Статья:

МЕТАФОРИЧНОСТЬ КАК СПОСОБ МАНИПУЛИРОВАНИЯ В ПОЛИТИЧЕСКОМ ДИСКУРСЕ

Конференция: XXVII Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: гуманитарные науки»

Секция: 4. Лингвистика

Выходные данные
Гребёнкина Н.М. МЕТАФОРИЧНОСТЬ КАК СПОСОБ МАНИПУЛИРОВАНИЯ В ПОЛИТИЧЕСКОМ ДИСКУРСЕ // Молодежный научный форум: Гуманитарные науки: электр. сб. ст. по мат. XXVII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 8(26). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_humanities/8(26).pdf (дата обращения: 29.03.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 14 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

МЕТАФОРИЧНОСТЬ КАК СПОСОБ МАНИПУЛИРОВАНИЯ В ПОЛИТИЧЕСКОМ ДИСКУРСЕ

Гребёнкина Надежда Михайловна
студент Тамбовского государственного университета имени Г.Р. Державина, РФ, г. Тамбов
Козлова Елена Александровна
научный руководитель, канд. филол. наук, доц. Тамбовского государственного университета имени Г.Р. Державина, РФ, г. Тамбов

 

В данной статье рассматривается метафора как средство реализации речевой деятельности c целью манипулятивного влияния на массового адресата в политическом дискурсе.

Особенности употребления политических метафор приведены на основе выступления Б. Обамы на 70-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН, 28 сентября 2015 г.

Изучение политической коммуникации приобретает актуальность в демократических обществах. В обществах же, в которых политическая традиция сильно ограничена из-за существования языковой цензуры, довольно сложно конструировать правильное политическое пространство. Так, например, для режимов авторитарного типа реальное общение в этой области закрыто. Если вспомнить советское время, язык, которым пользовались в политической сфере и СМИ, был условным и ограниченным, в нём прослеживалась высокая степень шаблонности, изобилие штампов, устойчивых оборотов, которые по известной причине ограничивают человеческое мышление, в это время актуальной была идея создания элементарного универсального языка. Но до середины XVII века развитие политического дискурса было беспрепятственным. Так политический деятель прошлых эпох довольствовался незначительной аудиторией, слушатели которой представляли собой небольшое количество заинтересованных лиц в делах политических. Однако за прошедшее столетие произошло множество политических и социальных потрясений, повлёкших за собой радикальные изменения повседневных реалий жизни. Круги влияния политической сферы значительно расширились. Массовый слушатель получил возможность следить за политической жизнью не только своей родной страны, но и стран всего мира. Ресурсы СМИ, Интернет дали почти безграничные возможности активного участия в политической деятельности, которая раньше была доступно лишь небольшому кругу избранных лиц. Учитывая нынешнюю связь политической сферы и ее широкой публики, политическим деятелям необходимо вести постоянный контроль над своими речевыми действиями, доступно излагать основные факты, украшая при этом свою речь лаконичными, легко запоминающимися фразами, чтобы привлечь внимание не только узкий круг профессионально заинтересованных лиц, но и произвести особое впечатление на массовую публику. Как известно, язык представляет собой мощное средство манипулирования обществом. «Манипуляция — это социально-психологическое воздействие, представляющее собой стремление изменить восприятие или поведение других людей при помощи скрытой тактики» [9], в нашем случае, языковой тактики, при этом оратор будет рассматривать своего массового слушателя не как личность, но как объект своей манипуляции, посредством которого он сможет достигнуть выбранных целей. Так, одним из наиболее эффективных средств манипулирования сознанием является метафора. Метафора, по сути, представляющая собой слово или выражение, употребляемые в переносном значении, является «основной ментальной операцией, способом мышления, инструментом познания действительности и способом существования в ней» [8]. Традиционно метафора выполняет две функции: эмоциональное воздействие и моделирование действительности. Моделирующую функцию метафоры начали выделять только с начала XX в, когда Дж. Лакофф и М. Джонсон выдвинули тезис, что «процессы человеческого мышления во многом метафоричны» [5, с. 27]. Они так же полагают, что «метафора пронизывает всю нашу повседневную жизнь и проявляется не только в языке, но и в мышлении и действии. Наша обыденная понятийная система, в рамках которой мы мыслим и действуем, метафорична по самой своей сути» [5, с. 25]. Так принцип существования метафоры, заключающийся в совмещении несовместимого, лежит в основе человеческого мышления. Эти утверждения позволили рассматривать метафору не только как поэтическое и риторическое выразительное средство, но как необходимое средство понимания и осмысления действительности, как средство формирования картины мира, а в дальнейшем действенный способ манипулирования сознанием.

Метафоротворчество всегда составляла неотъемлемую часть политического дискурса. Сам процесс изучения политической коммуникации можно проследить с античных времен, в Древнем Риме и Греции активно занимались проблемами политической риторики. Так, следуя рассуждениям Аристотеля, с помощью метафоры мы можем «… говоря о действительном, соединять с ним невозможное». Именно благодаря Аристотелю метафору стали рассматривать как «неотъемлемую принадлежность языка, необходимую для коммуникативных, номинативных и познавательных целей». Вслед за Аристотелем Квинтилиан полагал, что «метафора дарована нам самой природой» и «содействует тому, чтобы ни один предмет не остался без обозначения». Об этом же писал и Деметрий: «обиходная речь создала такие хорошие метафоры для некоторых понятий, что мы уже не нуждаемся для них в точных выражениях, такая метафора утвердилась в языке, заняв место буквального обозначения». Но если в античное время метафора представляла собой «особый дар» красноречия, спустя века взгляды на нее резко изменились. Например, для Т. Гоббса метафора являла собой камень преткновения в реализации важнейшей функции языка — выражении мысли и передачи информации: «Свет человеческого ума — это вразумительные слова, предварительно очищенные от всякой двусмысленности точными дефинициями. Рассуждение есть шаг, рост знания — путь, а благоденствие человеческого рода — цель. Метафора же и бессмысленные и двусмысленные слова, напротив, суть что-то ignes fatui и рассуждать при их помощи, значит бродить среди бесчисленных нелепостей…» [3, c. 17] Также отрицал необходимость употребления метафоры в речи и Дж. Локк, утверждая, что она «имеет в виду лишь внушать ложные идеи, возбуждать страсти и тем самым вводить в заблуждение рассудок и, следовательно, на деле есть чистый обман [6, с. 566—567]. О ненадобности употребления метафоры писал и Ф. Бекон, считая, что метафора в силу своего «обманчивого и колдовского характера, способного всячески сбивать мысль с правильного пути, совершая некое насилие над интеллектом» [2, с. 325].

В настоящее время эффективная политическая коммуникация все чаще подразумевает камуфлирование объективной реальности, смягчение, а порой и подмену тех или иных понятий и терминов, «маскировку» проблем, подобные стратегии носят явный манипулятивный характер. Поэтому в выступлениях современных политиков наблюдается явная тенденция к использованию таких средств, которые позволяют завуалировать негативные стороны существующих проблем, и, таким образом, осуществить имплицитное воздействие на массового адресата. В политической сфере, где наблюдается высокий интерес к проблеме и способам манипулирования общественным сознанием, метафора, по мнению американского писателя Джеймса Гири, «обладает наиболее разрушительным характером, оказывая мощное влияние на адресатов».

Основная функция метафоры заключается в сокрытии объективной реальности, ее смягчении, а иногда в подмене понятий. Приподнимается завеса над существующими проблемами или нарочно отводится внимание от проблем, имеющихся в действительности. — “To believe in the dignity of every individual, to believe we can bridge our differences, and choose cooperation over conflict — that is not weakness, that is strength”.

Употребление метафоры позволяет снизить остроту проблемы и часто выручает человечество в тех случаях, когда логика обнаруживает свою несостоятельность. — “We can roll back preventable disease and end the scourge of HIV/AIDS. We can stamp out pandemics that recognize no borders”.

Следующим образом, метафора направлена на:

  1. избежание негативной реакции — “And yet, we come together today knowing that the march of human progress never travels in a straight line, that our work is far from complete; that dangerous currents risk pulling us back into a darker, more disordered world”.
  2. сглаживание нежелательных фактов — “Together, we can eradicate extreme poverty and erase barriers to opportunity”.
  3. завуалированное представление событий и их последствий в более выгодном свете — “Out of the ashes of the Second World War, having witnessed the unthinkable power of the atomic age, the United States has worked with many nations in this Assembly to prevent a third world war” “…an Islam that is incompatible with peace”.

Таким образом, можно заключить, что язык — это мощное оружие в раскрытии информации, благодаря ему в процессе речевой деятельности можно произвести такие манипулятивные действия как побуждение и склонение к определенному мнению. И одним из важнейших инструментов конструирования успешной политической коммуникации является метафора, так как скрытые техники манипулирования общественным сознанием маскируются именно с помощью этого языкового средства. Но постоянное вуалирование действительности может помешать установлению адекватных взаимоотношений при решении важных политических вопросов. Современные политические деятели должны задуматься о своем языковом поведении, научится видеть грань между объективной реальностью и завуалированной демагогией. «Нельзя играть и манипулировать словами. В международном праве, в международных делах каждый термин должен быть понятен, прозрачен, должен иметь единообразное понимание и единообразно понимаемые критерии» [11].

 

Список литературы:

  1. Арутюнова Н.Д., Метафора и дискурс — 1990.
  2. Бэкон Ф. Сочинения. В 2-х томах. Мысль; — М; Т. I. — М. — 1971.
  3. Гоббс Т., Левиафан: Мысль; — М — 2001 // ISBN 5‑244‑00966‑4.
  4. Журнал «Политическая лингвистика», выпуски 20—23.
  5. Лакофф М., Джонсон М., Метафоры, которыми мы живем, // пер. с английского А.Н. Баранова и А.В. Морозовой // Под редакцией А.Н. Баранова — 1994.
  6. Локк Дж., Сочинение в 3-х томах, Мысль; — М; Т. I. — М. — 1985.
  7. Никоненко С.В., Аналитическая трактовка метафоры — 2003.
  8. Определение Гавриловой М.Г., / краткий словарь терминов / — [Электронный ресурс] — Режим доступа — URL: http://journals.uspu.ru/i/inst/ling/ling24/ling_4(24)2008_gavrilova.pdf (Дата обращения 05.10.2015).
  9. Психологическая манипуляция — [Электронный ресурс] — режим доступа — URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/ (Дата обращения 02.10.2015).
  10. Скляревская Г.Н., Метафора в системе языка — 1993.
  11. Цитата президента Российской Федерации В.В. Путина, выступавшего на 70-й сессии Генеральной Ассамблеи, 28 сентября 2015 г., Нью Йорк.
  12. Geary J., “I is an Other: The Secret Life of Metaphor and How It Shapes the Way We See the World” — 2011.
  13.  Hayes P., article, “The political abuse and abuse of metaphor”, 25 February, 2011.
  14. Orwell G., essay “Politics and the English Language” — 1946.