МУЗЫКА КАК ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ В СОЦИОЛОГИИ
Секция: 3. Культурология
XXVIII Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: гуманитарные науки»
МУЗЫКА КАК ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ В СОЦИОЛОГИИ
Культура современного мира настолько разнообразна, что ее можно изучать еще ни одно столетие. Культура так различна, что сложно ответить, сколько элементов она в себя включает. Также не стоит забывать и о различии в культуре на основании различных обществ и эпох, где существовали и существуют свои особенности. Музыка один из элементов культуры, в любом обществе и любой эпохе. Безусловно, можно встретить и сходства, и различия. Мы, проведя свое исследование, хотим понять и рассказать о том, какая же музыкальная культура в современном российском обществе, а именно у молодежи.
Музыка формирует духовный мир человека, оказывает влияние на формирование и развитие личности, как в духовной, так и в материальной сфере жизнедеятельности. Музыкальные стили, направления способны оказывать не только влияние на конкретного индивида, но и способны формировать социальную реальность, а так, же в ней формировать различные субкультуры, в которых будут взаимодействовать индивиды с общими интересами. В связи с такими особенностями музыкальной культуры, мы способны регулировать поведение, взгляды, интересы и многое другое у индивида. А также музыкальная культура способна оказывать положительное или отрицательное влияние на формирование личности и повседневной жизни у студенческой молодежи.
Изучением музыкальной культуры занимались различные ученые, в том числе и социологи, к примеру, такие как: Теодор В. Адорно [1, с. 10], затрагивая современность, стоит отметить таких авторов, как: Колчинская В.Ю. [2, с. 10] и многие другие. Эти ученые занимались изучением музыкальной культуры с различных сторон, выясняя причины и степень влияния музыки в обществе, а также то каким образом это происходит. Такое количество научных работ по музыкальной тематике, свидетельствует о том, что даже в отношении социологии, музыка является актуальной темой для исследования, хотя при этом и не является самой распространенной, как например исследования социального института семьи.
В качестве основного метода исследования мы используем – метод неформализованного глубинного интервью. На наш взгляд неформализованное глубинное интервью, позволит респондентам более свободно выражаться, а также непринужденная обстановка при общении, на наш взгляд, позволит более подробно изучить данный вопрос, а также собрать как можно больше информации. Стоит сказать, что для нашего исследования будет отобрана определенная группа лиц, то есть студенты с 2 по 4 курс очной формы обучения, социально-гуманитарного и физико-математического факультетов.
Для нашего неформализованного интервью, количественный метод по расчетной формуле, который используется, например, при анкетировании, не подходит, поскольку наш метод является качественным. Поэтому, чтобы наше исследование было объективным и подробным, позволяющим рассмотреть интересующую нас тему более разносторонне, мы зададим определенные критерии, для отбора респондентов.
Критерии отбора для респондентов глубинного интервью:
- Мужчины и женщины в соотношении 50/50.
- Респонденты должны быть отобраны по принадлежности или нет, к неформальным субкультурам, то есть из женщин должно быть по принципу 50/50 отобраны неформальные представители и нет, и так же с мужчинами.
- Респонденты не должны быть учащимися одной группы, то есть однокурсниками.
- От каждого курса (с 2 по 4) должно быть отобрано по 2 респондента, по принципу пункта 2.
- Респонденты по принципу 50/50, из указанных ранее критериев, должны быть отобраны с разных факультетов (социально-гуманитарный и физико-математический).
Данные критерии для всех респондентов являются одинаковыми, и в процессе отбора респондентов мы должны отобрать ровно 6 респондентов по данному критерию. Первый курс для исследования мы решили не брать, поскольку первокурсники проходят адаптацию в новой социальной группе, и мы не можем полностью быть уверены в сформировавшемся их музыкально-культурном вкусе.
В результате проведенного нами неформализованного глубинного интервью, мы получили различные качественные данные.
Как видно непосредственно из интервью, респондентов можно разделить несколько групп:
1 группа – Влияние на интерес оказали друзья. 2 респондента).
2 группа – Влияние на интерес оказали семья и друзья.
3 группа – Влияние оказало СМИ.
Стоит отметить, что наибольшее влияние оказали и семья, и друзья на музыкальный интерес у респондентов. На втором месте по степени своего влияния, оказалась группа «друзья», их общее число составило.
Поэтому можно сделать вывод, что семья, а также и друзья имеют возможность формировать музыкальный вкус, а также его регулировать в зависимости от своих принятых правил и норм.
Так же не менее важным фактором, на наш взгляд, является лояльность со стороны респондентов по отношению к тем музыкальным жанрам, к которым они не проявляют интерес. Данный вопрос был сформулирован следующим образом: «Может, есть какие-то музыкальные жанры, к которым вы испытываете симпатию, или может антипатию?». Данный вопрос формулировался в зависимости от того, как проходило интервью, и каким образом респондент отвечал на вопросы.
Таким образом, можно сделать вывод, что чаще всего респонденты говорят об антипатии относительно тех музыкальных жанров, которые они не слушают и к которым не проявляют какой-либо интерес. Отметим, что при ответах на данные вопросы интервью особой агрессии респонденты не проявляли. Иначе говоря, по отношению к не интересующим жанрам, респонденты проявляют лояльность, но при этом не считают такие жанры за музыку.
Дальнейшее направление нашего исследования заключалось в том, чтобы найти доминирующие факторы: для чего обычно используется прослушивание музыки, и то при помощи чего, а главное где (места прослушивания музыки). Были получены следующие ответы. На наш взгляд, эти факторы, позволяют составить образ личности в современном обществе.
Можно сделать вывод о том, что независимо от прослушиваемого музыкального жанра, опрошенные респонденты используют музыку в одних и тех же целях и при одних и тех же обстоятельствах. Данные обстоятельства можно вынести, как характерную схожую черту для всех респондентов, вне зависимости от их музыкальных предпочтений.
Музыку как искусство студенты не рассматривают. Это выражалось не только в их сбивчивых ответах, но и во внешних данных: респонденты заметно волновались и подолгу отвечали на вопросы с паузами.
Но все по-своему говорили о том, что музыка – это способ выразить чувства и то звучание, которое создает музыка, их определенно привлекает.
Можно сказать, что музыка как вид искусства привлекает их своим звучанием и в качестве способа расслабления. Таким образом, музыка в современном обществе привлекает своим содержанием (тексты песен, мелодии и т. д.).
Так же на наш взгляд важно то, каким образом музыка оказывает влияние на образ жизни людей, если оно как таковое существует. По внешним данным респондентов, можно сделать вывод о том, что музыка оказала влияние на внешние особенности только у одного респондента, на остальных респондентах внешних отличительных признаков не было. Но для того, чтобы уточнить оказала ли музыка влияние на глубинные особенности личности, мы задавали следующий вопрос: «В целом, если говорить о музыке и вас в настоящем, она оказала какое-нибудь влияние на ваш образ жизни, взгляды?».
Музыка в той или иной степени оказывала влияние на их сферы жизни, в которых они находятся. Но так, же стоит отметить, что для некоторых музыка до такой степени связанная с их жизнью, что они даже не могут ответить на то, оказала ли она какое-либо влияние.
В качестве итога можно сказать, что музыка способна изменят у личности различные не только их взгляды на различные вещи, но так, же влиять на их восприятия реальности и восприятие окружающего их социального мира.
Данное исследование позволило изучить особенности формирования музыкальной культуры у молодого человека, а также то каким образом музыкальная культура оказывает влияние на личность индивида, его повседневную жизнь. Музыка является стимулом основной деятельности, дополнять и в тоже время вносит разнообразие в повседневность. Музыкальная культура молодого человека отличается разнообразием жанров, служит способом для стимуляции основного вида деятельности, а также способствует концентрации внимания и мышления, но при этом музыкальная культура не является основным видом деятельности. Это говорит о том, что у современной молодежи существуют другие приоритеты и ценности для осуществления своей деятельности, как членов социальных групп, в которые они включены.
Список литературы:
- Адорно Т. Избранное: социология музыки. // Университетская книга. – М.; СПб. – 445 с. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://hren-morkovkin.ucoz.ru/load/0-0-0-29-20.
- Колчинская В.Ю. Виды музыкальной деятельности // Материалы III Всероссийского социологического конгресса / Секция 16. Социология культуры. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.isras.ru/abstract_bank/1208267483.pdf.