Статья:

РАЗГОВОРНАЯ ЛЕКСИКА В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ С.НИКИТИНА (НА МАТЕРИАЛЕ ПОВЕСТИ «ВЕСНА, СТАРЫЙ ПИСАТЕЛЬ, МАЛЕНЬКИЙ МАЛЬЧИК И РЫЖАЯ СОБАКА»)

Конференция: XXV Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: гуманитарные науки»

Секция: 9. Филология

Выходные данные
Боркова П.К. РАЗГОВОРНАЯ ЛЕКСИКА В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ С.НИКИТИНА (НА МАТЕРИАЛЕ ПОВЕСТИ «ВЕСНА, СТАРЫЙ ПИСАТЕЛЬ, МАЛЕНЬКИЙ МАЛЬЧИК И РЫЖАЯ СОБАКА») // Молодежный научный форум: Гуманитарные науки: электр. сб. ст. по мат. XXV междунар. студ. науч.-практ. конф. № 6(24). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_humanities/6(24).pdf (дата обращения: 22.12.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 12 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

РАЗГОВОРНАЯ ЛЕКСИКА В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ С.НИКИТИНА (НА МАТЕРИАЛЕ ПОВЕСТИ «ВЕСНА, СТАРЫЙ ПИСАТЕЛЬ, МАЛЕНЬКИЙ МАЛЬЧИК И РЫЖАЯ СОБАКА»)

Боркова Полина Константиновна
студент Владимирского государственного университета им. А.Г. и Н.Г. Столетовых, РФ, г. Владимир
Богрова Ксения Михайловна
научный руководитель, канд. филол. наук, доц. Владимирского государственного университета им. А.Г. и Н.Г. Столетовых, РФ, г. Владимир

 

Язык — важнейшее средство человеческого общения и орудие художественного творчества. Русский литературный язык имеет разговорную и письменную формы выражения. Разговорная речь до недавнего времени оставалась за пределами предмета исследований языковедов. Такое положение возникло по той причине, что в произведениях письменной речи примеры живой коммуникации встречаются сравнительно редко. Но последние годы оказались весьма продуктивными для понимания сущности русского просторечия — уникального явления в среде носителей русского языка.

Разговорное слово используется в литературном языке как стилистическое средство для придания речи особенного оттенка. Часто эти слова являются выразительными, экспрессивными синонимами слов нейтральной лексики. Автор использует в произведении художественного стиля различные специфические варианты, например, архаизмы, просторечную лексику, неологизмы. Необходимо отметить, что использование разговорных слов в произведениях обусловлено авторской позицией и не может трактоваться как нарушение стилистики.

В качестве общих признаков разговорной речи выделяются:

  • неподготовленность, экспромтный характер речи;
  • неофициальность, непринуждённость, естественность и экспрессивность речевого общения, отсутствие предварительного отбора языковых средств, обыденность содержания;
  • ведущая роль диалога в общении;
  • непоследовательность изложения, прерывность, личностный характер речи.

Актуальность данного исследования заключается преимущественно в том, что разговорный язык С. Никитина помогает отобразить особенности языковой картины жителей Владимирской области.

Цель нашей работы — изучение особенностей разговорной лексики С. Никитина на материале произведения «Весна, старый писатель, маленький мальчик и рыжая собака». Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

  • изучить разговорную лексику данного произведения;
  • охарактеризовать особенности функционирования разговорной лексики;
  • рассмотреть особенности образования слов, относящихся к разговорной лексике.

Разговорная лексика в произведениях С. Никитина о жизни, чаще всего деревенской и простой, благодаря особенностям семантической структуры ее компонентов, является одним из важнейших средств создания выразительности речи, яркой характеристики действующих лиц, передачи их психо-физического состояния, правдивого отражения жизни и быта людей. Чаще всего эмоционально-окрашенная лексика является разговорно-бытовой, потому что используется при неофициальном общении и может нести с собой различные оценки субъектов, действий, отношений, в дальнейшем рассмотрим это на основе примеров.

Сначала необходимо отметить, что лексика разговорного стиля делится на две большие группы:

  1. общеупотребительные слова (день, год, спать, рано, хороший);
  2. разговорные слова (картошка, читалка, примоститься).

Мы рассмотрели контексты данного произведения, выделили из них приблизительно 100 нейтральных, общеупотребительных слов (жизнь, мальчик, дороги, лето, крыши, школа) и 20 разговорных (впадинка, комок, последыш, шубенка). Наиболее важной для нашей работы является вторая группа слов, на ее подробном рассмотрении мы и остановились.

Одной из главных задач мы ставили анализ образования слов, относящихся к разговорной лексике, в ходе работы было установлено, что словообразование разговорной речи характеризует черты, обусловленные её экспрессивностью и оценочностью: здесь особую активность обнаруживают суффиксальный, префиксальный и суффиксально-префиксальный способы. Менее активны разные виды производства сложных слов. Чаще всего употребляются суффиксы субъективной оценки со значениями ласкательности, неодобрения, и др.

Большинство слов с функциональной окраской разговорности в данном произведении образованы суффиксальным способом:

  • суффикс -к- и -ок- с уменьшительно-ласкательным значением предмета: впадинка, озерки, комок, тополек;
  • суффикс -ик- / -ник- / -няк- со значением:
  1. пространства или территории, содержащее что-то, покрытое чем-то:

малинник; березняк;

  1. предмета, предназначенного для чего-либо, обозначающего что-либо: воротник, кончик (шарфа);
  • суффикс -аст- со значением части тела животного или человека, внешних качеств: лапастый;
  • суффикс -онк- и -ёнк- со значением пренебрежительного оттенка существительного: шубенка;
  • суффикс -а(ть)- с общим значением действия: помирать
  • суффикс -ыш- со значением предмета, являющего носителем признака: последыш.

Несколько слов с помощью приставочно-суффиксального способа:

полушубок, по-стариковски;

Приставочным способом: заговорил;

Удвоение слов с дополнительной префиксацией для усиления экспрессии: волей-неволей;

Оставшиеся единицы разговорной лексики являются просторечиями, редко употребляющимися в речи: гнéло, горевать, на угреве, потупиться, подпоясавшись.

Отсюда видно, что чаще всего автор использует в данном произведении разговорные слова, образованные суффиксальным способом, большинство из них образованы суффиксами с уменьшительно-ласкательным значением. На основании этого можно сделать вывод, что рассмотренные лексические единицы несут в себе разговорно-бытовой характер.

Что касается особенности функционирования разговорной лексики, то здесь можно выделить три функции [3; 85]:

  1. номинативную — создание необходимой номинации;
  2. экспрессивную — получение экспрессивного средства (выразительности);
  3. компрессивную — использование более краткой единицы.

Номинативная функция нужна для того, чтобы дать имя тому или иному явлению действительности. Например: впадинка, комок, воротник, полушубок, кончик, березняк, малинник и др.

Экспрессивная функция отражает свойственную разговорной речи тенденцию к повышено эмоциональному способу выражения. Экспрессивное словообразование охватывает ту область, которую принято называть «формы субъективной оценки»: лапастый, по-стариковски, шубенка.

Компрессивная функция состоит в построении слов, которые представляют собой разного рода сокращения имеющихся в языке номинативных единиц — слов и словосочетаний. Например: последыш, угрев.

Из выше представленной классификации можно сделать вывод, что автором возможно употребление слова, выполняющего все три функции. Например: … прерывистый вздох — последыш плача — сотрясал его тело

  1. Номинативная функция выполняет языковую роль присваивания имени данной лексической единице для ее актуализации (или воспроизведения).
  2. Экспрессивная функция выражает эмоциональное состояние героя, о котором говорится в тексте.
  3. Компрессивная функция выполняет роль сокращения, имеющегося в языке словосочетания [3; 87], как правило, это последний ребенок [4; 933], но автор его использует в другом значении, что видно из контекста. Исходя из этого, можно указать, что для данной лексической единицы характерно индивидуально авторское создание нового образа.

Необходимо отметить, что это лишь малая часть богатого материала, который можно подвергнуть анализу. Предназначение данной работы состоит в ее дальнейшем расширении, изучении и других произведений С.К. Никитина, после чего возможны подробные выводы об использовании разговорной лексики в творчестве владимирского писателя.

 

Список литературы:

  1. Виноградов С.И., Платонова О.В. Культура русской речи, 1991. — [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://sbiblio.com/BIBLIO/archive/ graudina_shiryaev_spiking_culture/5.aspx.
  2. Земская Е.А. Русская разговорная речь. Лингвистический анализ и проблемы обучения. — М.: Флинта, Наука, 2011. — 240 с.
  3. Земская Е.А., Китайгородская М.В., Ширяев Е.Н. Русская разговорная речь. Общие вопросы. Словообразование. Синтаксис. — М.: Наука, 1981. — 275 с.
  4. Кузнецов С.А. Большой толковый словарь русского языка. — СПб.: Норинт, 2000. — 1536 с.
  5. Пименова М.В., Артамонова М.В. «Речение» и «разум» древнерусского текста: В 2-х ч. Часть II. Методические указания к выполнению курсовых работ по русскому языку. — Владимир: ВГПУ, 2008. — 40 с.
  6. Справочная служба русского языка — [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://www.rusyaz.ru.
  7. Филиппова Л.С., Филиппов В.А. Русский язык и культура речи. — М.: Флинта, Наука, 2009. — 272 с.