Статья:

О ДЕГРАДАЦИИ КУЛЬТУРЫ В НОВОЕ ВРЕМЯ

Конференция: XXVIII Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: гуманитарные науки»

Секция: 3. Культурология

Выходные данные
Лемеш К.И. О ДЕГРАДАЦИИ КУЛЬТУРЫ В НОВОЕ ВРЕМЯ // Молодежный научный форум: Гуманитарные науки: электр. сб. ст. по мат. XXVIII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 9 (27). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_humanities/9(27).pdf (дата обращения: 27.12.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 231 голос
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

О ДЕГРАДАЦИИ КУЛЬТУРЫ В НОВОЕ ВРЕМЯ

Лемеш Ксения Игоревна
студент Уральского государственного педагогического университета, РФ, г. Екатеринбург

 

«Деградация часто считает себя своеобразной культурой».

Дарий

Современная жизнь в крупном мегаполисе неразрывно связана с искусством и культурой. Если хочешь двигаться в ритме жизни, то тебе необходимо быть в курсе последних событий: будь это новая постановка в театре или очередной книжный бестселлер нашумевшего автора. Но, к сожалению, не каждый умеет фильтровать полученную информацию и не каждый в состоянии разглядеть угрозы, постепенно надвигающиеся на нас.

Стремительные изменения во всех сферах нашей жизни приводят к тому, что мы стараемся всякое дело упростить и выполнить как можно скорее. Мы стремимся не к духовному развитию, а к материальному благу, из-за чего страдает качество проделанной нами работы. Зачем тратить часы, дни, а то и годы, если все можно сделать гораздо быстрее? И неважно сделана ли эта работа с душой, важно - как можно выгоднее ее продать. Эта наблюдаемая всюду тенденция приводит к повсеместной деградации культуры и искусства, которые, в свою очередь, связаны с безопасностью человека.

Деградация – это «процесс ухудшения характеристик какого-либо объекта или явления с течением времени, движение назад, постепенное ухудшение, упадок, снижение качества, разрушение материи вследствие внешнего воздействия по законам природы и времени» [6]. Этот термин заимствован из польского языка в Петровскую эпоху в значении «разжалование, лишение чинов». Значение слова деградация, как «упадок», сформировалось в русском языке под влиянием западноевропейских языков в XX веке.

Деградация культуры – это «изменения, которые ведут к ослаблению или устранению каких-то элементов культуры, прежде устойчивых норм и идеалов, упрощению культурной жизни» [2]. Например, русская иконопись в XVIII–XIX вв. была отмечена упадком и воспроизводила лишь малые подобия работ иконописцев Древней Руси. Примитивизация и архаизация неоднократно имели место в истории культуры и общества в прошлом и в современности.

Достаточно взглянуть на современное искусство и можно прийти к выводу, что культура неторопливо, но верно умирает. XIX–ХХ вв. – это особое время, время начала упадка искусства Европы. Культура – это совокупность духовных и материальных ценностей, созданных человеком. Она родилась из религиозного культа, и автор своим искусством осуществлял религиозный культ. Автор служил искусству, будто бы чему-то высшему по отношению к самому себе. Не обязательно он служил Богу, он мог служить Великому и Вечному Искусству. Сейчас же человек неизменно работает на рынок.

Гегель был одним из первых философов, предсказавших предстоящую деградацию искусства. Но что же такое искусство? И каким образом наблюдается деградация в искусстве?

Философская энциклопедия под редакцией Ф.В. Константинова гласит, что искусство – это «одна из форм общественного сознания, неотъемлемая составная часть духовной культуры человечества, специфический род духовного освоения, познания действительности общества человеком» [5]. Возникнув на ранних этапах развития общества, искусство постепенно формируется в важнейшее средство духовного развития человека, а также осознания мира.

В искусствоведческой литературе сложилась определенная классификация искусств, состоящая из трех групп:

  1. Пространственные или пластические виды искусств – это изобразительное и декоративно-прикладное искусства, архитектура и фотография.
  2. Временные или динамические виды искусств: музыка и литература.
  3. Пространственно-временные или зрелищные виды, к которым относятся хореография, литература, театральное искусство и киноискусство.

Далеко не каждый задумывался над затронутой проблемой в этой статье. Кого-то вышеизложенные мысли, возможно, приведут в недоумение и могут остаться не до конца понятными. Поэтому попытаемся проследить явную деградацию на живописи и других наиболее популярных видах искусства во времени.

Во времена античности художники изображали богов, полубогов, ангелов и т. д. Они возвышают божественных существ, показывают, насколько те могущественны и красивы.

Произведения XI–XII века свидетельствуют о высокоразвитой культуре, об обществе с более совершенными духовно нравственными ценностями, чем у нас. Древние ведические писания, как и картины, утверждают, что раньше люди и полубоги очень тесно общались, часто создавались семьи божественных существ и людей. Многие люди были совершеннее современных, они обладали необыкновенными способностями, позволяющими создавать шедевры скульптуры или архитектуры, которые в наши дни при всех современных изобретениях и инновациях чрезвычайно трудно воссоздать.

Прошло III века и вот мастера уже не изображают богов в таком количестве. Все чаще на полотнах изображаются величественные государи, благочестивые князья, выдающиеся личности, прославленные герои, знатные семьи, какие-нибудь известные события. Появляется архитектура, природа и всевозможные предметы состоятельности.

В XVIII–XIX веке на смену монархам и знатным людям пришли овощи и фрукты. Новым течением в живописи становится натюрморт. Вероятно, уровень мышления людей опустился до уровня еды. Все искусство постепенно опускалось на бытовой уровень. Представление о прекрасном стало значительно «прозаичнее».

В наши дни происходит отказ от телесности в пользу символизма. Большинство художников изображает непонятную размазню и невероятный хаос. Быстротечность, гласность и деньги – вот новые двигатели искусства. Посмотрите на картины художников XX и XXI вв., все будто бы сговорились и стали рисовать уродливых людей, животных. А нам остается только удивляться, что именно хотел изобразить автор женщину или какое-то растение.

Прослеживая эти тенденции в живописи, можно прийти к выводу, что уровень культуры и искусства скатился. Человек прекращает думать о чем-то возвышенном и непостижимом, перестает ценить естественную красоту.

Аналогичные выводы напрашиваются и по архитектуре. Какие восхитительные замки и бесподобные церкви воздвигались раньше, и что сооружается ныне. Архитектура – это «зодчество, искусство проектировать и строить объекты, оформляющие пространственную среду для жизни и деятельности человека» [3].

Именно качество, изящность и уровень архитектуры определяют насколько развито общество. О культуре того или иного времени судят по самому надежному материальному свидетельству – архитектурным памятникам той эпохи, которые являются отражением образа жизни и интеллекта того общества. Ведь в архитектуре человек рождается и живет, любит и ненавидит, воспроизводит на свет новое поколение и воспитывает его и, в конечном счете, умирает и остается в памяти.

Деградация наблюдается и в музыкальной сфере. Музыка – это вид искусства, способ отражения окружающей действительности и переживаемых чувств с помощью звуков, их соединений и комбинаций. Изначально в первобытном обществе в музыке больше внимания уделялось ритму. Люди проводили различные ритуалы, поклонялись богам и полубогам. Во время ритуальных танцев они следовали соответствующему ритму. С появлением музыкальных инструментов особое значение стало отводиться мелодии. Постепенно она стала гораздо важнее ритма в музыке. Тем не менее, в последние годы наблюдается удручающая тенденция в музыке. В XX–XXI вв. мелодия вновь уходит на второй план. Конечно, ритмичная музыка имеет право на существование. Она отлично помогает и мобилизует при многих видах физической нагрузки. Однако и в музыке деньги становятся главной целью. Если раньше образовывались группы, где ее участники имели прекрасный и сильный голос, умели играть на инструментах и петь, то сейчас это большая редкость. К тому же огромный упор делается на внешний вид исполнителей и декорации. Разве это не деградация музыки?

Что касается литературы, то, к сожалению, на наш взгляд, и в этой области ощущается упадок. Литература – это «один из видов искусства, в котором средством создания художественного образа является слово, язык» [4].

Раньше писатели тратили огромное количество времени на создание одного произведения, они искусно подбирали слова и с особой критичностью относились к своему творчеству. Они жили литературой, писали о чем-то священном и благородном, а главное – это было чрезвычайно прекрасно и интересно. А что же происходит у нас? Современные авторы пишут об употреблении наркотиков и алкоголизме, об ограблении банков и убийствах, используя при этом сленговые выражения. Если раньше многие произведения заканчивались, «и жили они долго и счастливо», то теперь все чаще встречаются трагичные концовки.

Как грустно бы не было, но деградация встречается и в области хореографии. Хореографическое искусство – это «искусство сочинения и сценической постановки танца» [7]. Это искусство существует еще с древних времен. Культовые, охотничьи и иные обряды сопровождались, помимо игры на музыкальных инструментах и пения, плясками. Масштабные танцевальные представления, часто соединенные с религиозными церемониями, существовали в Африке, Европе, Азии и на других континентах. Сейчас люди также любят танцевать, но настоящих профессионалов с каждым днем все меньше и меньше. Для мастера танец является смыслом жизни. Он непрерывно совершенствует свои навыки, отрабатывая их до идеала, постоянно выступает на концертах и других мероприятиях, а также передает свои знание последующим поколениям, конечно же, если обладает великим талантом – преподавать. От своей работы он получает бурю положительных эмоций, пусть и зарабатывая небольшой гонорар.

Перейдем к деградации следующего вида искусства – театрального. Театр – одно из направлений искусства, в котором образное отражение жизни достигается с помощью сценических действий. Его основные элементы имелись уже в первобытных народных обрядах, охотничьих и сельскохозяйственных игрищах, в тотемических плясках, в копировании повадок животных и т. д. В XIX веке с изобретением кинематографа интерес к театру существенно сократился. Теперь, чтобы увлечь зрителей, режиссерам-постановщикам приходится стабильно придумывать что-нибудь новое. Искусство будто бы держится на провокациях и шокирующих публику сценах. Неужели, как только люди устанут выдумывать что-то новое – оно умрет?

Далее обратим внимание на деградацию киноиндустрии. Кинематограф – это «отрасль человеческой деятельности, заключающаяся в создании движущихся изображений» [1]. Как уже упоминалось ранее, кинематограф появился относительно недавно. Но, тем не менее, и он уже начинает изживать себя. Сюжеты настолько исчерпали себя, что многие просто переснимают уже имеющиеся. На экраны каждые пять лет выходит новая экранизация золушки, а также любого другого многим полюбившегося героя. В настоящее время слишком много источников информации и информационное воздействие на человека стало настолько сильным, что человек в кинотеатре просто хочет отвлечься от действительности. Этому способствуют спецэффекты и реклама, бросающаяся на каждом шагу, тем самым повергая кино в упадок. Возможно, если сейчас начать показывать гладиаторские бои, арены будут переполнены, так как люди до такой степени стали зависимы от спецэффектов, что им просто не хватает острых ощущений в повседневной жизни. Разве это не является подтверждением деградации культуры? Тогда почему ее принимают за прогресс?

Современное искусство перестало быть культом, оно стало каким-то уродливым. С каждым годом на картинах художниках все сложнее разобрать изображен ли это человек или стиральная машина, в большинстве песен отсутствует смысл, есть рифма и ладно, в литературе обычно изобличается все самое худшее и т. д. До такой степени деградировало искусство, что будто бы в человеческих душах умерла некая высшая инстанция.

Таким образом, культура зародилась из культа и умирает вместе с ним.

 

Список литературы:

  1. Краткая история кинематографа – [Электронный ресурс] – Режим доступа. – URL: http://ispu.ru/book/export/html/7631 (Дата обращения 01.11.2015).
  2. Культурный прогресс и регресс. Критерии культурного прогресса – [Электронный ресурс] – Режим доступа. – URL: http://ya-simkina.narod.ru/R6-4.htm (Дата обращения 29.10.2015).
  3. Популярная художественная энциклопедия. Под ред. Полевого В.М.; – М.: Издательство «Советская энциклопедия», 1986.
  4. Толковый словарь русского языка Дмитриева. Д.В. Дмитриев. 2003
  5. Философская Энциклопедия. В 5-х т. – М.: Советская энциклопедия. Под редакцией Ф.В. Константинова. 1960–1970.
  6. Что значит деградировать? – [Электронный ресурс] – Режим доступа. –URL: http://kto-chto-gde.ru/chto-znachit-degradirovat/ (Дата обращения 21.10.2015).
  7. Школа танцев и хореографии – [Электронный ресурс] – Режим доступа. –URL: http://www.damo.ru/instr_.php?id=2104 (Дата обращения 25.10.2015).