Статья:

АРХИТЕКТУРНЫЕ АНСАМБЛИ СМОЛЕНСКА ПОСТРОЕННЫЕ В XIX веке

Конференция: XXV Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: гуманитарные науки»

Секция: 2. Краеведение

Выходные данные
Германова Е.Н. АРХИТЕКТУРНЫЕ АНСАМБЛИ СМОЛЕНСКА ПОСТРОЕННЫЕ В XIX веке // Молодежный научный форум: Гуманитарные науки: электр. сб. ст. по мат. XXV междунар. студ. науч.-практ. конф. № 6(24). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_humanities/6(24).pdf (дата обращения: 28.03.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

АРХИТЕКТУРНЫЕ АНСАМБЛИ СМОЛЕНСКА ПОСТРОЕННЫЕ В XIX веке

Германова Елизавета Николаевна
студент Смоленского государственного университета, РФ, г. Смоленск
Пысларь Мария Станиславовна
научный руководитель, старший преподаватель Смоленского государственного университета, РФ, г. Смоленск

 

В многотомном справочнике «Свод памятников архитектуры и монументального искусства России», Смоленская область заслуженно занимает третье место. Её архитектурные ансамбли отражают художественные вкусы и стилевые направления прошлого. В 1930—50е годы была проведена паспортизация архитектурных объектов, в процессе которой каждое архитектурное произведение было внесено в вышеупомянутый справочник [4, с. 3]. Смоленская область является приграничным регионом, на протяжении многих столетий город стоял на «дороге войны», и восстановился после множества разрушений, принесенных великими войнами. Несмотря на богатое историческое прошлое, уцелели многие образцы древнерусской культуры [4, с. 2]. Находясь в оккупации, Смоленск часто подвергался влиянию различных культур и конфессий. Множество культур и точек зрений отпечаталось на стилевом характере архитектуры древнего города. На сегодняшний день исторический район Смоленска представляет собой гармоничный образ праздничной классической архитектуры. Произведения города способны рассказать историю становления российского государства. Каждый архитектурный объект был возведен с учетом моды своего периода, соблюдая все стилевые каноны. Тем не менее, смоленская архитектура приобрела свой неповторимый характер, в полной мере отражающий самобытность и оригинальность произведений. Исторически сложилось несколько основных стилевых направлений. В первую очередь следует упомянуть барокко. Оно четко выражено в церковном и гражданском строительстве. Архитектурные ансамбли Смоленска, относящиеся к барочной архитектуре, не имеют аналогов ни в западной, ни в петербургской, ни в московской архитектуре [4, с. 94]. Второе, не менее значимое направление, выражено в стиле модерн. Архитектура этого стилевого направления разделена в Смоленске на два вида: жилые дома и сооружения, созданные по заказу княгини М.К. Тенишевой. В жилых домах на первом этаже, как правило, находились общественные помещения, магазины. В основном такие дома строились в центральной части города. Сейчас это улицы Карла Маркса, Ленина, Большая Советская. Каждое здание имеет свою динамику, живописный силуэт, богатство декоративной отделки. Произведения, относящиеся ко второму виду, имеют выраженную эклектическую направленность. Как правило, они возводились в 1912—13-е годы, это период торжественного празднования столетия Отечественной войны 1812 года [3, с. 95].

На улице Коммунистическая, в центре города, грациозно выступает главный северный фасад величественного здания художественной галереи, первоначально являвшейся Александровским реальным училищем; к востоку от центрального входа ансамбль продолжает трёх-пролётные ворота. Здание было заложено летом в 1877 года, а осенью 1879 года, его осветили. По приказу Александра II училище было открыто 1 июля 1876 года, Именоваться же Александровским стало с 1880 года в честь императора Александра II. Проектировал здание архитектор М.Ф. Мейшер и О.Ф. Хартен [4, с. 286]. Следует заметить, что в указанный период Мейшер М.Ф. являлся ведущим архитектором Смоленска. По его проекту был перестроен Смоленский римско-католический костел на улице Урицкого, церковь Рождества Пресвятой Богородицы в Ершичском районе Смоленской области, которая поражает пышностью и изящностью архитектурных форм, по своей стилевой направленности относящихся к эклектическому стилю. Трёхэтажное здание с подвалом и кирпичными стенами, также выполнено в модном для того времени стиле. Это здание несёт характер дворцового представительства [3, с. 73], оно богато декорировано отделкой и имеет красно-белую окраску фасадов. Периодически здание перестраивалось, а во время Отечественной войны оно сгорело, и было восстановлено лишь в 1949 по проекту Д.П. Коваленко. План здания имеет П-образную форму. Главный фасад имеет ступенчатый силуэт и разделяется лопатками на пять частей. К центру объёмы как-бы нарастают и замыкают композицию в щипцовый фронтон. На нижнем этаже выполнена рустовка, которая чередуется с карнизами. Окна повторяют динамику здания, на верхних этажах они представлены вертикальными нишами. На нижних этажах окна чередуются арочными и прямоугольными формами. Пластичный орнамент богат по форме и разнообразен. Он начинается с цоколя, где расположены узкие филенки и рустован архивольтом. Все фасады были выполнены из красного кирпича на известковом растворе. Центральная часть главного фасада имела завершение щипцовым фронтоном с использованием чередующихся декоративных столбиков [2, с. 3]. Заканчивало композицию крыльцо с выступающим, металлическим навесом. Правые и левые крылья по боковым сторонам здания надстроены на третьем этаже. Они дополняют фасад. Боковые крылья завершались литой парапетной решеткой, а фасады с востока и запада завершались металлическими глобусами. Не менее величественный внутренний облик здания. Помещения расположены вдоль коридора, проходящего сквозь поперечные арки. Центральный вестибюль разделён коридором. В центральной части, расположена трехмаршевая парадная лестница, которая лежит в основе композиции всего интерьера здания. Она полностью металлическая, оформлена ажурным, растительным узором. Лестница является поистине произведением искусства, а благодаря своему материалу сохранилась до наших дней [2, с. 4].

Памятник гражданской архитектуры XIX века является одним из самых красивых в Смоленске. Ещё современникам нравились его силуэт и контрастная окраска. Александровское реальное училище было первым реальным училищем в Смоленске. Оно было шестиклассным, имело основное и коммерческое отделения. Выпускниками училища были такие прославленные люди, как исследователь Центральной Азии П.И. Козлов, писатель И.С. Соколов-Микитов, художник П.З. Лаленков и другие [3, с. 76].

На сегодняшний день здание принадлежит центральной художественной галерее города (рис. 1). Основной коллекцией произведений является раздел древнерусского искусства, собранный княгиней М.К. Тенишевой. Все, кто приходит посетить художественную галерею, полностью проходит путь развития искусства во всем многообразии имен и жанров.

 

Рисунок 1. Александровское реальное училище

 

Смоленск — удивительный город, сохранивший самобытность и оригинальность архитектуры, его ансамбли и по сей день остаются одними из самых ярких и индивидуальных. Произведения архитектуры, созданные мастерами 19 века, не перестают будоражить воображение современников, имеющих счастье посетить Смоленскую область.

 

Список литературы:
1.    Галерея художеств / О чём говорит Смоленск — [Электронный рекурс] — Режим доступа. — URL: http://journal.smolensk-i.ru/096/08/ (Владислав Кононов. Дата обращения 7 апреля 2014 г).
2.    Михайлова С.А. Край Смоленский. Научно-популярный журнал. Выпуск № 1, 2011 год.
3.    Монуилов И.Б. Гимназисты, гимназистки и их наставники. Из повседневной жизни Смоленска на рубеже XIX—XX веков. — С.: Маджента, 2008 — 96 с.
4.    Комеч А.И., Королева А.В., Плужников В.И. Свод памятников архитектуры и монументального искусства России: Смоленская область — М.: Наука, 2001 — 646 с.