Статья:

ВЗАИМОСВЯЗЬ УРОВНЯ СПЛОЧЕННОСТИ В СТУДЕНЧЕСКОЙ УЧЕБНОЙ ГРУППЕ И АКАДЕМИЧЕСКОЙ УСПЕВАЕМОСТИ УЧАЩИХСЯ

Конференция: XXVI Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: гуманитарные науки»

Секция: 7. Психология

Выходные данные
Круглова Н.В. ВЗАИМОСВЯЗЬ УРОВНЯ СПЛОЧЕННОСТИ В СТУДЕНЧЕСКОЙ УЧЕБНОЙ ГРУППЕ И АКАДЕМИЧЕСКОЙ УСПЕВАЕМОСТИ УЧАЩИХСЯ // Молодежный научный форум: Гуманитарные науки: электр. сб. ст. по мат. XXVI междунар. студ. науч.-практ. конф. № 7(25). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_humanities/7(25).pdf (дата обращения: 23.12.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 6 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

ВЗАИМОСВЯЗЬ УРОВНЯ СПЛОЧЕННОСТИ В СТУДЕНЧЕСКОЙ УЧЕБНОЙ ГРУППЕ И АКАДЕМИЧЕСКОЙ УСПЕВАЕМОСТИ УЧАЩИХСЯ

Круглова Надежда Валентиновна
студент Белорусского государственного университета, Республика Беларусь, г. Минск
Радюк Олег Михайлович
научный руководитель, канд. мед. наук, доц. Белорусского государственного университета, Республика Беларусь, г. Минск
 

 

Введение.

Эффективное выполнение различных функций членов коллектива зависит не только от организационно-производственных условий, но и от межличностных отношений, которые оказывают значительное влияние на самочувствие и результаты деятельности человека. Говоря о психологическом климате, необходимо учитывать, что речь идет об относительно устойчивой системе отношений, сложившейся в течение определенного времени и имеющей возможность изменения и развития.

В современной психологической науке под психологическим климатом понимается «качественная сторона межличностных отношений, проявляющаяся в виде совокупности психологических условий, способствующих или препятствующих продуктивной совместной деятельности и всестороннему развитию личности в группе» [2, c. 329].

Каждая организованная группа, в том числе и студенческий коллектив и другая учебная группа, имеет формальную и неформальную структуры, где существуют различные статусно-ролевые положения. Разные члены группы более или менее сходны или различаются тем, что они считают важным и допустимым, а что второстепенным и неприемлемым и т. п. Все это создает психологический микроклимат, настроение группы, и члены группы либо им дорожат, либо пренебрегают.

Актуальность данной работы обусловлена тем, что в любой группе проблема взаимоотношений между её членами часто является самой основной. От сплоченности группы зависит результат достижения совместных целей. Чем выше конкуренция во внутренней среде группы, тем острее другие проблемы.

Цель данной работы — исследование взаимосвязи уровня сплоченности в студенческих учебных группах с академической успеваемостью.

Объектами исследования в работе являются студенческие учебные группы 2 и 3 курсов БГУИР и факультета социокультурных коммуникаций БГУ.

Предмет исследования <уровень сплоченности группы и успеваемость.

Гипотеза исследования: имеется взаимосвязь академической успеваемости и уровня сплоченности в группе.

Для достижения цели поставлены следующие задачи:

·     рассмотреть факторы, влияющие на уровень сплоченности в коллективе;

·     определить уровни групповой сплоченности в каждой группе;

·     проанализировать уровень академической успеваемости студентов;.

·     сделать выводы о наличии взаимосвязи сплоченности в коллективе и академической успеваемости.

В ходе решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования: анкетирование, сравнение, статистический анализ и классификация.

Для проведения исследования были применены следующие методики исследования: тест «Определение уровня групповой сплоченности Сишора», опрос на уровень академической успеваемости.

Факторы, влияющие на уровень сплоченности в коллективе.

Принято выделять систему факторов микро- и макросреды, значимо влияющих на состояние социально-психологического климата в коллективе.

Факторы макросреды — это тот общественный фон, на котором строятся и развиваются отношения в группах. К этим факторам относятся:

·     Общественно-политическая ситуация в стране.

·     Экономическая ситуация в обществе.

·     Уровень жизни населения.

·     Организация жизни населения — система бытового и медицинского обслуживания.

·     Социально-демографические факторы — удовлетворение потребностей общества и производства в трудовых ресурсах.

·     Региональные факторы — уровень развития региона.

·     Этнические факторы — наличие или отсутствие межэтнических конфликтов [1, c. 59].

Факторами микросреды является материальное и духовное окружение личности в коллективе. К ним относятся:

·     Объективные — комплекс технических, санитарно-гигиенических, управленческих элементов в каждой конкретной организации.

·     Субъективные (социально-психологические факторы):

a)  формальная структура — характер официальных и организационных связей между сотрудниками, их официальные роли и статусы;

b)  неформальная структура — наличие товарищеских контактов, сотрудничества, взаимопомощи, дискуссий, споров, стиль руководства, индивидуальные психологические особенности каждого члена группы, их психологическая совместимость [1, c. 62].

Можно сделать вывод о том, что у каждого человека есть собственное внутреннее отношение к своему труду и коллегам по работе, собственная установка на труд и организацию. Она определяется воспитанием, жизненным опытом, социальным окружением. Совокупность установок всех учащихся группы (установки на дружелюбие и сотрудничество или, напротив, враждебность, неприязнь, самоизоляцию) создает общую психологическую обстановку. Ничто так не мешает делу, как постоянное отсутствие настроения для работы и враждебность со стороны одногрупников. Тогда мотивация к труду и учебе резко снижается. Это препятствует достижению общих целей гораздо больше, чем даже отсутствие комфортных условий на учебном месте, хорошего технического оборудования и других важных условий. От мотивов и настроения людей зависят инициатива, творческий поиск, эффективность учебной деятельности.

Благоприятный психологический климат каждым членом группы переживается как состояние удовлетворенности отношениями с одногрупниками, преподавателями, своей учебой, ее процессом и результатами. Это повышает настроение студента, его творческий потенциал, положительно влияет на желание учиться в данной группе и посещать занятия, применять свои творческие и физические силы.

Результаты исследования на определение индекса групповой сплоченности по методике Сишора.

В ходе исследования было опрошено 4 студенческие учебные группы, общей численностью 65 человек.

По гендерному составу группы разделились следующим образом:

Группа № 1: парни — 0 %, девушки — 100 %; группа № 2: парни — 100 %, девушки — 0 %, группа № 3: парни — 23 %, девушки — 77 %, группа № 4: парни — 65 %, девушки — 35 %. (рисунок 1).

 

Рисунок 1. Гендерный состав исследуемых групп

 

Результаты исследования группы № 1. Всего в группе 10 человек, из них: 10 % респондентов считают, что уровень сплоченности высокий, 10 % ответили, что уровень сплоченности выше среднего, 30 % ответили, что уровень сплоченности средний, 30 % назвали уровень сплоченности ниже среднего и 20 % считают, что уровень сплоченности в их группе низкий. Большинство считают, что уровень сплоченности в данной группе ниже среднего или низкий. (рисунок 2).

 

Рисунок 2. Индекс групповой сплоченности в группе № 1

 

Результаты исследования группы № 2. Всего в группе 16 студентов, из них: 25 % считают, что уровень сплоченности высокий, 19 % отметили уровень сплоченности выше среднего, 31 % ответили, что уровень сплоченности средний, 19 % назвали уровень сплоченности ниже среднего и 6 % считают, что уровень сплоченности в группе низкий. Так же, как и в группе № 1, большинство респондентов ответили, что уровень сплоченности в их группе средний, ниже среднего или низкий. (рисунок 3).

 

Рисунок 3. Индекс групповой сплоченности в группе № 2

 

Результаты исследования группы № 3. Всего в группе 13 учащихся, из них: 30 % считают, что уровень сплоченности высокий, 23 % отметили уровень сплоченности выше среднего, 23 % ответили, что уровень сплоченности средний, 16 % назвали уровень сплоченности ниже среднего и 8 % считают, что уровень сплоченности в группе низкий. В этой группе, в отличие от группы № 1 и группы № 2, большинство респондентов отметили, что уровень сплоченности коллектива высокий и выше среднего. (рисунок 4).

 

Рисунок 4. Индекс групповой сплоченности в группе № 3

 

Результаты исследования группы № 4. Всего в группе 26 студентов, из них: 19 % считают, что уровень сплоченности высокий, 34 % отметили уровень сплоченности выше среднего, 27 % ответили, что уровень сплоченности средний, 12 % назвали уровень сплоченности ниже среднего и 8 % считают, что уровень сплоченности в группе низкий. В этой группе результаты получились очень схожие по значению с группой № 3. Здесь также большинство респондентов ответили, что уровень сплоченности коллектива высокий и выше среднего (рисунок 5).

 

Рисунок 5. Индекс групповой сплоченности в группе № 4

 

Средние показатели сплоченности групп следующие: в группе № 1 среднее арифметическое значение индекса групповой сплоченности составило 6.24 балла, в группе № 2 данный показатель равняется 7.28 баллов, в группе № 3 средний показатель уровня групповой сплоченности равен 10.76 баллов, в группе № 4 этот индекс составил 11.67 баллов. (рисунок 6).

 

Рисунок 6. Сравнение средних арифметических значений индекса групповой сплоченности

 

Опрос на уровень академической успеваемости.

Исследование академической успеваемости в группе № 1 показало, что средний балл успеваемости в группе равен5.6. В данной группе отмечается низкий уровень групповой сплоченности и низкий уровень академической успеваемости.

Исследование академической успеваемости в группе № 2 показало, что средний балл успеваемости выше, чем в первой группе и равен 6.2. Можно сделать вывод о том, что в группе № 2, как и в группе № 1, отмечается низкий уровень групповой сплоченности и низкий уровень академической успеваемости.

Исследование академической успеваемости в группе № 3 показало, что в данной группе средний балл успеваемости равен 6.6 баллов. В этой группе отмечается более высокая сплоченность и более высокая успеваемость.

Исследование академической успеваемости в группе № 4 показало, что в данной группе у большей части респондентов академическая успеваемость превышает 7 баллов и наблюдается более высокий средний балл равный 7.2. Таким образом, в группе № 4 отмечается самый высокий уровень сплоченности и самый высокий средний балл успеваемости.

Соотношение академической успеваемости в исследуемых группах следующее: в группе № 1 средний балл успеваемости составил 5.6, в группе № 2 средний балл равняется 6.2, в группе № 3 успеваемость составила 6.6 баллов, в группе № 4 средний балл академической успеваемости равен 7.2 баллов (рисунок 7).

 

Рисунок 7. Сравнение академической успеваемости в исследуемых группах

 

Заключение.

Опираясь на результаты исследования, можно сделать вывод о том, что уровень академической успеваемости зависит от уровня сплоченности коллектива. Чем выше уровень сплоченности в коллективе, тем выше средний балл у студентов, обучающихся в данной группе (рисунок 8).

 

Рисунок 8. График зависимости академической успеваемости от сплоченности в коллективе

 

Проведенное исследование подтверждает гипотезу о том, что имеется взаимосвязь академической успеваемости и уровня сплоченности в группе. На сплоченность группы, в свою очередь, влияют следующие факторы: организационные, социальные, административные, психологические.

Благоприятно влияют на сплоченность группы различные неформальные мероприятия, четкое разделение функций и обязанностей между членами коллектива, хорошая организация учебного места, численность и наличие общей цели.

Как выяснилось в исследовании, сплоченность коллектива и внутригрупповые взаимоотношения влияют на академическую успеваемость студентов. Следовательно, можно сделать вывод о том, что для повышения успеваемости студентов преподавателям следует больше внимания уделять созданию благоприятного — а значит и продуктивного — психологического климата в учебных группах.

 

Список литературы:
1.    Белинская А.Б. Конфликтология в социальной работе. Учеб. пособие. — М.: «Дашков и К», 2010. — 224 с.
2.    Райгородский Д.Я. Хрестоматия по психологии. — М.: «Наука», 2002. — 698 с.