Статья:

ИСКУССТВО КНИЖНОЙ ГРАФИКИ: КЛАССИКА И СОВРЕМЕННОСТЬ

Конференция: XXIX Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: гуманитарные науки»

Секция: 1. Искусствоведение

Выходные данные
Комцян Т.Б. ИСКУССТВО КНИЖНОЙ ГРАФИКИ: КЛАССИКА И СОВРЕМЕННОСТЬ // Молодежный научный форум: Гуманитарные науки: электр. сб. ст. по мат. XXIX междунар. студ. науч.-практ. конф. № 10 (28). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_humanities/10(28).pdf (дата обращения: 23.12.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

ИСКУССТВО КНИЖНОЙ ГРАФИКИ: КЛАССИКА И СОВРЕМЕННОСТЬ

Комцян Татьяна Борисовна
студент Смоленского государственного университета, РФ, г. Смоленск
Черткова Валентина Ивановна
научный руководитель, доц. Смоленского государственного университета, РФ, г. Смоленск

 

Конечно, каждый человек воспринимает книгу прежде всего, как литературу. Но ведь она еще и зрелище. Зрительные впечатления сопровождают процесс восприятия книги на всем его протяжении. Книга – прекраснейший цветок человеческой культуры. Она сочетает в себе многие творческие начала. Текст – душа книги. Но ведь у нее есть свои цвета и краски, пусть чаще всего в пределах черно-белой гаммы – возможности оттенков и сочетаний тут безграничны. Книгу невозможно представить без красочных иллюстраций, без красивого необычного шрифта, без запоминающейся обложки. Все эти понятия включает в себя искусство книжной графики.

Искусство книги всегда было окружено большим общественным вниманием, такой усердной заботой и опекой, что было бы неуместно говорить о каком-то застое этого жанра и уж тем более о серьезной угрозе, которая бы ставила под удар возможность его существования. Можно ли то же самое сказать о книжной графике? И есть ли основания тревожиться за ее судьбу?

В своей работе я хочу проанализировать книжную графику прошлых лет, сравнив ее с современным искусством оформления книги. Моя задача – понять, есть ли перспективы будущего у современной книжной графики.

Книжная графика отражает нашу действительность через образное, наглядное воспроизведение ее форм, передает облик предметов и явлений окружающего мира, все многообразие воспринимаемых зрением событий. В свою очередь, книжная графика – составная, неотъемлемая часть книжного издания. Книга включает в себя литературу, графику, искусство шрифта и полиграфическое искусство. Художники книги разрабатывают конструкцию книги, тип издания, ее декоративное оформление, иллюстрационный цикл. Конструкция книги всегда традиционна: книжный блок, обложка, переплет, суперобложка, форзац, титульный лист, шмуцтитулы, шрифты, иллюстрации. Все эти элементы подчиняются законам композиции и объединяются в единый ансамбль.

С начала ХХ века книжная графика в СССР развивалась бурно и быстро и воспринималась как образно богатое, многостороннее, идеологически активное искусство, находясь в одном ряду со станковой графикой и живописью. И художники, которые работали в это время в области оформления книг, не были по преимуществу узкими специалистами – декораторами. Скорее наоборот, это чаще всего были мастера, которые определили своим творчеством самые общие пути развития нашего изобразительного искусства.

Признанным классиком книжной иллюстрации можно считать Владимира Андреевича Фаворского (1886–1964). Мастер станковой и книжной графики, живописец-монументалист, театральный художник. Фаворский более всего прославился в качестве ксилографа и выдающегося книжного графика. Он возвёл искусство книги на абсолютно новый уровень, когда художник не просто рисовал иллюстрации к литературному произведению, но ставил перед собой гораздо более глубокую задачу, продумывая всю книгу как единое целостное композиционное произведение. Наиболее полно художественная система Фаворского отображена в иллюстрациях к «Книге Руфь» (1921). Обложка, титульный лист, шрифт, заставки, концовки, – всё оформление книги создаёт единое художественное пространство. Фаворский являлся родоначальником русской ксилографии. Ксилография – это вид печатной графики, гравюра на дереве, древнейшая техника гравирования по дереву или оттиск на бумаге, сделанный с такой гравюры. Самая известная работа художника – иллюстрации и оформление к «Слову о полку Игореве». Он также иллюстрирует «Бориса Годунова» А.С. Пушкина (1954–55). Эта работа выражает глубину мысли, мудрость и зрелость художника. Гравюры к «Борису Годунову» исполнены с темпераментом и большой экспрессией. Они дают полную психологическую характеристику героям книги и с абсолютной точностью раскрывают время и место действия.

В.А. Фаворский иллюстрировал новеллы Мериме (1927–1934), Данте (1933), «Гамлета» (1940) и «Сонеты» Шекспира (1947).

Многочисленные циклы гравюр были созданы художником к произведениям русской литературы. Его иллюстрации к «Рассказам о животных» Л. Толстого (1929–1931), к «Жень – Шеню» М. Пришвина (1933), к повести Н. Гоголя «Иван Федорович Шпонька и его тетушка» (1930–1931), и ко многим другим произведениям классической и современной отечественной литературы поражают мастерством художника, который, не нарушая стройности повествования, дает полную характеристику жизненного явления. Фаворский умел вместе с тем сохранить свой почерк, свою художественную самобытность. Многие его иллюстрации дополняют литературное произведение, дают нам пищу для раздумий, выражают самостоятельный взгляд художника на действительность и, таким образом, являются оригинальными графическими произведениями высокого достоинства. На рисунке 1 представлены некоторые работы Владимира Андреевича Фаворского.

Современные художники книжной графики и сейчас создают зачастую очень красивые и качественные иллюстрации, но, однако сейчас нет таких талантов, способных встать в один ряд с именами советских классиков художников книги, творящих для детей – Сутеевым, Чарушиным, Токмаковым, Митуричем, Конашевичем.

Современное книжная графика – это мир без прочных границ, в котором каменная стена может обернуться глубиной неба, в которой засветятся далекие звёзды. Но во всех своих превращениях этот мир остается уютным и добрым.

 

Рисунок 1. Книжная графика В.А. Фаворского

 

Сегодня многое здесь «режет глаз» художникам и критикам предыдущих поколений: кукольность, пристрастие к открытым эффектам, манерная стилизации. Но видно, что молодые художники такие же талантливые и мечтательные, как и их предшественники. Современному художнику книжной графики мало уметь рисовать на бумаге. Большинство уже давно перешли на интернет-просторы и используют в работе только графические редакторы. Поэтому сейчас художникам особенно важно изучить все нюансы работы в таких программах, как Illustrator. Photoshop, CorelDRAW.

Хочется отметить некоторых современных художников книги. Среди них – Игорь Олейников, чьи иллюстрации к сказкам завораживают и очаровывают, Евгений Антоненков, Владислав Ерко, Евгения Гапчинская.

Одной из самых заметных и интересных художниц, иллюстрирующих книги, является Галина Зинько. Галина Зинько, обычная девушка из украинского города Харькова, рисует поражающие воображение работы. Они переполнены цветами и смыслом, создавая свое особое настроение, которое нельзя передать словами, но можно почувствовать. Свои картины девушка создает, используя линогравюру и акварель. Совсем маленькие детали она затем дорисовывает на компьютере. На первый взгляд кажется, что картины выполнены в стиле сюрреализм, но на самом деле, художница и сама не может точно определить свой стиль. Главное, что ее рисунки вызывают волнение и трепет. Она проиллюстрировавшая множество детских книг, среди которых сказки Пушкина, Аксакова, Ш. Перро, Г.Х. Андерсена. На рисунке 2 представлены некоторые работы Галины Зинько.

 

Рисунок 2. Работы Г. Зинько

 

Бытует мнение, что оформительские задачи все чаще подчиняются штампу, уныло-стандартному однообразию. Иллюстрации порой считают чем-то отжившим и архаическим, во многих издательствах откровенно стремятся избавиться от них, как от незваного гостя. И возникает вопрос – нужны ли нам красивые, хорошо оформленные книги, если наше поколение все больше предпочитает бумажным книгам электронные? Я считаю, что новые формы художественного текста сегодня, в XXI веке, способны зародить и новую форму иллюстрации. Книжная графика не стоит на месте, она развивается вместе с книгой. Создание электронных книг влечет за собой создание компьютерных, визуальных, анимационных и аудио-иллюстраций. Нельзя с точностью сказать, хорошо это или плохо, и смогут ли они когда-нибудь конкурировать с классическим оформлением книги. Но главное, что у книжной графики есть будущее. И современные художники способны это доказать.

 

Список литературы: 
1. Айдарова З. Бейнелеу өнері. Алматы: Атамұра, 2006.
2. Искусство шрифта. Работы московских художников книги. – М., 1977.
3. Петров В.Н. Владимир Васильевич Лебедев. – Л., 1972.