МЕХАНИЗМ ФОРМИРОВАНИЯ МОТИВАЦИИ В СПОРТЕ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ВОПРОСА
Секция: 8. Физическая культура
XXIX Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: гуманитарные науки»
МЕХАНИЗМ ФОРМИРОВАНИЯ МОТИВАЦИИ В СПОРТЕ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ВОПРОСА
Мотивация спортсменов играет важную роль при достижении высоких соревновательных результатов. Возникающие в процессе спортивной деятельности мотивы инициируют, координируют и направляют поведение спортсмена, выступая необходимым условием его эффективности.
Проблема спортивной мотивации имеет основательную базу теоретико-методологических изысканий в отечественной науке, о чем свидетельствуют многочисленные работы исследователей психологии спорта: Е.Г. Знаменской, Е.А. Калинина, Н.Л. Ильина, Ю.Ю. Палайма, А.В. Шаболтаса, Р.А. Пилояна, Г.Д. Бабушкина, В.К. Вилюнаса, Е.Г. Бабушкина, М.А. Кузьмина, И.А. Юрова, Б.П. Яковлева, Е.П. Максачук и др.
При этом, как отмечают российские ученые, проблема спортивной мотивации относится к разряду сложнейших и недостаточно изученных проблем современной спортивной психологии [7, с. 16].
В современной науке мотивация определяется, как явление психологическое и поэтому имеет разные трактовки.
Обычно под мотивацией понимают совокупность побудительных сил человеческой деятельности, как осознаваемых, так и не осознаваемых самим человеком [2, с. 157].
Основоположники зарубежного управления М. Мескон, М. Альберт, Ф. Хедоури относили к мотивации «процесс побуждения себя и других к деятельности для достижения личных целей или целей организации [3, с. 360]».
Современные российские исследователи В.В. Травин, М.И. Магура, М.Б. Курабатов дают следующее определение «мотивация – это то, что активизирует, стимулирует человека и направляет его действия к достижению поставленной цели [6, с. 7]».
Таким образом, можно сделать вывод, что в общем понимании российских и зарубежных исследователей, мотивация – это понятие, которое используется для объяснения последовательности действий в поведении человека, направленных на достижение определенной цели, которая в свою очередь может меняться под влиянием обстоятельств.
Применительно к спортивной сфере, спортивная мотивация – это особое состояние личности спортсмена, служащее основой для постановки и воплощения целей, направленных на достижение максимально возможного спортивного результата [4, с. 75]. Мотивация определяет характер традиционных процессов спортивной деятельности: реакции на спортивную нагрузку, ход периода восстановления, освоение новых техник спортсменом, волю к победе и т. д. Наиболее существенной особенностью спортивной мотивации является ее прямое влияние на итоговый результат соревнований.
Значительную роль для успешного формирования мотивации спортсменов играет знание тренером ее структурных элементов, а также особенностей их взаимосвязи и взаимодействия в процессе мотивации. Соответствующее представление о структурно-функциональных элементах мотивации дает возможность грамотно управлять спортивной мотивацией и оптимизировать сам процесс достижения высокого спортивного результата.
Рассмотрим подходы к определению структурно-функциональных элементов мотивации с позиции российских и зарубежных исследователей.
Так российские исследователи Т.О. Соломанидина и В.Г. Соломанидин предлагают следующий механизм мотивации: потребность – мотив – цель – деятельность – результат деятельности по удовлетворению потребностей [5, с. 8].
В свою очередь В.Р. Веснин действие механизма мотивации видит следующим образом: возникновение и осознание потребностей как системы предпочтений – восприятие импульсов, идущих от них – анализ ситуации с учетом ожиданий, притязаний и стимулов – актуализация мотивов – формирование определенного состояния личности (мотивированности) – осуществление конкретных действий – получение вознаграждения и удовлетворение потребностей – корректировка мотивов [1, с. 564–565]. В данном подходе детализируется содержание таких структурно-функциональных элементов мотивации, как мотив – цель – деятельность, а также автором выделяется такой элемент, как корректировка мотивов.
Особый интерес представляет схема мотивационного процесса, основанная на принципах процессного подхода российских ученых Л.Г. Зайцева и М.И. Соколовой: вход (задача и возможное вознаграждение) – оценка (сравнение входа с потребностями, мотивами и возможностями) – решение (выработка расположения и поведения) – выход (осуществление действий и получение результата-вознаграждения) [2, с. 159].
Распространенная схема мотивации спортивной деятельности во многом схожа по составу с представленными выше и в общем представляет собой следующий процесс: потребность – ориентировочно-поисковая активность – цель – мотив. Однако, как считает Б.П. Яковлев, данная схема не отражает сущности спортивной мотивации, она ограничивает ее структуру и, в целом, направлена на формирование мотива (побудительная сторона), а не на управление мотивацией (регуляционная сторона).
Б.П. Яковлевым предложен следующий мотивационный механизм: потребность – ориентировочно-поисковая активность – цель – мотив – компетентность/готовность действовать – контроль действия – ожидаемый и полученный результат – обратная связь – новый цикл [8, с. 42]. В представленной схеме, на наш взгляд, нашел отражение системный подход управления мотивацией, а также известная модель непрерывного улучшения процессов, получившая название цикла Шухарта-Деминга (PDCA – “Plan-Do-Check-Act”: планирование – действие – проверка – корректировка). Автор отмечает, что процесс мотивации имеет цикличный характер и происходит изменение потребностей, целей, условий и компетенций спортсмена под воздействие объективных и субъективных факторов.
Таким образом, можно констатировать, в настоящее время в спортивной психологии имеются различные подходы к определению механизма мотивации спортсменов. Знание структурных элементов данного механизма позволит тренеру целенаправленно активизировать, воздействовать и управлять на каждом этапе мотивации спортсмена, начиная с этапа определения индивидуальных потребностей и заканчивая этапом смены мотивационных механизмов при условии возникновения новой потребности. Данный подход позволит оптимизировать способы управления спортивным потенциалом с целью достижения высоких соревновательных результатов.
Список литературы:
- Веснин В.Р. Управление персоналом. Теория и практика: учеб. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2008. – 688 с.
- Зайцев Л.Г., Соколова М.И. Организационное поведение: учебник. – М.: Экономистъ, 2006. – 665 с.
- Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента: Пер. с англ. – М.: Дело ЛТД, 1195. – 704 с.
- Пилоян Р.А. Мотивация спортивной деятельности. – М.: Физкультура и спорт, 1984. – 216 с.
- Соломанидина Т.О., Соломанидин В.Г. Управление мотивацией персонала (в таблицах, схемах, кейсах). – М.: ООО «Журнал «Управление перосналом», 2005. – 128 с.
- Травин В.В., Магура М.И., Курбатова М.Б. Мотивационный менеджмент: Модуль III: учебн.-практ. пособие. – 2-е изд., испр. – М.: Дело, 2005. – 96 с.
- Яковлев Б.П. Особенности механизма мотивационного процесса в спорте // Вестник спортивной науки. – 2010. – № 3. – С. 15–18.
- Яковлев Б.П. Психическая нагрузка в спорте высших достижений. – Сургут: РИО СурГПУ, 2007. – 201 с.