ПЕРСПЕКТИВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИЗДАТЕЛЬСТВАМИ ПРОИЗВЕДЕНИЙ СЕТЕВОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Секция: 9. Филология
XXIX Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: гуманитарные науки»
ПЕРСПЕКТИВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИЗДАТЕЛЬСТВАМИ ПРОИЗВЕДЕНИЙ СЕТЕВОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Традиционное книгоиздание чутко реагирует на новые технологии. Сетевую литературу, или сетературу, можно оценивать по-разному – она и затрудняет (большим объемом и сложностью выбора), и в то же время облегчает (являясь перспективным полем для поиска авторов) редакционно-издательскую деятельность. При издании «бумажных» книг сетевых авторов необходимо стремиться к повышению качества как текстов, так и изданий, чтобы в конечном итоге победить стереотип о том, что сетевая литература создается исключительно графоманами и не представляет никакой культурной ценности.
Для оценки перспектив использования издательством такого явления, как сетература, воспользуемся маркетинговым методом SWOT-анализа. Это метод стратегического планирования, который заключается в выявлении внешних и внутренних факторов оцениваемого объекта и разделении их на 4 категории: сильные стороны (Strengths), слабые стороны (Weaknesses), возможности (Opportunities) и угрозы (Threats) [1, с. 99–100]. Сильные и слабые стороны относятся к внутренним факторам оцениваемого явления, а возможности и угрозы – к факторам внешней среды. SWOT-анализ применяется для построения стратегий в различных сферах деятельности, в том числе в издательском деле.
Сильные стороны традиционных изданий произведений сетературы.
- Новизна и актуальность явления и соответствующих жанров, повышенное общественное внимание, возможность привлечь читателей за счет подчеркивания жанровых особенностей произведения.
- Широкий круг авторов, чьи тексты выложены в свободный доступ, благодаря чему издатель может тщательно ознакомиться со стилем автора, его произведениями, после чего осуществлять выбор.
- Возможность предварительно узнать мнение потенциальных покупателей о готовности приобрести издание, поскольку читатели тоже в целом знакомы с содержанием текста. Опрос потенциальных читателей может показать, при каких условиях они готовы купить издание, и в соответствии с этим можно скорректировать планы по подготовке, оформлению, распространению издания для достижения большей эффективности.
- Сотрудничество с известными писателями (или знаменитыми в других сферах личностями), имеющими свою аудиторию, значительно повышает шансы на успех издательских проектов с их именами (например, издание книг на основе личных блогов знаменитостей).
- Привлечение дополнительных рекламных каналов – тех интернет-ресурсов, к которым имеет отношение автор.
- Практически неограниченные возможности реализации творческого потенциала издательства, так как для изданий сетевой литературы чрезвычайно важна оригинальность, креативность исполнения, что может даже повысить репутацию предприятия, увеличить количество упоминаний о нем.
Слабые стороны традиционных изданий произведений сетературы.
- Простота выхода авторов в Сеть со своими текстами усложняет отбор действительно перспективных, талантливых писателей среди огромного количества второсортных.
- Дублирование текста в Сети и в книге может отпугнуть часть потенциальных покупателей книги.
- Технические ограничения для перевода произведений сетературы в печать (например, блог, в котором преобладает мультимедийная информация, для подготовки печатной книги, скорее всего, не подойдет, даже если он интересный, качественный и затрагивает актуальные темы).
- Ограничения в редактировании: текст книги должен совпадать с текстом, размещенным в действующем интернет-ресурсе, и читатель может это проверить. Все расхождения должны быть мотивированы и объяснены читателю.
- Автор может быть «перехвачен» конкурирующими издательствами, которые также используют преимущества уже размещенных в Сети текстов, позволяющих ознакомиться с потенциалом автора.
Возможности традиционных изданий произведений сетературы.
- Высокая вероятность появления в будущем новых перспективных для книгоиздания жанров сетевой литературы.
- Развитие литературных интернет-площадок и вероятность повышения популярности соответствующих изданий.
- Победа над стереотипом о низком культурном и литературном качестве сетературы благодаря усилиям издательств, выпускающих качественные проекты, подтвержденные результатами рейтингов, литературных конкурсов.
- Тщательный мониторинг рынка и анализ проектов по выпуску изданий сетевой литературы конкурирующими издательствами может помочь в прогнозировании эффективности/неэффективности задумываемого проекта.
- Возникновение новых и развитие уже существующих технологий печати и их удешевление позволит воплощать самые необычные с точки зрения дизайна проекты, которые не останутся незамеченными.
Угрозы традиционных изданий произведений сетературы.
- Снижение в будущем роли текстовых и графических жанров сетевой литературы, рост мультимедийности.
- Дальнейшее снижение показателей чтения традиционных печатных изданий российской читающей аудиторией, а также снижение интереса к чтению в целом у российского населения.
- Ухудшение экономической ситуации в стране, снижение платежеспособности потенциальных читателей.
- Рост числа конкурентов, выпускающих подобные издания.
Таблица 1.
Сводная таблица SWOT-анализа
Внутренняя среда |
Сильные стороны |
Слабые стороны |
|
|
|
Внешняя среда |
Возможности |
Угрозы |
|
|
Обработка результатов позволяет выделить ряд рекомендаций для использования в книгоиздательской практике произведений сетературы.
- Отбирать авторов нужно по заранее определенным критериям, иначе площадка для выбора будет слишком велика и на знакомство с текстами уйдет много времени. Принимать решения о приглашении к сотрудничеству необходимо взвешенно, но быстро, чтобы опередить конкурентов.
- Дублирование текста может отпугивать читателей, поэтому акцент в книге должен быть не на содержании произведения, а на других аспектах: принципы отбора фрагментов текста, которые войдут в книгу; композиция книги; позиционирование издания как подарочного или коллекционного; оформление книги; имя автора; программа мероприятий по продвижению книги и т. д. Достижение высокого качества по этим показателям также позволит выделить деятельность издательства среди конкурентов.
- Необходимо отбирать произведения с максимальной долей текстовой и графической информации. Если нужно передать мультимедийные данные и ими нельзя пожертвовать, необходимо искать способы подачи (например, дополнять издания компакт-диском, приводить ссылки и т. п.).
- Ограничения в редактировании необходимо обыгрывать и преодолевать, но ни в коем случае не закрывать на них глаза. Формулировка «издано в авторской редакции», если автор безграмотен или нелогичен, – далеко не лучшее решение: в таких изданиях качество текста чрезвычайно важно.
- Снижение показателей чтения и интереса к «бумажным» изданиям – процесс глобальный, но каждое издательство в меру своих сил может участвовать в программах по снижению негативного влияния этих тенденций: социальная реклама, пропаганда чтения, участие в защите интересов книгоиздателей на государственном уровне, участие в разработке государственных программ поддержки чтения и т. д.
- Снижение платежеспособности населения – тоже проблема, которая не зависит от издательства. Однако со своей стороны издательство может предложить для ее решения поиск способов снижения себестоимости и повышения производительности труда, а также корректировку баланса между доступностью книги и ее оформлением (но не в ущерб общему качеству).
Таким образом, можно сделать вывод, что сетевая литература – новое и перспективное пространство для книгоиздательской деятельности, и запуск таких проектов может стать весьма эффективным и принести издательству большую прибыль, если оно будет тщательно следить за ситуацией на рынке и учитывать слабые стороны такой литературы.
Список литературы:
- Котлер Ф. Маркетинг. Менеджмент: Учеб. пособие / Ф. Котлер; пер. с англ. Д. Раевской. — СПб.: Питер Ком, 1998. – 559 с.