 с.
  8. Скворцова В.О. Социальное воспитание детей с отклонениями в развитии. / В.О. Скворцова. – М.: Изд-во ВЛАДОС – ПРЕСС, 2006. – 160 с.
  9. Спиваковская А.С. Обоснование психологической коррекции неадекватных родительских позиций / А.С. Спиваковская // Семья и формирование личности. – 1981. – № 5. – С. 38–45.