Статья:

НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ РЕОРГАНИЗАЦИИ КОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ

Конференция: XXIX Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: гуманитарные науки»

Секция: 10. Юриспруденция

Выходные данные
Филатова О.А. НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ РЕОРГАНИЗАЦИИ КОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ // Молодежный научный форум: Гуманитарные науки: электр. сб. ст. по мат. XXIX междунар. студ. науч.-практ. конф. № 10 (28). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_humanities/10(28).pdf (дата обращения: 12.05.2021)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 236 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ РЕОРГАНИЗАЦИИ КОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ

Филатова Оксана Александровна
студент 2 курса магистратуры юридического факультета Таврической Академии (структурное подразделение) ФГАОУ ВО «КФУ имени В.И. Вернадского», РФ, Республик Крым, г. Симферополь
Буткевич Ольга Васильевна
научный руководитель, канд. юрид. наук, доц. кафедры предпринимательского и экологического права Таврической Академии (структурное подразделение) ФГАОУ ВО «КФУ имени В.И. Вернадского», РФ, Республик Крым, г. Симферополь

 

В настоящей статье рассматриваются проблемы реорганизации коммерческих организаций на различных этапах проведения данной процедуры. Проанализированы особенности реорганизации юридических лиц, выявлены проблемы в толковании, а также коллизии в действующих нормативных правовых актах, регулирующих правовое положение реорганизации коммерческих организаций. На основе проведенного исследования автором предлагается внесение изменений в действующие нормативные правовые акты либо принятие новых, которые бы обеспечили законность и порядок при реорганизации коммерческих организаций.

Для обеспечения собственного наиболее устойчивого положения на рынке и оптимизации различных сфер деятельности юридические лица все активнее применяют право, предоставленное им Гражданским Кодексом Российской Федерации (далее – ГК РФ) – право на реорганизацию. Статьей 57 ГК РФ предусмотрено пять форм реорганизации юридического лица: слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование [2].

Потребность в реорганизации коммерческих организаций обусловлена многими факторами. Одним из распространённых является изменение организационно – правовой формы той или иной существующей организации, что связано, прежде всего, с производственной необходимостью. Еще одной причиной, которая может вызвать необходимость в реорганизации, является планирование объединения собственного дела с партнерами, либо, наоборот, разделение организации между участниками, что также является часто встречаемой процедурой на практике.

Обозначенной тематике посвящены работы Аксеновой Е.В. [1], Мартышкина С.В. [3], Масенковой И.В. [4], Сафаровой Е.Ю. [7], Трофимова К.Г. [9] и других. Однако, эти работы были написаны до вступления в силу последних изменений в ГК РФ, поэтому проблемные вопросы реализации на практике норм, касающихся реорганизации юридических лиц, являются крайне актуальными.

Совершенствование законодательства невозможно без определения единого подхода к пониманию реорганизации. Прежде всего, важно отметить, что сегодня, несмотря на многочисленные попытки внедрить термин реорганизации на уровне закона [8], ни в законодательстве, ни в науке до сих пор нет единого подхода к понятию реорганизации: ее рассматривают в качестве способа и создания, и прекращения юридического лица.

Итак, ГК РФ в ч. 2 статьи 218 приравнивает реорганизацию к универсальному правопреемству. Содержание статьи 1093 ГК РФ, указывает на реорганизацию как один из способов прекращения юридического лица.

Множество нормативных актов определяют реорганизацию в качестве способа создания юридического лица. Например, согласно статье 8 Федерального закона № 208 от 26 декабря 1998 года «Об акционерных обществах» (далее – ФЗ № 208) акционерное общество может быть создано путем учреждения вновь и путем реорганизации существующего юридического лица.

Важно отметить, что в отличие от редакции ГК РФ, где допускалось проводить слияние (присоединение), только между организациями одной организационно-правовой формы, после внесения изменений в ГК РФ от 01 сентября 2014 года стала возможна реорганизация сразу между несколькими организациями разных организационно-правовых форм. Например, слияние нескольких акционерных обществ и обществ с ограниченной ответственностью, присоединение к акционерному обществу двух обществ с ограниченной ответственностью и т. д. Ныне действующая процедура реорганизации позволила сократить сроки и расходы на проведение реорганизации, производя оптимизацию различных процессов [12].

Впоследствии поправок, внесенных в ГК РФ в сентябре 2014 года, возникли коллизии между нормативными правовыми актами, что привело к ряду проблем.

Пункт 5 статьи 58 ГК РФ до изменений, внесенных ФЗ № 99 от 25 апреля 2014 года «О внесении изменений в главу 4 части первой гражданского кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации», предусматривала, что при преобразовании права и обязанности реорганизованного юридического лица переходили к вновь возникшему юридическому лицу в соответствии с передаточным актом. Новая же редакция этой нормы не содержит упоминания о передаточном акте, напротив, она устанавливает, что при преобразовании юридического лица одной организационно-правовой формы в юридическое лицо иной формы права и обязанности реорганизованного юридического лица в отношении других лиц не изменяются, за исключением прав и обязанностей в отношении учредителей (участников), изменение которых вызвано реорганизацией.

Вместе с тем, требование о необходимости составления передаточного акта при реорганизации путем преобразования предусмотрено в том числе пп. «д» п. 1 ст. 14 Федерального закона № 129 «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее ФЗ № 129). Общие положения ст. 59 ГК РФ о передаточном акте не содержат указаний на то, что они подлежат применению только в отношении каких-либо определенных форм реорганизации, а пункт 2 этой статьи прямо предусматривает как необходимость представления надлежащим образом утвержденного передаточного акта для государственной регистрации юридических лиц, создаваемых в результате реорганизации, так и последствия несоблюдения этого правила [6].

Также, пункт 5 статьи 58 ГК РФ устанавливает, что «к отношениям, возникающим при реорганизации юридического лица в форме преобразования, правила статьи 60 настоящего Кодекса не применяются». По общему правилу реорганизуемое юридическое лицо после внесения в Единый государственный реестр юридических лиц о начале процедуры реорганизации обязано дважды с периодичностью раз в месяц помещать в средствах массовой информации уведомление о своей реорганизации. Возникает коллизия между ФЗ № 129 и Гражданским кодексом Российской Федерации, ведь согласно пункту 2 статьи 13 ФЗ № 129, в отличие от пункта 5 статьи 58 ГК РФ указано, что юридическое лицо при реорганизации в форме преобразования должно помещать в средствах массовой информации уведомление о своей реорганизации. К примеру, Производственным кооперативом «Электротехника» (далее – ПК «Электротехника») при реорганизации в форме преобразования в Общество с ограниченной ответственностью «Электротехника» с требованием дачи разъяснений по данному вопросу был направлен запрос в региональную налоговую инспекцию. Ответ был дан в пользу применения ФЗ № 129. Подобные коллизии и отсутствие четкого механизма реорганизации создали препятствия в законности, а также, в целом, проведении процедуры реорганизации ПК «Электротехника».

При применении любой из этих форм реорганизации всегда возникает вопрос правопреемства, то есть, каким образом и в каком объеме переходят права и обязанности от юридического лица, принявшего решение о реорганизации, к вновь возникшему после реорганизации юридическому лицу. Порядок правопреемства каждой из пяти форм реорганизации закреплен в ст. 58 ГК РФ. В связи с изменениями гражданского законодательства единственным документом, регулирующим положения о правопреемстве по всем обязательствам реорганизованного юридического лица в отношении всех его кредиторов и должников, включая обязательства, оспариваемые сторонами, а также порядок определения правопреемства в связи с изменением вида, состава, стоимости имущества, возникновением, изменением, прекращением прав и обязанностей реорганизуемого юридического лица, является передаточный акт. Разделительный баланс как документ, который составляется при реорганизации юридического лица в форме разделения и выделения и содержащий информацию о разделяемом имуществе, правах, и обязанностях был исключен из Гражданского кодекса, и заменен передаточным актом [11].

В ст. 59 ГК РФ также были внесены существенные изменения, связанные с содержанием передаточного акта, а именно: включение в передаточный акт порядка определения правопреемства в связи с изменением вида, состава, стоимости имущества, возникновением, изменением, прекращением прав и обязанностей реорганизуемого юридического лица, которые могут произойти после даты, на которую составлен передаточный акт. Данные дополнения позволяют избежать споров, которые возникали вследствие временного промежутка между утверждением передаточного акта и государственной регистрацией юридических лиц, возникающих в результате реорганизации.

Передаточный акт является важным документом, который составляется при реорганизации, так как именно в нем отражается и закрепляется дальнейшая обязанность исполнения обязательств перед кредиторами. Не зря в ч. 2 ст. 59 ГК РФ, а также в ч. 1 ст. 23 ФЗ № 129, в качестве основания для отказа в государственной регистрации юридических лиц, создаваемых в результате реорганизации, является непредставление вместе с учредительными документами передаточного акта, отсутствие в нем положений о правопреемстве по всем обязательствам реорганизованного юридического лица. Поэтому правильное составление и указание всех положений о правопреемстве по всем обязательствам реорганизованного юридического лица является гарантией защиты прав кредиторов реорганизуемого юридического лица.

Таким образом, исходя из п. 2 ст. 59 ГК РФ у регистрирующего органа есть возможность отказать в государственной регистрации юридических лиц, создаваемых в результате реорганизации, если в передаточном акте отсутствуют положений о правопреемстве по всем обязательствам реорганизованного юридического лица. Так же в соответствии с п. 2 ст. 51 ГК РФ вводится презумпция полноты и достоверности сведений, занесенных в Единый государственный реестр юридических лиц для использования их третьими лицами. Поправки констатировали, что лицо, добросовестно полагающееся на данные ЕГРЮЛ, вправе исходить из того, что они соответствуют действительным обстоятельствам. В связи с этим до государственной регистрации юридического лица, изменений его устава или до включения иных данных, не связанных с изменениями устава, в единый государственный реестр юридических лиц, уполномоченный государственный орган обязан провести в порядке и в срок, которые предусмотрены законом, проверку достоверности данных, включаемых в указанный реестр. Отсюда следует вывод, что регистрирующий орган вправе проверять и документы и указанные в них сведения, представленные для государственной регистрации на предмет соответствия федеральным законам или иным нормативным правовым актам Российской Федерации. Суды трактуют данную норму аналогично. Например: в Постановлении ФАС Западно-Сибирского округа от 11 февраля 2008 № Ф04-906/2008 (496-А45-15) по делу № А45-9415/07-23/214, судом установлено и подтверждается материалами дела, что в передаточном акте, представленном в регистрирующий орган на регистрацию, указано, что ООО «Информация и технологии» приняло права и обязательства (кредиторская и дебиторская задолженность) ЗАО «Информация и технологии» в полном объеме (в том числе по налогам и сборам, заключенным договорам и т. д.), материалы, основные средства, иное имущество [5].

При этом в передаточном акте не отражена оценка обязательств реорганизуемой организации, материалы, основные средства, иное имущество и его стоимость и отсутствуют приложения, подтверждающие наличие и оценку имущества и обязательств преобразуемых юридических лиц, которые в соответствии с Приказом Минфина Российской Федерации от 20 мая 2003 № 44н «Об утверждении методических указаний по формированию бухгалтерской отчетности при осуществлении реорганизации организации» могут включаться в передаточный акт [11].

Учитывая изложенное, арбитражный суд пришел к правильному выводу, что в представленном заявителем в регистрирующий орган передаточном акте информация не является полной, в связи с чем регистрирующий орган правомерно не принял его в качестве надлежаще оформленного передаточного акта и в регистрации было отказано правомерно [10].

На основании вышеизложенного следует сделать вывод о том, что ныне существующее законодательство о процедуре реорганизации требует дальнейшего совершенствования и исключения пробелов, ведь в настоящее время процедура реорганизации, как для реорганизуемого лица, так и его контрагентов, кредиторов и дебиторов, лишена четкого механизма, возникают неурегулированные вопросы.

Положение о федеральном коллизионном праве, содержащееся в пункте «п» статьи 71 Конституции Российской Федерации, должно регулировать отношения между отдельными нормами права, а в случае возникновения коллизий, устранять любые расхождения в нормативных правовых актах РФ.

Таким образом, с целью совершенствования процедуры реорганизации коммерческих организаций в Российской Федерации, устранения коллизий будет целесообразно внести следующие изменения в Гражданский кодекс Российской Федерации, ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью», ФЗ «Об акционерных обществах»:

  • привести в соответствие нормы, имеющиеся в вышеуказанных нормативно-правовых актах;
  • ввести однозначное определение «реорганизации»;
  • уточнить данные, на основании которых будет проводиться проверка достоверности документов, и каковы ее пределы;
  • уточнить порядок принятия передаточного акта, а также ввести его основные положения;
  • указать, в какие сроки будет проведена правовая экспертиза представленных документов;
  • предоставить полномочия регистрирующему органу произвести проверку достоверности данных, содержащиеся во всех представленных документах.

В заключение необходимо отметить, что исследование проблем реорганизации коммерческих организаций имеет актуальное значение не только для обеспечения законности и порядка проведения данной процедуры, но и для построения правового государства в нашей стране в целом.

 

Список литературы:

  1. Аксенова Е.В. Реорганизация юридических лиц по законодательству Российской Федерации: проблемы теории и практики: автореф. дис. канд. юр. наук: 12.00.03 Автореферат кандидатской диссертации. 2006 г., 126 с.
  2. «Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая)» от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 05.05.2014) // «Российская газета», № 238-239, 08.12.1994.
  3. Мартышкин С.В. Понятие и признаки реорганизации юридического лица: автореф. дис. канд. юр. наук: 12.00.03 Автореферат кандидатской диссертации. 2013 г., 225 с.
  4. Масенкова И.В. Практические проблемы ликвидации и реорганизации юридических лиц – № 8-2009 – [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.tuchkovmost.ru/articles/1865/.
  5. Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 11.02.2008 № Ф04-906/2008(496-А45-15) по делу № А45-9415/07-23/214.
  6. Правовая консультация (практика) о реорганизации в форме преобразования – [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.garant.ru/consult/civil_law/633818/#ixzz3nozRezKE.
  7. Сафарова Е.Ю. Изменения в ГК РФ для юридические лиц, 2014–2015 г.г. Юридические лица в 2015 году: новации законодательства, проблемы реорганизации и ликвидации – Москва: Кн. мир, 2015. – 140 с.
  8. Статья 2 проекта Закона от 11.12.2006 года «О внесении изменений в Гражданский кодекс Российской Федерации и в Федеральные законы «Об акционерных обществах», «Об обществах с ограниченной ответственностью», «О производственных кооперативах» и «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» давала четкое определение реорганизации, согласно которому «Реорганизация – переход прав и обязанностей от одной или нескольких организаций (правопредшественников) в порядке универсального правопреемства к одной или нескольким вновь создаваемым и (или) существующим организациям (правопреемникам) с прекращением или без прекращения организации-правопредшественника».
  9. Трофимов К.Г. Реорганизация и ликвидация коммерческих организаций: автореф. дис. канд. юр. наук: 12.00.03 Автореферат кандидатской диссертации. 1995 г., 255 с.
  10. Указание в передаточном акте обязательств, материалов, основных средств и иного имущества реорганизуемого юридического лица (ЗАО) без отражения их оценки влечет отказ в государственной регистрации вновь создаваемого юридического лица (ООО) // СПС Консультант Плюс (Дата обращения 12.10.14) – [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=AZS;n=63759;dst=0;ts=3278C18AF3D7293E05C767BFE7D98B4D;rnd=0.6016250988468528.
  11. Федеральный закон от 05.05.2014 № 99-ФЗ «О внесении изменений в главу 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации» // «Российская газета», № 101, 07.05.2014.
  12. Чувашов А.С. Особенности государственной регистрации юридических лиц, создаваемых путем реорганизации Башкирская академия государственной службы и управления при Президенте Республики Башкортостан Уфа, Россия, 2015 – [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.scienceforum.ru/2015/1357/8656.