Статья:

КРЕАТИВНЫЙ ПОДХОД К СОЗДАНИЮ ИНТЕРФЕЙСА ИНТЕРАКТИВНОГО УЧЕБНОГО ПОСОБИЯ ПО КОМПОЗИЦИИ

Конференция: XXVI Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: гуманитарные науки»

Секция: 6. Педагогика

Выходные данные
Барынина Е.В. КРЕАТИВНЫЙ ПОДХОД К СОЗДАНИЮ ИНТЕРФЕЙСА ИНТЕРАКТИВНОГО УЧЕБНОГО ПОСОБИЯ ПО КОМПОЗИЦИИ // Молодежный научный форум: Гуманитарные науки: электр. сб. ст. по мат. XXVI междунар. студ. науч.-практ. конф. № 7(25). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_humanities/7(25).pdf (дата обращения: 23.12.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

КРЕАТИВНЫЙ ПОДХОД К СОЗДАНИЮ ИНТЕРФЕЙСА ИНТЕРАКТИВНОГО УЧЕБНОГО ПОСОБИЯ ПО КОМПОЗИЦИИ

Барынина Екатерина Васильевна
студент МГГУ им. М.А. Шолохова, РФ, г. Москва
Сокольникова Наталья Михайловна
научный руководитель, д-р пед. наук, проф. МГГУ им. М.А. Шолохова, РФ, г. Москва

 

Ввиду того, что темп современной жизни все больше и больше ускоряется, становится необходимым быстро овладевать навыками, учиться и шагать в ногу со временем. Особенно, если речь идет об обучении дизайну. Интерактивное пособие по «Композиции» может послужить хорошим толчком к углублению знаний и развитию творческого потенциала студента-дизайнера.

Актуальность создания интерактивного учебного пособия по предмету «Композиция» обусловлена потребностью создать условия для развития и формирования личности дизайнера, а также для обучения профессионально-значимым компетентностям.

Популяризация электронных пособий в обучении студентов, связана с новой парадигмой образования современного информационного общества. В последнее время можно заметить активное распространение и использование информационно-коммуникативных технологий (ИКТ). Одновременно с увеличением числа людей, имеющим свой ПК, увеличился поток информации, распространяемой через сеть и интернет. Стремительное развитие информационно-коммуникационных технологий повлекло за собой развитие многих сфер деятельности, не исключая образование. В Государственной программе развития образования до 2020 года дистанционное обучение через сеть и интернет названо в числе 8 направлений развития и модернизации образования для потенциала повышения человеческих ресурсов.

Также актуальность данного пособия возросла с увеличением пользователей всемирной сети среди молодежи. По данным Минкомсвязи России [7] на 2014 года около 62 % населения пользуется интернетом каждый день. Одна из крупных мировых маркетинговых компаний Омнибус GfK представляет данные о том, что процент пользователей от 16 лет до 26 составляет 96 %. Это обусловлено активным распространением мобильных устройств-смартфонов и планшетов, которыми активно пользуется молодое поколение.

При доступности ресурсов, студенту сегодня не всегда удается ознакомиться с нужными учебниками или отыскать подходящую книгу настолько быстро, насколько это нужно. Да, в интернете можно найти многочисленные сайты, посвященные любой нужной теме, но это не решает проблемы гибкости образовательного процесса. Чтобы найти ответ на свой вопрос студенту без интернета надо найти и прочесть много учебников, студенту с интернетом, достаточно ввести запрос в любой поисковик, но и это не всегда помогает, ввиду того, что информация часто разрозненна и не подтверждена.

Это все подводит к выводу, что нужно на данный момент объединить современные технологии и первоисточники.

Именно поэтому было обращено внимание на такую вещь, как интерактивное пособие. Оно способно совместить в себе и ссылки на классические учебники, и портативность современной электронной книги (и речь не о гаджете, а о формате).

Целевая аудитория проекта создания интерактивного учебного пособия по композиции — студенты. Так как курс по предмету «Композиция» пропедевтический, ему отведено много часов еще в самом начале обучения. В МГГУ им. М.А. Шолохова он насчитывал в общем 528 часов и входит в федеральный компонент. Поскольку студенты университета имеют специфическую профессиональную ориентацию, то нужно уделить особое внимание внешнему виду учебного пособия, так как оно будет в некоторой мере отражать суть самого предмета, поэтому был так же произведен анализ современных трендов графического и веб-дизайнов.

При исследовании проблемы разработки интерактивного учебного пособия по предмету «Композиция» были сделаны некоторые выводы о возможном применении их в системе современного образования в сфере дизайна.

Был проведен анализ российских и зарубежных электронных образовательных ресурсов и систем в Интернете. Были выявлены возможности и специфика применения ЭОР в дизайн образовании.

Исходя из исследований, было принято решение создать интерактивное учебное пособие по предмету «Композиция» для студентов МГГУ им. М.А. Шолохова портативным и достаточно мобильным, чтобы студент мог им пользоваться на любом девайсе.

Поскольку электронные пособия в российском образовании не повсеместны, как, например, за рубежом, и нет творческого квалифицированного подхода к их созданию, то особый акцент в дипломной работе сделан именно на поиске наиболее понятной схемы подачи информации и формате. Сочетание иллюстративного материала, наглядных схем и цитат из основных книг по предмету «Композиция» окажет на студента наибольшее воздействие. Также если подача информации будет в удобной и эстетичной форме, то пособие будет пользоваться популярностью и, возможно, даст толчок к пересмотру подхода к созданию учебных пособий с привлечением квалифицированного специалиста в области визуальных коммуникаций.

Предмет «Композиция» в данной работе рассматривается в роли основной дисциплины в обучении графического дизайнера. Следовательно, содержание формировалось на компиляции из работ известных авторов книг по формальной композиции — И. Иттен, О.Л. Голубева, В.Б. Устина и прочих. Авторы выбраны по рекомендациям педагогов по предмету, а при систематизации руководствовались программой курса по композиции.

На основе изучения роли предмета «Композиция» в профессиональной подготовке графического дизайнера был сделан вывод, что электронный образовательный ресурс, посвященный данной теме, является средством формирования профессиональных компетенций будущих графических дизайнеров. ЭОР имеет множество положительных характеристик, которые раскрывают его преимущество по сравнению с традиционными видами обучения: интерактивность, доступность, мультимедийность, универсальность. В основе обучающих интернет-ресурсов заложен методический опыт, набранный различными мировыми образовательными учреждениями, которые ориентированы на применение современных информационно-коммуникативных технологий, отвечающих нуждам современного образования и общества в целом.

На основе тщательного анализа источников по предмету «Композиция», был составлен модульный план интерактивного учебного пособия, который соотносится с требованиями образовательной электронной системы Moodle. План включает в себя три раздела (модуля) с подглавами и с нарастающей сложностью подачи информации, контент компилировался у таких авторов как О.Л. Голубева, В.Б. Устин, Р.В. Паранюшкин, И. Иттен.

Целью ставится разработка веб-ресурса, посвященному «Композиции», для студентов-дизайнеров, которые получат возможность оперативно воспользоваться сайтом для самостоятельного ознакомления с предметом.

И если формат виртуального учебника по «Композиции» покажет продуктивный результат на педагогический процесс, дополнит его, повысит спрос на использование подобными ресурсами и на создание новых подобных ему, то это будет означать успешное выполнение поставленной цели.

Подобный образовательный ресурс позволит решить многие задачи современного образования, направленного на внедрение ИКТ в систему обучения:

  1. Студент или любой другой пользователь, записавшийся на курс «Композиция», способен дистанционно выполнять задания, получать информацию, иметь постоянный контакт с педагогом для консультаций;
  2. Педагог получает возможность дистанционно контролировать обучение, составлять учебный план, когда условия обучения меняются, проводить тесты, рубежи контроля, оценивать работы студентов, и дополнять учебное пособие, а также устраивать вебинары и интенсивы на высоком уровне.

Концепцией проекта служит идея создания образовательного сайта по композиции, доступного одновременно в свободном доступе и в образовательной системе Moodle, где у студента будет возможность получить обратную связь с педагогом, выполнять его задания и изучать основы композиции дистанционно, получать оценки и выкладывать свои работы. Одновременное размещение в свободном доступе и в системе Moodle поможет ознакомиться с программой курса и пройти обучение онлайн. А педагог может самостоятельно формировать новые модули и структурировать собственные курсы на основе этих модулей. Сайтом можно будет пользоваться и со смартфона и прочих гаджетов, что увеличит мобильность получения знаний.

В процессе исследования темы был произведён анализ современных видов графического дизайна, и на основе этого сформировалась концепция интерфейса интерактивного учебного пособия по композиции, которая отвечала современным эстетическим требованиям веб-дизайна: лаконичность, минимальная цветовая гамма, простая типографика. Для наглядного материала использовались как классические примеры, так и студенческие работы. Гарнитура для основного текста — OpenSans и Roboto, данный гротеск входит в категорию веб-шрифтов и удобен в использовании в сети, одинаково хорошо смотрится как в заголовках, так и в тексте, а антиква Roboto применяется как акцентирование подзаголовков и подтем.

Главными концептуальными чертами интерфейса интерактивного пособия по предмету «Композиция» можно назвать:

  1. Ясность и простота типографики;
  2. Минимальная цветовая гамма (три основных цвета — реплика трех основных цветов: красный, желтый, синий);
  3. Разработка разделов в соответствии с модульной системой;
  4. Использование в тексте шрифтов Tipekit для снижения веб-трафика при загрузке страницы;
  5. Задействование современных и классических визуальных примеров в учебном пособии.

Конечный ресурс интегрируем в систему Moodle для потенциального расширения его функциональности, а именно добавления заданий, составленных педагогом, тестов, обратной связи с педагогом, редактирования контента и расширения его тематического поля. Использование данного электронного обучающего ресурса значительно поможет внедрению ИКТ в образовательный процесс МГГУ им. М.А. Шолохова. Что повлечет за собой увеличение уровня знаний студентов и поможет раскрытию творческого потенциала.

Электронное учебное пособие рассматривается как самостоятельный вид обучения, основанный на интегрированном подходе педагогически и инфокоммуникационных технологий, сущность чего составляет интерактивный и дистанционный учебный процесс. Физической основой электронных учебных пособий являются образовательные ресурсы и прикладные программы для обучения.

На наш взгляд, форма определяется от вида деятельности учащегося и самого предмета. Студенты гораздо лучше пользуются интернет-ресурсами, чем какими-либо отцифрованными видами пособий. Цель проекта электронного пособия по предмету «Композиция» — пойти навстречу студенту и дать ему возможность самому ознакомиться с краткими выжимками классических учебников по предмету и решить, стоит ли воспользоваться первоисточником или нет.

Для накопления визуального багажа предпроектной подготовки было принято решение начать аналитическую деятельность с обзора последних новинок дизайна, обращалось внимание преимущественно на сайты, верстку журналов и книг. Также изучались тенденции развития новых стилей, направлений и технологии.

Первоначально проект подразумевал собой электронную книгу с гиперссылками и интерактивной навигацией в формате PDF. Была исследована предыстория электронных книг для того, чтобы понять основные тенденции к развитию и шире посмотреть на проблему. Потому что PDF в современных реалиях не может решить концептуальные проблемы, которые были поставлены перед проектом.

Электронное пособие основывается на компиляции давно зарекомендовавших себя авторов и педагогов по данной дисциплине. Выбор авторов производился с помощью рекомендаций со стороны педагогов по предмету «Композиция».

Интерактивное учебное пособие по предмету «Композиция» является дополнение к основному курсу «Пропедевтики» в МГГУ им. М.А. Шолохова и не может являться основным источником информации ввиду неполного отображения всех сфер данной дисциплины. В целом учебное пособие должно помогать студенту как справочное пособие, дидактический сборник для самостоятельной домашней работы и источник наглядных примеров.

В общем, подобным учебным пособием может воспользоваться любой, интересующийся предметом, человек.

План построения пособия построен на конспекте лекций и практических занятий по предмету «Пропедевтика», прослушанных в МГГУ им. М.А. Шолохова и положен на теоретическую основу из классических источников. Которые служили примером на занятиях и входили в курс обязательной к прочтению дополнительной литературы, а именно «Основы композиции» О.Л. Голубевой [1, c. 120], «Искусство формы» и «Искусство цвета» И. Иттена [2, c. 95], «Композиция в дизайне» В.Б. Устина [6, c. 239], а также «Композиция: теория и практика» Р.В. Паранюшкина [5, c. 79], «Композиция» Сокольниковой Н.М. [4, c. 80].

Основной контент пособия поделен на три раздела (модули) и несколько подразделов:

1. Элементы графики:
I. Точка.
II. Линия.
III. Пятно.
IV. Квадрат.
V. Треугольник.
VI. Круг.
VII. Восприятие форм на плоскости.

2. Правила композиции:
I. Формальные признаки и законы.
II. Виды композиции.
III. Гармонизация художественной формы.
IV. Использование сетки.

3. Цвет в композиции:
I. Физика цвета.
II. Характеристики цвета.
III. Цветовое воздействие.
IV. Цветовой круг.Созвучие цветов.
V. Семь типов контрастов.

4. Ресурсы.

Обучение с помощью интерактивного учебного пособия по композиции является инновационным методом обучения в ВУЗе. Сам предмет «Композиция» подразумевает использование компьютерных технологий в обучении, поскольку профессия дизайнера напрямую теперь связана с новейшими технологиями. А грамотное использование этих технологий позволит значительно увеличить уровень образования, а также осовременить занятия. Вводя электронные обучающие ресурсы в обучение можно добиться очень многого:

  1. Положительно мотивировать обучение;
  2. Устраивать вебинары и интенсивы на высоком уровне;
  3. Улучшить контроль знаний студентов;
  4. Рационализировать учебный процесс;
  5. Сформировать навыки самостоятельной исследовательской деятельности;
  6. Подготовить высококвалифицированных профессионалов в области дизайна, способных к креативной реализации художественного, научного и педагогического потенциала в условиях стремительно развивающегося общества;
  7. Выработать профессиональное мировоззрение у студентов-дизайнеров, а также у будущих педагогов по композиции, стилизации и колористики, и помочь осуществлять в дальнейшем креативную деятельность в образовательных учреждениях различных профилей и уровней;
  8. Приучить студентов к правильному пониманию основных принципов и задач работы дизайнера в различных областях его специальности;
  9. Способствовать накоплению эмпирического опыта в области проектно-художественной области;
  10.  Закрепить и расширить практические и теоретические знания по дизайну, уметь применять эти знания в решении конкретных творческих задач, отточить навыки самостоятельной работы, уметь связать исследуемый материал с тенденциями в современной проектно-художественной деятельности.

Если говорить о результатах, то обучение с помощью интегрированных занятий с ЭОР показало более высокие результаты, чем обычные занятия без дополнительных ресурсов — высокое качество работ, устойчивый интерес к новшеству в проведении занятий. Безусловно, использование ЭОР в обучении также способствует развитию гибкости мышления студента, его способности работать с информацией, развивать визуальную культуру и быть современным, что крайне важно для профессии графического дизайнера.

Подход к созданию данного интерактивного учебного пособия по предмету «Композиция» дизайнерский, то есть, особый акцент работе делался на визуальную сторону проекта. Данный продукт подготовлен к работе программистов и последующей выкладки его в сеть, как образовательного ресурса по предмету «Композиция».

 

Список литературы:

  1. Голубева О.Л. Основы композиции: Учеб. пособие. — 2-е изд.: М: Изд. Дом «Искусство», 2004. — С. 120: ил.
  2. Иттен И. Искусство цвета / Иоханнес Иттен; [пер. с нем. и предисл. Л. Монаховой]. — 9-е изд. — М.: Д. Аронов, 2010. — С. 95.: ил.
  3. «Минсвязи: 62 % населения России пользуются Интернетом». — [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://minsvyaz.ru/ru/events/32505/ (Дата обращения: 23.04.2015).
  4. Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство: Учебник для уч. 5—8 кл.: В 4 ч. Ч. 3. Основы композиции. — Обнинск: Титул, 1996. — 80 с.: цв. ил.
  5. Паранюшкин Р.В. Композиция: теория и практика изобразительного искусства / Р. Паранюшкин. — Изд. 2-е. — Ростов н/Д: Феникс, 2005. — С. 79: ил.
  6. Устин В.Б. Композиция в дизайне. Методические основы композиционно-художественного формообразования в дизайнерском творчестве: учеб. пособие. — 2-е изд., уточненное и доп. — М.: АСТ: Астрель, 2007. — 239 с.