Статья:

МЕХАНИЗМ ФОРМИРОВАНИЯ МОТИВАЦИИ В СПОРТЕ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ВОПРОСА

Конференция: XXIX Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: гуманитарные науки»

Секция: 8. Физическая культура

Выходные данные
Патрахин А.И. МЕХАНИЗМ ФОРМИРОВАНИЯ МОТИВАЦИИ В СПОРТЕ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ВОПРОСА // Молодежный научный форум: Гуманитарные науки: электр. сб. ст. по мат. XXIX междунар. студ. науч.-практ. конф. № 10 (28). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_humanities/10(28).pdf (дата обращения: 14.05.2021)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 435 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

МЕХАНИЗМ ФОРМИРОВАНИЯ МОТИВАЦИИ В СПОРТЕ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ВОПРОСА

Патрахин Артемий Игоревич
студент Нижневартовского государственного университета, РФ, г. Нижневартовск
Давыдова Светлана Александровна
научный руководитель, доц. Нижневартовского государственного университета, РФ, г. Нижневартовск

 

Мотивация спортсменов играет важную роль при достижении высоких соревновательных результатов. Возникающие в процессе спортивной деятельности мотивы инициируют, координируют и направляют поведение спортсмена, выступая необходимым условием его эффективности.

Проблема спортивной мотивации имеет основательную базу теоретико-методологических изысканий в отечественной науке, о чем свидетельствуют многочисленные работы исследователей психологии спорта: Е.Г. Знаменской, Е.А. Калинина, Н.Л. Ильина, Ю.Ю. Палайма, А.В. Шаболтаса, Р.А. Пилояна, Г.Д. Бабушкина, В.К. Вилюнаса, Е.Г. Бабушкина, М.А. Кузьмина, И.А. Юрова, Б.П. Яковлева, Е.П. Максачук и др.

При этом, как отмечают российские ученые, проблема спортивной мотивации относится к разряду сложнейших и недостаточно изученных проблем современной спортивной психологии [7, с. 16].

В современной науке мотивация определяется, как явление психологическое и поэтому имеет разные трактовки.

Обычно под мотивацией понимают совокупность побудительных сил человеческой деятельности, как осознаваемых, так и не осознаваемых самим человеком [2, с. 157].

Основоположники зарубежного управления М. Мескон, М. Альберт, Ф. Хедоури относили к мотивации «процесс побуждения себя и других к деятельности для достижения личных целей или целей организации [3, с. 360]».

Современные российские исследователи В.В. Травин, М.И. Магура, М.Б. Курабатов дают следующее определение «мотивация – это то, что активизирует, стимулирует человека и направляет его действия к достижению поставленной цели [6, с. 7]».

Таким образом, можно сделать вывод, что в общем понимании российских и зарубежных исследователей, мотивация – это понятие, которое используется для объяснения последовательности действий в поведении человека, направленных на достижение определенной цели, которая в свою очередь может меняться под влиянием обстоятельств.

Применительно к спортивной сфере, спортивная мотивация – это особое состояние личности спортсмена, служащее основой для постановки и воплощения целей, направленных на достижение максимально возможного спортивного результата [4, с. 75]. Мотивация определяет характер традиционных процессов спортивной деятельности: реакции на спортивную нагрузку, ход периода восстановления, освоение новых техник спортсменом, волю к победе и т. д. Наиболее существенной особенностью спортивной мотивации является ее прямое влияние на итоговый результат соревнований.

Значительную роль для успешного формирования мотивации спортсменов играет знание тренером ее структурных элементов, а также особенностей их взаимосвязи и взаимодействия в процессе мотивации. Соответствующее представление о структурно-функциональных элементах мотивации дает возможность грамотно управлять спортивной мотивацией и оптимизировать сам процесс достижения высокого спортивного результата.

Рассмотрим подходы к определению структурно-функциональных элементов мотивации с позиции российских и зарубежных исследователей.

Так российские исследователи Т.О. Соломанидина и В.Г. Соломанидин предлагают следующий механизм мотивации: потребность – мотив – цель – деятельность – результат деятельности по удовлетворению потребностей [5, с. 8].

В свою очередь В.Р. Веснин действие механизма мотивации видит следующим образом: возникновение и осознание потребностей как системы предпочтений – восприятие импульсов, идущих от них – анализ ситуации с учетом ожиданий, притязаний и стимулов – актуализация мотивов – формирование определенного состояния личности (мотивированности) – осуществление конкретных действий – получение вознаграждения и удовлетворение потребностей – корректировка мотивов [1, с. 564–565]. В данном подходе детализируется содержание таких структурно-функциональных элементов мотивации, как мотив – цель – деятельность, а также автором выделяется такой элемент, как корректировка мотивов.

Особый интерес представляет схема мотивационного процесса, основанная на принципах процессного подхода российских ученых Л.Г. Зайцева и М.И. Соколовой: вход (задача и возможное вознаграждение) – оценка (сравнение входа с потребностями, мотивами и возможностями) – решение (выработка расположения и поведения) – выход (осуществление действий и получение результата-вознаграждения) [2, с. 159].

Распространенная схема мотивации спортивной деятельности во многом схожа по составу с представленными выше и в общем представляет собой следующий процесс: потребность – ориентировочно-поисковая активность – цель – мотив. Однако, как считает Б.П. Яковлев, данная схема не отражает сущности спортивной мотивации, она ограничивает ее структуру и, в целом, направлена на формирование мотива (побудительная сторона), а не на управление мотивацией (регуляционная сторона).

Б.П. Яковлевым предложен следующий мотивационный механизм: потребность – ориентировочно-поисковая активность – цель – мотив – компетентность/готовность действовать – контроль действия – ожидаемый и полученный результат – обратная связь – новый цикл [8, с. 42]. В представленной схеме, на наш взгляд, нашел отражение системный подход управления мотивацией, а также известная модель непрерывного улучшения процессов, получившая название цикла Шухарта-Деминга (PDCA – “Plan-Do-Check-Act”: планирование – действие – проверка – корректировка). Автор отмечает, что процесс мотивации имеет цикличный характер и происходит изменение потребностей, целей, условий и компетенций спортсмена под воздействие объективных и субъективных факторов.

Таким образом, можно констатировать, в настоящее время в спортивной психологии имеются различные подходы к определению механизма мотивации спортсменов. Знание структурных элементов данного механизма позволит тренеру целенаправленно активизировать, воздействовать и управлять на каждом этапе мотивации спортсмена, начиная с этапа определения индивидуальных потребностей и заканчивая этапом смены мотивационных механизмов при условии возникновения новой потребности. Данный подход позволит оптимизировать способы управления спортивным потенциалом с целью достижения высоких соревновательных результатов.

 

Список литературы:

  1. Веснин В.Р. Управление персоналом. Теория и практика: учеб. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2008. – 688 с.
  2. Зайцев Л.Г., Соколова М.И. Организационное поведение: учебник. – М.: Экономистъ, 2006. – 665 с.
  3. Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента: Пер. с англ. – М.: Дело ЛТД, 1195. – 704 с.
  4. Пилоян Р.А. Мотивация спортивной деятельности. – М.: Физкультура и спорт, 1984. – 216 с.
  5. Соломанидина Т.О., Соломанидин В.Г. Управление мотивацией персонала (в таблицах, схемах, кейсах). – М.: ООО «Журнал «Управление перосналом», 2005. – 128 с.
  6. Травин В.В., Магура М.И., Курбатова М.Б. Мотивационный менеджмент: Модуль III: учебн.-практ. пособие. – 2-е изд., испр. – М.: Дело, 2005. – 96 с.
  7. Яковлев Б.П. Особенности механизма мотивационного процесса в спорте // Вестник спортивной науки. – 2010. – № 3. – С. 15–18.
  8. Яковлев Б.П. Психическая нагрузка в спорте высших достижений. – Сургут: РИО СурГПУ, 2007. – 201 с.