ОРГАНИЗАЦИЯ АРТ-СТУДИИ В УСЛОВИЯХ ВУЗА
Секция: 1. Искусствоведение
XXVI Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: гуманитарные науки»
ОРГАНИЗАЦИЯ АРТ-СТУДИИ В УСЛОВИЯХ ВУЗА
В статье рассматривается возможность организации арт-пространства для обучения дизайнеров в условиях вуза. Рассмотрены принципы организации образовательной среды на примере зарубежных дизайнерских и архитектурных школ.
Актуальность. Все, что нас окружает, формирует наш внутренний мир и само отношение к окружающему. Мы запечатлеваем образы, которые впоследствии становятся для нас «стандартами». Возможно, именно поэтому десятилетиями не происходило изменений и в представлении образа учебного пространства. Существуют стандарты, сформированные в средние века, которые позволяют обучать школьников и студентов в строгости серых стен. Стоит разобраться: есть ли в этом необходимость сегодня, когда дизайн совершает триумфальное шествие по российской территории?
В связи с новыми преобразованиями, возникла необходимость разработки современного образовательного пространства, отвечающего специфике квалификационной подготовки студентов-дизайнеров.
Мы обратились к аналогам зарубежных дизайнерских школ и принципам проектирования образовательного пространства, качественно отличающегося от привычной для российских студентов образовательной среды.
Идея заключается в том, чтобы наряду с рабочими аудиториями, компьютерными кабинетами, были также:
- площадки для коммуникативного общения студентов,
- сектор для дополнительного общения студентов с преподавателями,
- место для выполнения практических заданий,
- предварительная развеска работ перед публичной защитой.
Мы провели опрос среди студентов — это самые необходимые потребности студенческой молодёжи, а не изыски элиты с аквариумами и золотыми рыбками. Рассмотрим наши предложения подробнее.
- Площадки для коммуникативного общения студентов необходимы, когда учебное заведение состоит из длинного коридора и множества кабинетов, где идут занятия. Практически негде общаться в перерывах, обмениваться новостями, кроме как за столом в столовой или общим местом для курения. А это противоречит культурному облику студента 21 века, но ведь так созданы условия!
- Сектор для дополнительного общения студентов с преподавателями также необходим. Даже после самой глубокой по содержанию лекции появляется много вопросов, но студенты знают правило: педагог закончил лекцию, он уходит из аудитории, потому что приходит другой педагог.
Особенно нуждаются в дополнительном общении студенты из неполных семей, из слабо обеспеченных семей по причине болезни. Иногда поддержка необходима для тех, кто живет в общежитии, где могут назревать конфликты, а как вести себя в такой ситуации студент бакалавриата не знает. Конечно, можно обратиться к консультантам-психологам через Интернет, но уже многие среди молодежи знают, что можно попасть в руки секты или «боевой дружины» неизвестного происхождения.
Многие вузы практикуют кабинет психолога, но студенты мало им доверяют. Более доверительно относятся к тем педагогам, которые ведут с ними практические занятия по предметам, которые очень нравятся. Создается атмосфера общего дела и заинтересованность педагога в поддержке студента, выполняющего задание.
- Место для выполнения практических заданий очень востребовано теми студентами, кто живет в общежитии, кто не имеет дома условий для самостоятельной работы. Не секрет, что многие студенты снимают квартиры, многие снимают комнаты, где рядом за стеной «веселые» соседи. можно надеть наушники и работать над своим заданием. Но бывает момент, когда нет наушников, а задание делать надо к следующему занятию. Отсутствие условий для выполнения домашнего задания создает нервозность, затем следует напряжение в отношениях с педагогом, с группой, которую подводишь, могут начаться и прогулы. Студент попадает в негативную капсулу, которая формируется не его вине. Но он не может из неё вырваться.
- Предварительная развеска работ перед публичной защитой не является обязательной. Считается, что опытные педагоги имеют зоркий глаз и быстро могут сформулировать, назвать недоработки. Но иногда студенту полезно перед серьезным выступлением на международной конференции или на Форуме показать свои работы педагогам и получить консультацию в более спокойном режиме.
Практика творческой кафедры дизайна подтверждает наш вывод, так как многие студенты-заочники с большим трудом выполняют дипломный проект. Им необходимо давать расширенную консультацию, они не могут воспринимать на лету замечания, не понимают суть недоработки и тем более технологию исправления. Часто студенты-заочники переключаются на «режим равнодушия» к своим творческим результатам, что, по сути, является житейской мудростью — самозащитой от стресса.
В учебных аудиториях, где показать работу можно только на экране, педагогу тоже сложно сфокусировать внимание на достоинствах или недостатках работы, когда все приносят работы в один день и начинается конвейерный стиль проверки творческой успешности целой группы. Когда работы однотипные, это один стиль проверки — сравнительный.
Когда проверяются творческие работы, где важно через экран компьютера уловить новаторский подход автора к композиции, цветовым переходам, световым нюансам, или, наоборот, «опознать» хитрый плагиат, сосредоточиться педагогу практически очень трудно. В таких условиях работы через несколько лет постепенно происходит профессиональное выгорание (деформация), когда и педагог переключается на «режим равнодушия» к результативности показателей студентов-дизайнеров.
В своей дипломной работе мы предложили создать современную арт-студию, творческую платформу, которую формируют и дополняют сами студенты-дизайнеры.
Предмет исследования: образовательное пространство, которое должно обладать новыми функциональными зонами, необходимыми для качественной подготовки молодых специалистов в сфере дизайна.
Создание конкурентоспособной кафедры зависит не только от умелой организации учебного процесса, но и от условий коммуникативного общения между студентами и педагогами, формирующего компетенции будущего выпускника. Комфортная обстановка для обмена профессиональной информацией позволит сочетать различные виды деятельности и вырабатывать креативные идеи.
Гипотетически мы предположили, что модернизация образовательного пространства за счёт организации дополнительных зон позволит повысить заинтересованность студентов в процессе обучения и создаст для них творческую рабочую атмосферу. Новое креативное пространство станет визитной карточкой факультета и будет привлекательным для абитуриентов, студентов из других вузов и преподавателей.
Чтобы подробно изучить эту проблему, для начала определим понятие «образовательное пространство» и в чем ее особенности. Образовательная среда представляет собой совокупность материальных факторов и пространственно-предметных факторов, социальных компонентов и межличностных отношений. Все данные факторы взаимосвязаны, они дополняют, обогащают друг друга и влияют на каждого индивида образовательной среды, также, как и люди организовывают, создают образовательную среду, оказывают на нее определенное воздействие [1].
Образовательное пространство — это динамическое единство субъектов образовательного процесса, и система их отношений [2, с. 92]. Субъектами образовательного пространства будут выступать: обучающий (преподаватель), учащийся (студент) и активная среда между ними (учебный материал и способы его передачи).
Студент-дизайнер в течение шести дней в неделю находится в образовательном учреждении, поэтому средовое окружение может или способствовать его работоспособности, или затруднять его творческий процесс и оказывать негативное влияние на состояние. Общеизвестно, что творческий процесс у студентов еще не превратился в «кейс профессиональных штампов». Творческий порыв у студента — состояние нестабильное, волнообразное и непредсказуемое.
Рост творческих способностей происходит в той среде, которая наиболее комфортна и благоприятна для студента. Социокультурная среда предполагает наличие трех обязательных элементов: субъектов социо-творческого процесса, творческой общности (группы), самого процесса творческой деятельности на всех ее этапах, а также объективных условий для осуществления творчества. Таким образом, для творческого роста молодого человека имеют значение: цивилизованность, креативность среды, насыщенность материальными условиями, разнообразие качественных линий развития [6].
Таким образом, образовательная среда должна представлять собой платформу для развития индивида, а не средством его ограничения. Так как получение высшего образования является этапом адаптации к будущим рабочим техническим заданиям, договорной работе в составе коллективного проекта, необходимо использовать учебное пространство как подвижную систему для максимальной адаптации в условиях, приближенных к социально-ценностной трудовой реальности. Учебное пространство должно способствовать образовательному процессу, развитию личных творческих способностей и качеств и создавать возможность свободного самовыражения и обоснования креативных решений.
Анализ организации пространства зарубежных дизайнерских и архитектурных школ позволяет выявить характерные особенности пространственных концепций и основные принципы организации эффективной образовательной среды.
- Свобода внутреннего устройства и возможность его перепланировки для обеспечения максимума коммуникационных процессов между студентами, большое количество многофункциональных пространств.
- Многогранность среды с точки зрения эмоционального и образного восприятия — наличие зон с различной эмоциональной окраской стен и предметов (активные и нейтральные).
- Низкая степень регламентации поведения — свободная планировка, сочетающая открытые и приватные зоны; наличие зон для неформального общения (рекреации).
- Содержание образцов креативного поведения и его результатов — высокие эстетические характеристики среды с точки зрения дизайна.
- Наличие выставочных пространств и оборудования как возможность обмена опытом между участниками образовательного процесса.
- Высокие коммуникативные характеристики среды — связность функциональных зон (рабочих, учебных, рекреационных и т. д.); возможность непрерывной коммуникации между участниками образовательного и рабочего процесса.
- Предметно-информационная обогащённость: широкое использование цвета, фактур, материалов.
В целом, обобщим функциональные особенности: открытость, мультимедийность, наличие большого количества пространства для общения, наличие общего объединяющего пространства, технологичность, принцип «интеллектуального здания», трансформируемость пространства [7].
Характерной чертой такого подхода к организации учебного пространства является пластичность среды, приоритет здесь отдается свободному стилю действий. Отсутствие ограничительных барьеров, визуальных и психологических границ, привлекательный современный интерьер будет вдохновлять студентов, ведь речь идет о будущих дизайнерах, которые в дальнейшем сами будут формировать облик среды и ее компонентов.
Профессор психологии Р. Соммер пишет: «Я не вижу необходимости даже доказывать, что в приятном, красочном офисе люди более аккуратны, остаются более здоровыми и делают свою работу лучше, чем в неопрятном, типичном, сером» И с этим сложно поспорить, а точнее, с этим высказыванием стоит согласиться, так как научно и практически это доказано. Возможно, студентов с первого курса необходимо вводить в пространство красочное, с нестандартной мебелью для занятий, и они будут стремиться сделать это пространство еще лучше с помощью новых идей.
Вывод. Стратегия модернизации качества подготовки дизайнеров в учебном заведении требует конкретно разработанной пространственной среды, формирующей платформу условий для развития творческой индивидуальности студентов. Использование нового подхода к организации учебного пространства в дизайнерских школах изменит привычное отношение студентов к процессу образования и будет способствовать большей заинтересованности студентов в получении знаний, определяющих уровень компетентности в этой профессии.
Список литературы:
- Беляев Г.Ю. Педагогическая характеристика образовательной среды в различных образовательных учреждениях. — М.: ИЦКПС, 2010. — 217 с.
- Гураль С.К., Обдалова О.А. Синергетическая модель развития образовательного пространства // Язык и культура. 2011. № 4. — С. 90—94.
- Керова Т.В. Принципы креативного образовательного пространства для студентов-дизайнеров — [Электронный ресурс] — / Т.В. Керова // Архитектон: известия вузов. — 2013. — № 42 (Приложение). — [Электронный ресурс] — Режим доступа http://archvuz.ru/numbers/2013_22/79.
- Кондратьева О.С., Егорова Е.В. Пространство для творческой среды.http://book.uraic.ru/project/conf/txt/005/archvuz22_pril/56/template_article-ar=K41-60-k47.htm.
- Коновалова А.В. (в соавторстве) Музей и творческие вузы: конструктивный вектор образовательно-эстетического сотрудничества. Статья. // Вестник МГГУ имени М.А. Шолохова. 2013. № 3. — С. 84—89.
- Куприянова В. Креативность в психологии и генетике: состояние проблемы. Статья. // «Креативное пространство культуры». Культурологический конгресс «Креативность в пространстве традиции и инновации». Отв. редактор А.В. Ляшко. — СПб: Эйдос, 2012.
- Пучков М.В. Принципы организации образовательного пространства. архитектурные школы и школы дизайна. 2011. — [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://archvuz.ru/2011_4/5.
- Ризаева А.Д. Генеративный дизайн: программирование, как новый инструмент деятельности дизайнера. // Международный студенческий научный Форум РАЕ-2015. Педагогические науки. — [Электронный ресурс] — Режим доступ: www.scienceforum.ru/2015.
- Титов А.Л. Композиция внутреннего пространства: учеб. пособие / А.Л. Титов. — Екатеринбург: Архитектон, 2012. — 81 c.
- Ткалич С.К., Горбунов И.В. Дизайн как проектное средоточие элементов воздействия на комфортное самочувствие человека: к вопросу о методах подхода к средовому проектированию. // «Экспериментальное образование». № 12. 2014. — С. 28—30.
- Ткалич С.К., Дроздова В.А. Квалификационный модуль «Дизайн-консалтинг объектов социально-культурной сферы»: алгоритм подготовки и форма отчетности. // Международный Форум РАЕ — 2014. Педагогические науки. — [Электронный ресурс] — Режим доступа: Studforum@rae.ru.
- Цимбалюк А.Н. Краткий обзор: новые возможности подготовки дизайнеров-бакалавров. Статья. // Международный студенческий научный Форум РАЕ-2015. Педагогические науки. — [Электронный ресурс] — Режим доступа: www.scienceforum.ru/2015.