Статья:

БОГЕМА И ЕЕ АТРИБУТЫ

Конференция: XXV Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: гуманитарные науки»

Секция: 3. Культурология

Выходные данные
Новослугина Я.А. БОГЕМА И ЕЕ АТРИБУТЫ // Молодежный научный форум: Гуманитарные науки: электр. сб. ст. по мат. XXV междунар. студ. науч.-практ. конф. № 6(24). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_humanities/6(24).pdf (дата обращения: 28.12.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 4 голоса
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

БОГЕМА И ЕЕ АТРИБУТЫ

Новослугина Яна Александровна
студент 3 курса культурологического факультета МБОУ ВПО «Челябинская государственная академия культуры и искусств», РФ, г. Челябинск
Шуб Мария Львовна
научный руководитель, канд. культурологических наук, доц. кафедры культурологии и социологии, «Челябинская государственная академия культуры и искусств», РФ, г. Челябинск

 

Прежде чем мы попытаемся определить сущность богемы, задайтесь вопросом, что же такое богема, кого Вы можете назвать богемным человеком — Сергей Пахомов, Марина Абрамович, Петр Павленский, Виктор Ерофеев. Вы видите, что все эти люди разные, так же эклектична и многопланова и сама богема, сочетающая в себе множество признаков и форм.

Что же такое богема и как она появилась? Энциклопедия культурологии определяет ее как «артистическую среду с присущей ей особой атмосферой, нравами, жаргоном, манерой одеваться, способами общения» [3]. Дословно богема переводится как цыганщина. Так называли толпы бродячих цыган близ нынешней Чехии. Богема уже как литературно закрепленный феномен впервые появилась в романе Анри Мюрже «Сцены из жизни богемы», который был издан в 1851 году. Затем Д. Пуччини, опираясь на произведение А. Мюрже, создал свою знаменитую оперу «Богема» в 1896 году, которая снискала всемирную славу. После чего за богемой закрепилась артистическая, художественная среда. Яркими представителями богемы прошлого мы можем назвать Анри де Тулуза-Лотрека, Сальвадора Дали, Владимира Маяковского и др. деятелей искусства, которые отличались своеобразным поведением и стилем жизни. А. Тулуз-Лотрек, как известно, не мог обойтись без абсента и даже носил фляжку в своей трости [5, с. 119]. Жерар де Нерваль, французский поэт, выгуливал своего омара как собаку и говорил: «Он не лает и знает тайны глубин».

Итак, богема — это «среда главным образом художественной интеллигенции (актеров, музыкантов, художников), для которой характерен беспечный, беспорядочный образ жизни» [2].

Теперь же, определившись с тем, что же собой представляет богема, перейдем к ее основным признакам. Они разделены на две группы: идеологические и формальные. Рассмотрим сначала идеологические.

  1. Ориентация на творчество и художественную деятельность как основополагающий принцип. Представители богемы являются в первую очередь творцами, которые занимаются искусством не в силу увлечения, а профессионально, отдавая этому занятию всех себя. Будучи «отчужденными от социально полезного труда» [1, с. 12] представители богемы ориентированы на создание произведений искусства.
  2.  Маргинальность. Богема находится в пограничном, неустойчивом состоянии. Мы не можем назвать ее представителей успешными, состоявшимися, преуспевающими людьми в привычном нам значении этих слов. Богема социально не закреплена, в ней находятся люди, не имеющие постоянной работы, места жительства, социального статуса. Зачастую богема принадлежит городским низам (или притворяется, что принадлежит). Существование ее также характеризуется злоупотреблением алкоголем, другими пагубными для здоровья веществами, беспорядочной половой жизнью.
  3. Протестность. Нельзя забывать и о другом, очень важном идеологическом принципе протестной по своей сути богемы. Ее представители выступают против устоявшихся образцов в самом искусстве, создавая новые его формы. Ярким тому примером служат импрессионисты, в начале их пути, дадаисты, противопоставляющие себя вообще всему искусству, существовавшему до них, и даже институту музея. Также богема выступает против социальных норм, установок, моделей поведения, вырабатывая свой собственный образ жизни, отличный от образа жизни обывателя.
  4. Слабая гражданская позиция. Поле существования богемы находится в системе искусства, развлечений, гедонистического мировоззрения, оно выходит за пределы государственности, гражданственности и политических свобод, конструируя в своих границах другие социальные роли. Нам сложно себе представить, что человек искусства будет рьяно отстаивать свои гражданские права и выступать против закона «Об оскорблении чувств верующих», потому что он атеист. Скорее представитель богемы просто не отреагирует на такие происшествия, значение которых в его возвышенном и лишенном профанных, мирских увещеваний мире ничтожно.

Формальные признаки.

  1. Урбанистичность. Только в городе богема может заниматься творческим трудом и быть свободной от работы на земле и необходимости прокармливания себя через ручной труд [1, с. 27]. Город также обладает более развитой инфраструктурой, большим количеством социальных связей, контактов. В нем разнообразнее возможности для творческого развития и, что немало важно, выше вероятность нахождения своего зрителя, поклонника и мецената.
  2. Эпатажность. Богема шокирует, будоражит общественность своими экстравагантными выходками, манерой одеваться, стилем жизни. При помощи эпатажа богема пытается воздействовать на публику, встряхнуть ее, а также привлечь внимание к себе. Ведь богемность — это, прежде всего, образ, имидж, внешний атрибут. Ведь недаром сложилось устойчивое мнение, что людям из мира искусства дозволено то, что в повседневной жизни табуировано. Неконтролируемое употребление спиртных напитков, наркотиков, сумасшедшие наряды, несдержанность в высказываниях и жестах. Все это мы прощаем богеме в обмен на ее искусство и творчество.

Перечисленные атрибуты обрисовывают, выделяют феномен богемы среди других сообществ, субкультурных образований. Но, тем не менее, мы не можем все-таки с точностью определить, что такое богема, ограничить ее четкими терминами и установками. В этом заключается проблема ее исследования. Богема лишена своего референта, как написал О.В. Аронсон [1]. Это связано, в первую очередь с тем, что богема, обладающая всеми перечисленными атрибутами, достаточно подвижна, приспосабливаема и полисемантична. Достаточно сложно определить, является ли действительно какая-либо одиозная личность от искусства представителем богемы или же этот человек лишь использует внешний образ, надевает маску богемности для повышения продаж собственного искусства.

Характер современной культуры, выраженный в превращении всего в товар, нашел свое яркое проявление в сфере искусства. И художники (арт-дилеры, какие-либо арт-институты) стали продавать не только произведения искусства, но и образ, имидж творца, которые узнаваемы и популярны. Быть может, популярнее самих работ. То есть богемность из характерного признака художника – носителя других, иных по отношению к официальной культуре механизмов создания произведения искусства, смыслов, моделей поведения, превратилась в необходимую часть коммерчески успешного эпатирующего, ставящего с ног на голову продукта. В этом есть еще одна проблема исследования богемы. Как отделить зерна от плевел, как отличить истинную богему от неистинной? Стоит ли вообще их разделять?

В перспективе же хотелось бы определить границы данного сообщества с целью большей его конкретизации. Также необходимым видится проследить, насколько богема влияет на окружающую ее культуру и сама культура, в свою очередь влияет на нее, то есть своеобразные обменные процессы с внешней средой. Все это необходимо исследовать, чтобы создать уникальный культурный продукт, который будет актуален и необходим именно для этой общности.

Возвращаясь непосредственно к богеме, невозможно не упомянуть слова великого художника и по совместительству яркого представителя богемы Сальвадора Дали: «У меня был девиз: главное — пусть о Дали говорят. На худой конец пусть говорят хорошо». На этом мы хотели бы завершить разговор о многогранном и полисемантичном феномене богемы.

 

Список литературы:

  1. Аронсон О.В. Богема: опыт сообщества. Наброски к философии асоциальности. — М: Прагматика культуры, 2002 — 96 с.
  2. Большой толковый словарь по культурологии — Кононенко Б.И. 2003. — [Электронный ресурс] — Режим доступа — URL: http://terme.ru/ (Дата обращения: 19.03.2015).
  3. Бычков В.В. Лексикон нонклассики. Художественно-эстетическая культура XX века: Российская полит. энциклопедия, 2003. — 603 с.
  4. Султанова А.Н. Социокультурный феномен богемы. Автореф. диссертации на соискание ученой степени кандидата философских наук. Дагестан. пед. университет, Махачкала, 2012. — [Электронный ресурс] — Режим доступа — URL: http://www.dissercat.com/ (Дата обращения: 23.03.2015).
  5. Перрюшо А. Жизнь Тулуз-Лотрека. — М.: Радуга, 1994. — 283 с.