Статья:

ИГРОВЫЕ ПРИЁМЫ ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА

Конференция: XXVII Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: гуманитарные науки»

Секция: 6. Педагогика

Выходные данные
Саливон В.П. ИГРОВЫЕ ПРИЁМЫ ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА // Молодежный научный форум: Гуманитарные науки: электр. сб. ст. по мат. XXVII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 8(26). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_humanities/8(26).pdf (дата обращения: 11.12.2019)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 10 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

ИГРОВЫЕ ПРИЁМЫ ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА

Саливон Варвара Петровна
студент магистратуры, 3 курс Институт искусств и креативных технологий, РФ, г. Москва
Ткалич Светлана Константиновна
научный руководитель, д-р пед. наук, проф. кафедры дизайна, МГГУ им. М.А. Шолохова РФ, г. Москва

 

В статье обосновывается важность игровых приемов обучения на уроках изобразительного искусства, исследуется степень изученности данной темы. Автор отмечает роль научного исследования данной темы для начинающих педагогов. Приведены примеры использования игротехник на уроках изобразительного искусства.

Современная общеобразовательная школа берет ориентир на становление личности, обладающей такими важными качествами, как инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, проявлять готовность к самообразованию. Существует необходимость повышения уровня и эффективности подготовки учащихся на уроках ИЗО. Поэтому многие молодые педагоги, продумывая программу проведения урока, озабочены такими вопросами:

  1. как сделать, чтобы каждое занятие было школьникам начальных классов интересно;
  2. как ненавязчиво научить их фантазировать, изобретать;
  3. как вырастить личность, способную находить творческие пути решения той или иной проблемы?

В современной школе для начальных классов большую продуктивность при решении поставленных вопросов показывают игровые приёмы обучения. Тематика игровых приёмов обучения на разных предметах разнообразна, в том числе, и на уроках изобразительного искусства.

Игротехника в школе — это особый вид деятельности, связанный с элементами режиссуры, анимации, тренинга коммуникативной и пластической формы самовыражения школьников в реальной ситуации тематической игры. Мы поставили перед собой задачу: использовать возможности игротехники в соединении с задачами анималистического рисунка.

Многие педагоги и психологи справедливо обращали внимание на эффективность использования игр в процессе обучения. Доказано, что игровая деятельность положительно влияет на развитие внимания, памяти, мышления, воображения, всех познавательных процессов. Доктор педагогических наук Н.М. Сокольникова в своей работе пишет: «Игра обучает, развивает, воспитывает, социализирует. Игра помогает раскрытию творческого потенциала ребенка, поэтому она стала неотъемлемой частью и союзником воспитания и обучения учащихся всех возрастов» [7, с. 197].

Тема игры и игровых приемов обучения широко изучена исследователями различных специализаций: физиологами, психологами, философами, педагогами. В отечественной науке это такие авторы как Н.Г. Чернышевский, К.Д. Ушинский, А.С Макаренко, В.А. Сухомлинский, Л.С. Выготский, О.С. Газман, Д.Б. Эльконин и многие другие. В зарубежной науке данной темой занимались нидерландский историк и философ Й. Хёйзинга, немецкие философы Г. Гадамер и Е. Финк, польский педагог Я. Корчаг, итальянский педагог М. Монтессори и другие авторы.

Обзор современных научных статей показал, что тема игровых приёмов обучения интересна педагогам и ученым по всей России. Например, коллектив авторов из Башкирии: Головнева Е.В., Синдикова Г.М., Синагулова Г.Х. рассматривают игру, как нетрадиционную форму обучения, способствующую эстетическому развитию младших школьников на уроках изобразительного искусства [2].

Коллектив авторов из Казахстана: Жораева С., Ибрагимова У., Бейсенбаева Б., Аманбеккызы Ж. в своей статье исследуют дидактическую игру как наиболее эффективный метод обучения, способствующий формированию и повышению познавательной активности младших школьников [3].

В современной педагогической литературе изложен достаточно широкий спектр подходов к классификации игр, к их задачам и целям. Н.М. Сокольникова приводит примеры классификаций игр по работам таких учёных как: П.И. Пидкасистый и Ж.С. Хайдаров, Г.К. Селевко, А.В. Запорожец и А.П. Усова, Н.Я. Михайленко и Н.А. Короткова. Автор обращает внимание на то, что каждому учителю изобразительного искусства важно знать и ориентироваться в данных классификациях.

Так, на уроках изобразительного искусства рекомендуется использовать игры, которые развивают воображение, интеллект, творческую активность, память и речь, нестандартное мышление. К таким играм относятся: творческие, художественно-дидактические, предметные, конструктивные, игры-путешествия, игры-ассоциации и другие.

Знание педагогом особенностей игровых методов и приемов обучения, понимание игрового опыта детей, умение четко ставить задачи — главное условие реализации поставленных целей и успешно проведенной работы.

Педагогу важно овладеть игровой импровизацией, что может привести к нестандартному процессу создания рисунка. Роль учителя в учебных играх может быть разнообразной. «Он может действовать совместно с детьми как игрок, может быть наблюдателем, болельщиком, судьей, ведущим, экспертом, консультантом» [7, с. 202].

Для детей в начальной школе рекомендуют игры на 10—12 минут. Они могут быть направлены на более эффективное усвоение нового материала или на закрепление знаний, умений, навыков. В игре ученики могут разбиваться на группы или участвовать всем классом.

Рассмотрим примеры педагогических игр во 2-м классе. Тема урока: «Пластика животных на отдыхе, на охоте». Инновационная составляющая этих игр заключается в решении задачи: «как научить детей рисовать животных».

Урок начинается с загадок о животных. Дети могут самостоятельно попробовать определить тему урока по отгадкам. Это создаст положительный эмоциональный настрой у ребят. Далее следует рассказ педагога о животных, о среде их обитания. Важно подчеркнуть, что в природе у всех животных есть дома. В этом поможет игра «Угадай, чей это домик!». На экран выводится изображение дома животного (плотины, дупла, гнезда, норы). Показ слайда сопровождается загадкой. Ученики дают ответы, кому из животных принадлежит дом. После озвучивания отгадки на экран выводится изображение хозяина дома. Цель игры: познакомить детей со средой обитания животных, научить с вниманием относиться к живой природе, создать образную связку животное — среда обитания, что поможет учащимся в составлении композиции рисунка.

Далее педагог обращает внимание детей на то, что у животных, как и у людей, разный характер, привычки, повадки. Перед практической частью урока проводится игра «Ассоциации», которая позволит ученикам немного отдохнуть. К доске выходит игрок, загадывает животное. С помощью жестов и мимики показывает одноклассникам загаданного зверя. Играющие должны дать отгадку. Ученик, который первым дал верный ответ, продолжает игру. Цель игры: вживание в образ животного, имитация пластики животного.

Данные игры можно проводить на различных этапах урока, использовать к ним музыкальное сопровождение.

Наблюдение показало, что творческая активность учащихся на подобных уроках возрастает, работы получаются более яркими и эмоциональными, разнообразней становится сюжет рисунков. Рисовать животных очень сложная задача для детей в начальной школе. Анималистический рисунок требует большого внимания, самостоятельного анализа и упорства. Через игру обучение станет занимательным и посильным занятием. Игровые приемы и упражнения обеспечат плавный переход от игры к дальнейшему серьезному обучению.

К сожалению, современных научных разработок на эту тему очень мало. Это обусловлено тем, что учебных часов по изобразительному искусству в общеобразовательных школах небольшое количество, мало квалифицированных, творческих кадров. Например, молодому педагогу сложно сделать программу: уложить в 40 минут устную лекцию, показ на экране домиков, где живут животные, обратить внимание на их среду обитания, провести «загадки и отгадки», провести игру «пластика животных».

Существует необходимость повышения интереса учителей к научной деятельности, к самообразованию. Например, доктор педагогических наук С.К. Ткалич рекомендует вариативный комплекс обучающих методик для подготовки бакалавров, которые планируют свою профессиональную деятельность в области педагогики искусства [8]. Для будущих педагогов знакомство с такими обучающими методиками является повышением квалификации. Они учатся разрабатывать авторские игровые программы для детей, затем пишут научные статьи по этой теме [4; 6].

Вывод. Для повышения мастерства педагогов в области игровых техник необходимо внедрять практикум на занятиях в вузе. Студенты бакалавриата, овладевшие знанием о возможностях игротехники на уроках по изобразительному искусству в школе, будут использовать в своих поурочных программах вариативный подход к разработке авторских игротехник.

 

Список литературы:

  1. Боровский М. Использование игр в обучении детей дошкольного и младшего школьного возраста // Ярославский педагогический вестник. — 2013. — № 3 — С. 115—118. Режим доступа: http://vestnik.yspu.org (Дата обращения: 03.09.2015).
  2. Головнева Е.В., Синдикова Г.М., Синагулова Г.Х. Изобразительное искусство как средство эстетического воспитания младших школьников // Фундаментальные исследования. — 2015. — № 2-27. — С. 6078—6082; Режим доступа: http://www.rae.ru (Дата обращения: 03.09.2015).
  3. Жораева С., Ибрагимова У., Бейсенбаева Б., Аманбеккызы Ж. Пути формирования познавательной активности младших школьников. Международный журнал экспериментального образования № 3-4 / 2015 Режим доступа: http://cyberleninka.ru (Дата обращения: 04.09.2015).
  4. Коновалова А.В. Активизация учебной деятельностипо изобразительному искусству в общеобразовательныхучреждениях: постановка проблемы. Статья. // Международный студенческий форум 2013. Режим доступа: studforum@rae.ru.
  5. Коротеева Е.И. Изобразительное искусство. Искусство и ты. 2 класс: учебник / под ред. Б.М. Неменского. — М.: Издательство «Просвещение», 2011. — 144 с.
  6. Мартынова А.А. Разработка модуля-конструктора «Чебоксарский Кремль» для детей младшего школьного возраста. Статья. // Международный студенческий форум 2013. Режим доступа:studforum@rae.ru.
  7. Сокольникова Н.М. Методика преподавания изобразительного искусства: учебник. — М.: Издательский центр «Академия», 2012. — 256 с.
  8. Ткалич С.К. Информационно-образовательная среда профессиональной подготовки творческих кадров: методологический подход. Курс лекций и практикум «Основы исследовательской деятельности». — М.: Институт искусств и креативных технологий: кафедра дизайна. 2014—2015.