Статья:

АБСЕНТЕИЗМ В КОНТЕКСТЕ ПОЛИТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В РФ

Конференция: XXV Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: гуманитарные науки»

Секция: 3. Культурология

Выходные данные
Юдин С.В., Вандышева К.С. АБСЕНТЕИЗМ В КОНТЕКСТЕ ПОЛИТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В РФ // Молодежный научный форум: Гуманитарные науки: электр. сб. ст. по мат. XXV междунар. студ. науч.-практ. конф. № 6(24). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_humanities/6(24).pdf (дата обращения: 09.11.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 2 голоса
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

АБСЕНТЕИЗМ В КОНТЕКСТЕ ПОЛИТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В РФ

Юдин Сергей Владимирович
студент третьего курса, культурологический факультет, кафедра культурологии и социологии ФГБОУ ЧГАКИ, РФ, г. Челябинск
Вандышева Ксения Сергеевна
студент третьего курса, культурологический факультет, кафедра культурологии и социологии ФГБОУ ЧГАКИ, РФ, г. Челябинск
Шуб Мария Львовна
научный руководитель, канд. культурологии, доцент ФГБОУ ЧГАКИ, РФ, г. Челябинск

 

В статье рассматривается абсентеизм как один из основополагающих элементов политической культуры. Подробно рассмотрены теоретико-методологические основы понятия, исследования отечественных и зарубежных ученых, основные предпосылки рассматриваемого явления с социокультурных позиций. Особое внимание уделено особенностям и проблемам политической культуры РФ.

Анализируя политическую культуру, мы не можем не рассматривать абсентеизм как особый тип электорального поведения, т. к. он является одним из основополагающих ее элементов.

Под абсентеизмом понимают «безразличное отношение людей к собственным общественно-политическим правам. Типичное проявление абсентеизма — сознательное уклонение избирателей от участия в голосовании» [1].

Абсентеизм может трактоваться с разных точек зрения: с позиции политического участия — как неучастие в голосовании на выборах граждан, которые наделены активным избирательным правом; как особая форма протестного политического поведения; как результат законодательно установленной добровольной реализации активного избирательного права; как причина политической слабости государства, нестабильности и хаоса в стране; как пассивность граждан, вследствие низкого уровня политико-правового сознания и культуры.

Также наиболее распространенной и важной является трактовка абсентеизма как части политической культуры в целом и политической активности граждан в частности. Под электоральным поведением понимают «…участие в осуществлении власти или противодействие в осуществлении власти, как проявляющиеся в ходе голосования на выборах в органы власти политические действия, заключающиеся в предусмотренных избирательным законодательством формах отношения к политическим субъектам» [2, с. 4].

Один из основоположников психологического подхода Е.Б. Шестопал в своей работе «Политическая психология» рассматривает формирование абсентеизма, электорального поведения, исходя из индивидуальных, личностных установок политического участия, сформированных в процессе социализации. То есть решающее влияние на поведение избирателей осуществляют психологические особенности человека, его опыт и уровень политической культуры [7].

Проблема анализа политического отчуждения в современной действительности является одной из актуальных тем для осмысления той или иной политической системы.

В этом контексте важно рассмотреть, что лежит в основе различных моделей политического поведения избирателей. Это позволит выяснить причины распространения абсентеизма. Проанализировав различные исследования абсентеизма в контексте политической культуры с социокультурных позиций, можно выделить две основные формы, объединяющие различные теории избирательного поведения. Они характеризуют специфические особенности поведения избирателей во время избирательных кампаний: рациональные формы избирательного поведения (Э. Даунс, М. Фиорина, М. Ослон и др.) и экспрессивные модели избирательного поведения (П. Лазарсфельд, Г. Алмонд, С. Верба и др.) [3, с. 112—123]. В рамках рациональных форм выделяют теорию «расчета голосов», которая трактует электоральное поведение избирателя с точки зрения оценки им собственных перспектив в случае прихода к власти той или иной политической силы. Согласно этому, голос избирателя — это своеобразный «вклад», который он делает для получения желаемого результата [4, с. 112—123]. Сама же возможность участия в голосовании рассчитывается избирателем из соотношения факторов «полезность — затраты». Если время и усилия, которые тратит избиратель для получения и анализа информации о субъектах избирательного процесса и посещения избирательного участка, не соответствуют ожидаемой полезности от результата волеизъявления, то избиратель не участвует в голосовании [2]. В ходе демократических преобразований постсоветского российского пространства, участие в выборной системе играет важную роль в образовании гражданского общества и формировании политической культуры. Институт демократических выборов существует в нашей стране уже более пятнадцати лет, однако с каждым годом уровень явки на избирательные участки, во время выборов в региональные и местные органы власти, постоянно уменьшаются. В российском обществе наметилась тенденция к увеличению числа граждан, игнорирующих выборы (абсентеистов), это обусловлено рядом предпосылок, такими как: социально-политическая ситуация, культурно-историческая традиция, экономические условия и т. д.

Рост числа абсентеистов фиксируется практически во всех высокоразвитых в экономическом отношении странах, начиная с Великобритании и заканчивая Японией. По данным Международного института демократии и содействия выборам, проводившего анализ активности избирателей на всеобщих парламентских и президентских выборах в 163 странах мира, среднестатистический показатель явки избирателей снизился за последние годы с 70 до 52 %. Таким образом, с известными допущениями, можно утверждать, что абсентеизм стал вненациональным явлением, которое отражается на «мировой политической культуре» постиндустриального общества [5].

Растет число абсентеистов и в Российской Федерации, где в выборах различного уровня не участвует от 40 до 70 % потенциальных избирателей. Тогда как в конце 80-х — начале 90-х годов в выборах депутатов Верховного Совета РСФСР, а затем депутатов первой и второй Государственной Думы РФ участвовало более 85 % внесенных в списки избирателей [5].

Особенно быстрыми темпами растет число тех, кто не желает участвовать в выборах структур региональной власти, глав органов местного самоуправления. Очевидно, что снижение числа граждан, принимающих участие в голосовании, переводит в практическую плоскость проблему легитимности власти, которая сегодня многими осознается как главная проблема современного этапа развития гражданского общества в РФ. Политический деятель, не получивший поддержки большей части населения, не может рассматриваться как носитель законной власти, что обычно ведет к социальной дестабилизации, порождает многочисленные кризисные явления.

Данная тенденция связана с целым рядом законодательных актов, которые не позволяют оппозиционным силам активно участвовать в политической жизни государства, например, закон «О собраниях, митингах демонстрациях, шествиях и пикетированиях» и т. п. Данные законопроекты, непосредственным образом сказываются на абсентеистских воззрениях граждан. Также одной из основных причин проявлений абсентеизма, является отсутствие у избирателей уверенности в том, что их голос будет влиять на результаты голосования, что путем демократических процедур можно оказать влияние на власть, на ее отношение к социально-политическим нуждам граждан. Кроме того, избиратели не верят, что после подведения итогов они смогут осуществлять контроль над властью. По данным опроса Левада-Центра, проведенного 1—19 октября 2014 г., более 75 % населения считают, что народ слабо, либо вообще не контролирует органы местного самоуправления [5].

В связи с выстроенной вертикалью и централизацией власти в Российской федерации граждане считают, что смогут повлиять на политику лишь во время выборов федерального масштаба, тогда как местные выборы малозначительны. Этот факт отчасти подтверждается достаточно высокими показателями явки на президентских и парламентских выборах в РФ: на президентских 2012 г. явка составляла 65, 34 % (в 2008 г. — 69, 70 %), на парламентских 2011 г. — 60, 1 % (в 2007 г. — 63, 71 %) [5].

Данная тенденция обусловлена рядом факторов:

·культурно-историческими особенностями нашей страны. Российская история так и не выработала демократическую концепцию политической культуры. Также стоит отметить, что уровень абсентеизма может носить и скрытый характер. В частности, такой характер имел абсентеизм в СССР. При том, что явка на выборах превышала 89 %, это была лишь видимость политической активности граждан, поскольку она носила принудительный характер. Постсоветский период также привел к увеличению абсентеизма в обществе, этому способствовало резкое снижению социального благополучия граждан, вызванное реформаторской деятельностью правительства в начале 90-х г., что также способствовало утрате доверие к демократических ценностям и к государственным органам различного уровня.

Абсентеизм также связан с культурными традициями России, отсутствием демократических институтов, а вследствие и активной политической позиции, что негативно отразилось в частности на политической культуре и ментальности российского общества.

С социально-политической обстановкой, в российских СМИ зачастую прослеживается тенденция антидемократической направленности, критика западных ценностей, также стоит отметить и факт, что оппозиция показывается в роли внутреннего врага — предателя, что сопутствует увеличению абсентеизма в обществе, поскольку исключает часть электората от системы выборов, тем самым их маргинализируя. Также стоит отметить тенденцию к консервативному направлению, которое стало магистральным, что мешает развитию гражданского общества в демократическом ключе.

Экономический фактор, где на выбор граждан прежде всего влияет состояние экономики. Причем избиратель может оценивать и собственно экономическое положение (эгоцентрическое голосование), и состояние национальной экономики в целом [4].

Таким образом, абсентеизм в российской политической культуре носит устойчивый, ментальный характер. Абсентеизм включает в себя несколько факторов, обусловленных как современной социально-политической обстановкой, так и культурными традициями, которые сложились в российском социуме, требующие более детального культурологического осмысления как социокультурное явление в современной России.

 

Список литературы:

  1. Абсентеизм и его причины: специализированный сайт — [Электронный ресурс]. URL:http://www.auditkom.ru/absenteizm _i_ego_prichiny.html. (дата обращения 2.01.2015).
  2. Гришин Н.В. Динамика электоральных предпочтений населения Юга России: сравнительное исследование / Н.В. Гришин. — М.: Социально-политическая мысль, 2008. — 182 с.
  3. Гудина Ю.В. Активность российских избирателей: теоретические модели и практика / Ю.В. Гудина // Полис. — 2003. — № 1. — С. 112—123.
  4. Даунс Э. Теория Рационального Выбора — [Электронный ресурс] — Режим доступа: URL http://gufo.me/content_pol/teorija-racionalnogo-vybora-5346.html (Дата обращения 14.02.2015).
  5. Левада-центр Аналитический центр Юрия Левады(включено в реестр иностранных агентов) — [Электронный ресурс] — Режим доступа: URL http://www.levada.ru/category/rubriki-saita/press-vypuski (дата обращения 14.02.2015).