Статья:

СУЩНОСТЬ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ И МОЛОДЕЖЬЮ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ

Конференция: XXV Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: гуманитарные науки»

Секция: 7. Психология

Выходные данные
Марко А.В. СУЩНОСТЬ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ И МОЛОДЕЖЬЮ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ // Молодежный научный форум: Гуманитарные науки: электр. сб. ст. по мат. XXV междунар. студ. науч.-практ. конф. № 6(24). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_humanities/6(24).pdf (дата обращения: 07.02.2023)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

СУЩНОСТЬ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ И МОЛОДЕЖЬЮ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ

Марко Анна Владимировна
студент 6 курса Гуманитарно-педагогической академии ФГАОУ ВО «Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского», РФ, г. Ялта

 

Приоритетным направлением социальной политики является предупреждение детской инвалидности, создание системы эффективной социальной работы с детьми и молодежью с ограниченными возможностями. По данным Всемирной организации здравоохранения, 2—3 % детей всей планеты имеют инвалидность. Более того, в нашей стране, как и во всем мире, наблюдается тенденция роста числа детей-инвалидов. Негативная тенденция роста заболеваемости детей в нашей стране усиливается социально-экономической, духовно-нравственной ситуации в обществе.

Социально-педагогический подход в социальной работе, создание института социальных педагогов обоснованные в трудах В.Г. Бочаровой, Б.З. Вульфова, М.П. Гурьяновой, В.И. Загвязинського, И.А. Липского, В.С. Торохтия, Г.Н. Филонова, Т.Ф. Яркиной и др. Особую значимость имели теоретические идеи и положения в области социальной и социально-педагогической реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья, изложенные в работах Н.Н. Алексеечева, Н.И. Бабкина, С.А. Беличевой, Н.Ф. Дементьевой, Т.А. Добровольськой, М.А. Ждановой, Н.М. Иовчук, Т.В. Каграманов, Н.Н. Малофеева, Н.С. Моровой, П.Д. Павленко, Г.Г. Силласте, Е.И. Холостова, Н.Б. Шабалиной, В.Н. Ярськой и др.

Социально-педагогическая работа с инвалидами — это профессиональная или волонтерская деятельность, которая направлена на гармонизацию и гуманизацию отношений личности и общества через педагогизацию среды ребенка и предоставления социальных услуг. Главная цель социально-педагогической помощи людям с особенными потребностями — интеграция в общество.

Интеграция в общество — это процесс восстановления утраченных связей человека с обществом, обеспечивает ее включения в основные сферы жизнедеятельности: труд, быт, досуг. Если же говорить об интеграции социальной, то это процесс и состояние сочетания составных частей социума, прежде всего индивидов и групп в единую социальную целостность или систему: а) процесс и состояние сочетание разных по качеству социальных элементов в функционально единый организм, систему, целостность образования; б) процесс вхождения в определенную систему (целостности), которая уже образовалась, той или иной социальной доли (группы, индивида), что сливается с системой и приобретает признаки структурного, составляющего элемента [3].

Базовыми этическими принципами социальной работы с этой категорией детей и молодежи являются:

  1. сочувствие, милосердное, положительное отношение к каждой личности, уважение и принятие его таким, какой он есть;
  2. выравнивания возможностей в различных сферах жизни;
  3. свобода выбора видов социально-педагогической помощи.

Главные задачи социально-педагогической помощи:

  1. адаптация и реинтеграция, социализация личности;
  2. удовлетворения личных и социальных потребностей инвалида;
  3. педагогизация жизненного пространства инвалида;
  4. нормализация жизни семьи, в которой живет инвалид.

В структуре социально-педагогической помощи первым выделяется социальный компонент. Поэтому вполне естественным является удовлетворение особых потребностей инвалидов путем предоставления социальных услуг [4]. Социальные услуги представляют собой систему социальных действий, направленных на удовлетворение потребностей человека. В узком смысле слова — это система социальных удобств, что предоставляются личности. Содержание социальных услуг составляют: информационно-консультационная помощь семье по правовым вопросам, социально-психологическое консультирование, помощь в уходе и надзоре за ребенком, обеспечение лекарствами и продуктами питания, организация жизнедеятельности и досуга личности. Социальные услуги осуществляются путем индивидуальной работы.

Один из компонентов социально-педагогической помощи — воспитание гармоничной личности, формирования ее ценностных ориентаций. Социально-педагогическая помощь инвалидам построена на реализации и внедрении определенных форм и методов работы, взаимодействия индивида и социального окружения. В соответствии с этим социальный педагог в качестве эксперта оказывает помощь отдельному лицу и его семьи в решении социально обусловленных педагогических и психологических проблем, анализирует взаимозависимости между этими проблемами и соответствующими социальными факторами; выступает партнером в мобилизации источников социально-педагогической и психологической поддержки; является посредником между членами семьи и другими социальными институтами в решении конфликтных ситуаций [1].

Общий процесс социально-педагогической помощи включает 4 этапа:

  1. Исследовательский: выявление особых и социальных потребностей инвалидов, сохранившихся способностей.
  2. Планирование системы социально-педагогических воздействий.
  3. Организация социально-педагогической помощи.
  4. Оценка результатов деятельности.

Содержание социально-педагогической помощи инвалидам составляет социально-педагогическая профилактика, социальное обслуживание (социально-педагогический патронаж), социально-психологическая реабилитация.

Социально-педагогическая профилактика — это система превентивних действий, направленных на предупреждение социальных последствий инвалидности: социальной обособленности и изолированности человека.

Социальное обслуживание представляет собой мобилизацию источников социально-педагогической и психологической поддержки с целью удовлетворения особых потребностей детей, молодежи и семьи.

Социально-психологическая реабилитация рассматривается как целостный динамичный непрерывный процесс развития личности, ее самоактуализации и самореализации.

В данном случае «реабилитация» толкуется как «восстановление нарушенных функций», «компенсация утраченных возможностей», «возвращение к активной жизни». Эти определения базируются, с одной стороны, на этимологии данного слова, а с другой — на понимании этого процесса как приближения к исходному состоянию, восстановление утраченного, иногда практически невозможно. Поэтому целью реабилитации может быть не возврат к определенной положительной исходной точке, а увеличение адаптивных возможностей субъекта социализации, способности быть адекватным новым условиям, управлять своей жизнью [2]. Реабилитация должна быть направлена на формирование у человека качеств, которые могут помочь ей более оптимально приспособится к окружающей среде. Кроме того, реабилитация, будучи по своему содержанию комплексной, должна быть направленна не только на лицо, но и на всю ее семью. Реабилитация восприниматься не только как борьба против болезни, но и за человека и его место в обществе. Поэтому конечными результатами могут быть не только медико-физиологические показатели, но и показатели социальные, и последствиями — социальная-ролевая функция реабилитированого, адекватная его потенциальным способностям. Особенно важным аспектом в реабилитации является понимание ее не как воздействия, а как взаимодействия с семьей на основе партнерства по реализации целей реабилитации, личностно-ориентированного подхода, комплексности и системности усилий. В данном случае особенного внимания, как форма взаимодействия, заслуживает реабилитация социокультурная, главной целью которой является личностное развитие индивида, повышения его уровня саморегуляции. В условиях демократизации общества важной задачей является равные стартовые возможности для всех личностей, независимо от психофизического развития, состояния здоровья, возраста, пола, социально-экономического статуса человека. Создание равных возможностей для инвалидов означает, что каждый человек изначально имеет право на жизнь, обучение, воспитание и трудоустройство вместе со своими ровесниками. Определяются такие целевые области для создания равных возможностей, как физическое доступнисть, образование, занятость, поддержка доходов и социальное обеспечение, семейную жизнь и свобода личности, культура, отдых, спорт и религия [2]. Признание принципа равных возможностей в области начального, среднего и высшего образования для детей и молодежи отразилось на создании во многих странах мира интегрированных структур совместного обучения детей-инвалидов со здоровыми детьми. Принцип равных возможностей в социальной работе означает предоставление социальной помощи независимо от категории инвалидности [5]. В основе социально-педагогической помощи детям-инвалидам является социально-педагогический патронаж семьи, главная цель которого — сохранение ее целостности и основных функций. Социально-педагогический патронаж семьи, воспитывающей ребенка с особыми потребностями, — это система регулярной помощи родителям в воспитании ребенка, уходе и надзоре за ней, организации межличностных отношений, нормального ритма жизни, индивидуального физического комфорта, правовой защиты.

Таким образом осознавая инвалидность как сложное социальное явление, которое включает взаимоотношения между индивидом, что имеет недостатки, социального контекста, в котором данная ситуация имеет место, и значением, которое ей уделяется, можно предположить, что проблемы инвалидов могут быть решены так, как общество готово изменить свои привычки и ожидания, чтобы включить людей, которые имеют определенные отклонения, в социальную жизнь. следует поддерживать наиболее приоритетные направления социальной работы, которые отрицают максимальную активность и самостоятельность инвалидов: активизация жизнедеятельности по месту жительства, создание центров трудовой деятельности, помощь в организации удачного бизнеса, налаживания контактов с ровесниками.

 

Список литературы:

  1. Акатов Л.И. Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья. Психологические основы: Учебное пособие для студентов высшых учебных заведений. — М: гуманит. изд. центр ВЛАДОС, — 2003. — 368 с.
  2. Беспалько А., Эдель С. Подготовка волонтеров к работе с детьми ограниченной функциональности / Методические рекомендации. / Под ред. Капской А.И. — М: НПУ имени М.П. Драгоманова, 2001. — 243 с.
  3. Бех И. Гуманизация специального образования аномальных детей как социально-педагогическая проблема // Дефектология. — 1996. — № 1. — С. 19—23.
  4. Бондарь В., Одинченко Л., Постовойтов Е. Благотворительность как предпосылка развития общественной помощи детям с психофизическими недостатками // Дефектология. — 1996. — № 4. — С. 48—52.
  5. Борщевская Л.В., Зиброва А.В., Иванова И.Б. и др. На помощь родителям, имеющим детей с особыми потребностями. — К: Украинский институт социальных исследований, 1999. — 79 с.