Статья:

РОЛЬ ПРАВА В ФОРМИРОВАНИИ И РАЗВИТИИ ЭТИКИ ГРАЖДАНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО СЛУЖАЩЕГО

Конференция: XXIX Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: гуманитарные науки»

Секция: 7. Психология

Выходные данные
Данилина В.С., Дашкина Э.И. РОЛЬ ПРАВА В ФОРМИРОВАНИИ И РАЗВИТИИ ЭТИКИ ГРАЖДАНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО СЛУЖАЩЕГО // Молодежный научный форум: Гуманитарные науки: электр. сб. ст. по мат. XXIX междунар. студ. науч.-практ. конф. № 10 (28). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_humanities/10(28).pdf (дата обращения: 18.02.2020)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 341 голос
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

РОЛЬ ПРАВА В ФОРМИРОВАНИИ И РАЗВИТИИ ЭТИКИ ГРАЖДАНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО СЛУЖАЩЕГО

Данилина Вероника Станиславовна
студент Пензенского государственного университета, РФ, г. Пенза
Дашкина Эльмира Исмаиловна
студент Пензенского государственного университета, РФ, г. Пенза
Еремина Екатерина Витальевна
научный руководитель, канд. социол. наук, доц., Пензенского государственного университета, РФ, г. Пенза

 

Этика поведения государственного служащего – сложное интегральное образование, что находит свое отражение в практике издания соответствующих законов, кодексов и иных официальных предписаний. Данные предписания формируют единую нормативно-этическую основу государственной службы, благодаря которой формируются профессионально важные качества государственных служащих: гуманизм, патриотизм, верность служебному долгу, гражданственность, ответственность, честность, а также отзывчивость, доброжелательность и тактичность. Данные требования в настоящее время определены Федеральным законом «О государственной гражданской службе РФ» [4], Указом Президента РФ «Об утверждении общих принципов служебного поведения государственных служащих» [5] и «Типовым кодексом этики и служебного поведения государственных служащих РФ и муниципальных служащих» [6].

Федеральный закон «О системе государственной службы в РФ» [3] устанавливает виды федеральной государственной службы: государственная, военная, правоохранительная службы и ее уровни: федеральный и государственная служба субъекта РФ. В федеральном законе «О государственной гражданской службе РФ» устанавливаются определенные требования к служебному поведению гражданских служащих, а также определяется их отношения к своему служебному долгу и предписывает добросовестное исполнение должностных обязанностей на высоком профессиональном уровне. В Указе Президента РФ от 12.08.2002 № 885 – утверждаются общие принципы служебного поведения государственных служащих и устанавливается соблюдение и защита прав и свобод человека. В Типовом кодексе этики и служебного поведения государственных гражданских и муниципальных служащих установлены этические нормы и основные принципы и правила служебного поведения для достойного выполнения профессиональной деятельности, а также предусматривается ответственность за нарушение положений кодекса.

Таким образом, право играет важнейшую роль в формировании этических основ государственной службы.

Деятельность гражданских служащих строго регламентирована, в ней нет места хаосу. Право включает в себя систему наказаний гражданских служащих, прописывает устройство гражданской службы, соподчинённость и циклы сменяемости. Исходя из этого, право выступает главным регулятором отношений, возникающих у служащих в процессе реализации своих должностных полномочий, как внутри самой системы государственной службы, так и между государственными служащими и населением.

Систематизация моральных, нравственных требований помогает гражданским служащим выстраивать своё поведение должным образом, учитывая должностной регламент гражданской службы. Цель права – стандартизировать поведение гражданского служащего, защитить его мировоззрение от внешних факторов, которые могут негативно повлиять на восприятие фигуры чиновника как представителя государственной службы.

Государственный служащий ни при каких обстоятельствах не имеет права позволить себе проигнорировать интересы людей, а также нарушить требования закона или норм морали, принятой в обществе.

Такие моральные установки, как: «какие правовые положения кто-либо устанавливает в отношении другого, такие положения могут быть применены в отношении его самого» и «не делай другому того, что не желаешь себе» являются основополагающими для соблюдения морального долга государственного служащего.

Ведущая особенность этического набора правовых норм заключается в том, что это не «полосатый жезл» и не «шлагбаум», а комплект «дорожных знаков» для безопасного движения и главная задача этических правил служебного поведения – это не пригрозить наказанием, а дать полное и понятное разъяснение гражданскому служащему.

Исходя из правовых норм, государственный служащий при исполнении своих должностных обязанностей должен отказаться от любого вида высказываний и действий дискриминационного характера по различным признакам, например, по признаку пола, национальной принадлежности, политическим и религиозным предпочтениям и др. Предъявление неправомерных, незаслуженных обвинений, а также грубость, предвзятые замечания все это не допустимо для государственного гражданского служащего.

Право устанавливает вето на использование любых угроз, оскорбительных выражений, которые могут спровоцировать противоправное поведение, а так же строго запрещено курение во время служебных совещаний, бесед или иного общения с гражданами.

В заключении следует отметить, что все принятые нормы поведения должны соответствовать установленной политической и правовой системе, то есть не противоречить нормам права, закрепленным в Концепции прав человека и Конституции РФ.

В процессе прохождения службы государственный служащий должен самостоятельно выстраивать свое поведения соответствующим образом, а не только придерживаться правила: «все, что не запрещено законом, то разрешено», моральные установки, честь и совесть должны быть заложены в самом человеке, а не быть где-то прописанными.

Оценить этическое поведение государственных гражданских служащих по определенным критериям намного сложнее, чем дать оценку нравственности другим гражданам, не занимающим ту или иную должность на гражданской службе. Это связано с тем, что правовые и моральные требования к поведению государственного служащего должны быть максимально строгими в сравнении с правовыми и моральными нормами, регулирующими поведение других граждан.

Роль права в становлении и развитии гражданского служащего наиболее актуально по сравнению с другими профессиями, так как право доминирует в обеспечении морали государственных служащих, следовательно, именно право выступает главным рычагом управления отношений как между людьми, находящимися на государственной службе, так и отношения с внешним миром.

 

Список литературы:

  1. Ионова А.И. Этика и культура государственного управления: учеб. пособие / А.И. Ионова; под общ. ред. Г.В. Атаманчука; Рос. акад. гос. службы при Президенте РФ. – М.: Изд-во РАГС, 2004. – 175 с.
  2. Кузнецов А.М. Этика государственной и муниципальной службы: учебник для бакалавров / А.М. Кузнецов. – М.: Издательство Юрайт, 2014. – 253 с.
  3. Федеральный закон от 27 мая 2003 г. № 58 ФЗ «О системе государственной службы РФ»» // СПС «Консультант Плюс».
  4. Федеральный закон от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе РФ» – [Электронный ресурс] // СПС «Консультант Плюс».
  5. Указ Президента РФ от 12 августа 2002 г. № 885 «Об утверждении общих принципов служебного поведения государственных служащих» – [Электронный ресурс] // СПС «Консультант Плюс».
  6. Типовой кодекс этики и служебного поведения государственных служащих Российской Федерации и муниципальных служащих: одобрен решением президиума Совета при Президенте Российской Федерации по противодействию коррупции от 23.12.2010 (протокол № 21) – [Электронный ресурс] // СПС «Консультант Плюс».