Статья:

ПРОЕКТИВНАЯ МЕТОДИКА «КАПЛЯ»

Конференция: XXV Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: гуманитарные науки»

Секция: 7. Психология

Выходные данные
Вербовская О.Ю. ПРОЕКТИВНАЯ МЕТОДИКА «КАПЛЯ» // Молодежный научный форум: Гуманитарные науки: электр. сб. ст. по мат. XXV междунар. студ. науч.-практ. конф. № 6(24). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_humanities/6(24).pdf (дата обращения: 25.04.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 2 голоса
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

ПРОЕКТИВНАЯ МЕТОДИКА «КАПЛЯ»

Вербовская Ольга Юрьевна
студент 6 курса кафедры психологии, Институт педагогики, психологии и инклюзивного образования Гуманитарно-педагогической академии (филиал) ФГОУ ВО «КФУ имени В.И. Вернадского», РФ, г. Ялта
Усатенко Оксана Николаевна
научный руководитель, канд. псих. наук, Гуманитарно-педагогическая академия (филиал) ФГОУ ВО «КФУ имени В.И. Вернадского», РФ, г. Ялта

 

Цель. Создание авторской методики «Капля» для определения феноменологических духовных процессов личности.

Метод. Проективная методика.

Результат. Исследование личности.

Выводы. Предложенная методика, основанная на архетипе воды и, связанная с ним процессами возрождения и расцвета, отвечает требованиям человека, вступившего на путь самопознания и исцеления. Может использоваться как при групповой работе, так и индивидуально.

Архетип воды (капли) описан З. Фрейом, К.Г. Юнгом и воплощает глубинную природу бессознательных процессов. К.Г. Юнг писал: «Тот, кто смотрит в зеркало воды, в первую очередь увидит собственный образ. Тот, кто идет к себе, рискует вступить с собой в противостояние. Зеркало не льстит, оно правдиво показывает того, кто смотрит в него; а именно лицо, которое мы никогда не показываем миру, потому что скрываем его за Персоной, маской актера. Но зеркало лежит за маской и показывает истинное лицо. Это противостояние — первое испытание на смелость на внутреннем пути, … если мы способны увидеть собственную Тень и вынести это знание о ней, тогда маленькая часть проблемы уже решена: мы, по крайней мере, выявили личностное бессознательное» [5, с. 312].

Авторская методика «Капля» служит для определения феноменологических духовных процессов личности в контексте авторской схемы «Метамодель Психологии» [1].

Эта методика дает возможность:

1.  Определить текущее психоэмоциональное состояние.

2.  Выявить проблемные участки жизни и феноменологическую духовную составляющую.

3.  Проявить сферу страхов и проблем.

4.  Энергетического обеспечения психических процессов.

5.  Проанализировать сугубо — индивидуальные глубинно-психологические интерпретации.

6.  Увидеть наличие признаков негативного / оптимального развития личности.

Подходит для взрослых и детей, начиная с подросткового возраста.

Для работы необходимы: лист бумаги А-4 с нарисованным контуром капли воды, внутри которой по центру изображена небольшая окружность, цветные карандаши или краски.

 

Рисунок 1. а) образец А-4 с изображением символа капли; б) фото природы в) авторская схема «Метамодель Психологии

 

Инструкция к методике. Перед вами лист бумаги с изображением капли воды. Маленькие капельки дождя или капли росы, в которых отражалась окружающая природа, все мы наблюдали с детства. Нам необходимо произвольно заполнить пространство капли, чтобы в ней получилось какое — либо чудесное отражение. А сначала внизу листа нужно поставить число, пол и роспись. На рисование дается 20—30 минут, если есть возможность, то время не ограничивается.

Интерпретация теста «Капля» основывается на механизме проецирования внутренних бессознательных процессов ввиду архетипичности символа, частичного снятия действия защитных механизмов за счет отражающей поверхности воды, активности сознания (капля изображена в движении), отражение (снятие) напряженности и разрешения какой-либо неопределенности.

Методика дает возможность составить представление о человеке на текущий момент времени и увидеть развития жизненных ситуаций в положительном ключе или отрицательном:

1.  Символизм проективной методики «Мандала».

2.  На основании определения фокуса внимания по Д. Вундту (интенсивность прорисовки образов внутри или снаружи символа).

3.  Используется архетип символа по К.Г. Юнгу [4].

 

Аналитическая психология: Юнгианский анализ - базовый курс

Рисунок 2. Мировая капля (К.Г. Юнг)

 

4.  Интерпретация теста осуществляется по знаковому пространственному механизму «Эволюционной мандалы» А.И. Семеновой, на который делается существенный акцент. Ее модель (рис. 3) проста, глобальна и глубинна, так как вписывается во всю иерархичность квантовых переходов на уровне клетки, открытых органических систем, материи и духа в целом. Как один организм переживает квантовый переход от умирания к возрождению, так и любая открытая система подвержена тем же инволюционный или эволюционным процессам, что отражается как в сингуляре в ее схеме [3].

 

Рисунок 3. Эволюционная Мандала (А.И. Семенова)

 

5.  Для методики «Капля» будут уместны все ранее известные общие положения расшифровки рисованных тестов (нажим, прорисовка, интенсивность и т. д.).

Более детально и глубже исследовать кризисные периоды личности поможет сочетание двух проективных методик: «Капля» и «Младенец», которые основаны на юнгианском анализе, механизме архетипов и перинатальных матрицах С. Грофа [2].

«Капля» является конструктивной методикой, когда внутри и вне символа воды необходимо создать и объяснить нечто целое. Механизмы резонанса, соответствующие реальности, воспроизводятся и описываются точно; защитные механизмы сглаживаются, механизмы сенсибельности, дополняющие до цельности, узнаются раньше. Методика «Капля» многослойна и позволяет выбрать инструменты анализа от 1 до 5.

 

Список литературы:
1.    Вербовская О.Ю. Авторский подход решения методологического кризиса — «Метамодель Психологии» как схема объединения диалектических и феноменологических принципов / О.Ю. Вербовская // Психологические науки: теория и практика: материалы III междунар. науч. конф. — М.: Буки-Веди, 2015.
2.    Гроф С. За пределами мозга / С. Гроф. — М.: Изд-во Московского трансперсонального центра, 1993. — 500 с.
3.    Семенова А.И. Душа гомеопатии / А.И. Семенова. — М.: Знак, 2000, — 185 с.
4.    Юнг К.Г. Душа и миф: шесть архетипов / К.Г. Юнг. — [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.koob.ru/jung/soul_myth.
5.    Юнг К.Г. Красная Книга / К.Г. Юнг. — [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.koob.ru/jung/krasnaya_kniga.