Статья:

ФОРМИРОВАНИЕ ТРУДОЛЮБИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

Конференция: XXIX Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: гуманитарные науки»

Секция: 6. Педагогика

Выходные данные
Бурак А.О., Пустовойтова М.В. ФОРМИРОВАНИЕ ТРУДОЛЮБИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ // Молодежный научный форум: Гуманитарные науки: электр. сб. ст. по мат. XXIX междунар. студ. науч.-практ. конф. № 10 (28). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_humanities/10(28).pdf (дата обращения: 24.11.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 46 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

ФОРМИРОВАНИЕ ТРУДОЛЮБИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

Бурак Андрей Олегович
студент-магистр БГУ им. И.Г. Петровского, РФ, г. Брянск
Пустовойтова Мария Васильевна
студент-магистр БГУ им. И.Г. Петровского, РФ, г. Брянск
Ядвиршис Людмила Анатольевна
научный руководитель, проф. БГУ им. И.Г. Петровского, РФ, г. Брянск

 

Всем тем, кто имеет дело с воспитанием дошкольников продолжительное время, известно знаменитое высказывание ребенка «Я сам!». Это свидетельствует о том, что ребенок выражает свою потребность освободиться от опеки взрослого, попробовать свои силы и почувствовать некую самостоятельность.

Секрет успешного развития таких качеств как самостоятельность, ответственность, активность, инициативность заключается в следующей позиции ребенка «я сам», «я могу», «я научусь», «я умею». Поэтому очень важно всячески поддерживать и развивать этот процесс и не тормозить его, так как его роль в воспитании ребенка чрезвычайно велика.

Труд представляет собой сложную деятельность, состоящую из различных особенностей, критериев, принципов и действий. Для ее осуществления необходим определенный уровень развития, который не дан человеку в готовом виде от рождения. Он формируется под влиянием условий жизни ребенка и методов его воспитания. Таким образом, подготовка ребенка к будущей трудовой деятельности является одной из ведущих педагогических задач и вместе с тем важнейшей проблемой психологического исследования. Эта подготовка начинается очень рано, задолго до того, как ребенок сможет принять участие в общественно полезном труде.

С самого раннего детства происходит развитие ребенка. В этот период усваиваются разнообразные знания и умения, формируется мышление, вырабатываются волевые качества личности, воспитываются высокие общественные мотивы поведения, стремление быть полезным и нужным. Однако во всем этом многообразии направлений развития необходимо выделить основные стороны, которые непосредственно влияют на формирование психологической готовности ребенка к общественно полезному труду. Одной из таких сторон является воспитатель детской образовательной организации, от которого в большей степени зависит успешность освоения детьми навыков трудовой деятельности.

Трудовое воспитание представляет собой целенаправленный, сознательный процесс организации и стимулирования разнообразной трудовой деятельности детей и формирования у них добросовестного, ответственного отношения к выполняемой работе. Его целью является проявление инициативности, творчества, стремления к достижению более высоких результатов. Итогом является формирование трудолюбия как личностного качества, которое определяется наличием следующих элементов:

  • мотивация к трудовой деятельности;
  • сознательное осуществление трудовой деятельности как блага для себя и общества;
  • наличие трудовых умений и навыков;
  • сильная воля, необходимая для преодоления сложностей, возникающих в процессе трудовой деятельности.

На основе изучения специальной литературы, а также наблюдения за деятельностью детей старшей группы в МБДОУ детский сад № 99 «Тополёк» г. Брянска, было выявлено, что методика проведения дежурств в «Уголке природы» будет наиболее эффективным средством формирования трудолюбия у детей исследуемой группы.

Применяемая методика была направлена на:

  1. визуальный осмотр «Уголка природы» и выяснение: а) самочувствия и состояния обитателей; б) недостающих составляющих жизненно-важных условий (пища, питье, чистая подстилка и пр.);
  2. реализация необходимых операций по созданию нужных условий, в том числе: просеивание песка, лежащего на дне птичьей клетки, смена воды в поилке, приготовление корма и его раскладывание в чистые кормушки и пр.);
  3. итоговое непродолжительное наблюдение за животными – их поведением во вновь созданных благоприятных условиях внешней среды.

Осмотр «Уголка природы» заключает в себе экологическую сущность труда в природе. Взаимосвязь живого объекта со средой обитания можно выразить «Экологической формулой», которая заключается в следующем:

  1. какие условия сейчас имеются;
  2. чего не хватает;
  3. что необходимо добавить и изменить.

На первом этапе организации дежурств было показано детям, как необходимо осуществлять осмотр обителей «Уголка природы». Например: «Сначала давайте взглянем на нашу канарейку: здорова ли она, не произошло ли чего-нибудь плохого с ней за выходные дни. Всякое может быть: оконная створка откроется от сильного ветра зимой, и в помещении станет холодно. Что случится тогда? Верно, птица заболеет простудой или воспалением легких, может умереть. Но наша канарейка хорошо себя чувствует: не нахохлилась, скачет по жердочке – все в порядке. Теперь мы с вами посмотрим, что у нее в клетке – что необходимо заменить, что вымыть, чего ей не достает». Только после этого воспитатель вместе с детьми начинает выполнять трудовые операции.

Второй этап требует различной степени включенности воспитателя в практические действия дошкольников. Для начала было предложено осмотреть клетку и обратить внимание на то, что песок на дне весь в мусоре, корма в кормушке совсем не осталось, поильник пуст. Практическое выполнение операций заключалось в просеивании песка, приготовлении витаминизированного корма, раскладывании его в кормушки, замена воды в поильнике. На этом этапе воспитателю необходимо формировать команды таким образом, чтобы дети могли выполнять максимальный объем работы самостоятельно, в случае если детям не удается справиться с заданием необходимо его вмешательство и помощь.

На последнем этапе, когда дети дежурят уже не первый раз, воспитателю следует осуществлять визуальный контроль, быть готовым подсказать и помочь им выполнять свои обязанности. Следует поощрять детей за правильность выполнения рядовых операций, за самостоятельность и инициативность, в конце дежурства воспитатель напоминает, что необходимо наблюдать за поведением животных в улучшенных условиях.

В результате проделанной исследовательской работы было выявлено, что уровень сформированности трудолюбия и отношения к труду у детей старшей группы обучающихся в МБДОУ детский сад № 99 «Тополёк» г. Брянска проявляется на среднем уровне. Для повышения уровня трудолюбия и улучшения трудовых способностей у детей, воспитателю необходимо равномерно распределять работу между всей группой, обеспечивать условия для осуществления трудовой деятельности, производить наблюдение за детьми. Более того, детям нужно предоставлять самостоятельность при выполнении работы, однако при этом контролировать их действия, мотивировать к дальнейшему повышению качества реализации выполняемых задач с помощью различных мероприятий (конкурс на лучшую кормушку, дидактические игры, субботники и т. д.).

Подводя итог, можно сделать вывод, что главным методом трудового воспитания детей старшего дошкольного возраста является забота о животных, которая позволяет детям почувствовать свою ответственность за них, примерить на себя различные социальные роли и приобрести навыки ведения трудовой деятельности. Успех этого чрезвычайно важного процесса во многом зависит от воспитателя, который систематически прививает детям знания и умения, а также является положительным примером для подражания.

 

Список литературы:

  1. Баряева Л.Б., Гаврилушкина О.П., Зарин А., Соколова Н.Д. «Программа воспитания и обучения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью». – СПб: КАРО, 2009. – С. 78.
  2. Козлова С.А., Дедовских Н.К., Калишенко В.Д. Нравственное и трудовое воспитание дошкольников: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / С.А. Козлова, Н.К. Дедовских, В.Д. Калишенко и др.; Под ред. С.А. Козловой// – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – С. 58.
  3. Солнцева О.В. Дошкольник в мире игры: сопровождение сюжетных игр детей / О.В. Солнцева // – С-Петербург. – 2010. – С. 2.
  4. Толмачева В.В. Формирование социально-экологической направленности личности как актуальная проблема современного дошкольного образования / Толмачева В.В. // Дошкольное образование: проблемы и перспективы развития: сборник тезисов всероссийской научно-практической конференции. – Ишим, 2007. – С. 12.