Статья:

СОПОСТАВИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ТИПА «ЛИШНИЙ ЧЕЛОВЕК». ОБЛОМОВ И ПЕЧОРИН

Конференция: XXVIII Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: гуманитарные науки»

Секция: 5. Литературоведение

Выходные данные
Ильина А.А. СОПОСТАВИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ТИПА «ЛИШНИЙ ЧЕЛОВЕК». ОБЛОМОВ И ПЕЧОРИН // Молодежный научный форум: Гуманитарные науки: электр. сб. ст. по мат. XXVIII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 9 (27). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_humanities/9(27).pdf (дата обращения: 25.05.2020)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

СОПОСТАВИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ТИПА «ЛИШНИЙ ЧЕЛОВЕК». ОБЛОМОВ И ПЕЧОРИН

Ильина Александра Алексеевна
студентка СВФУ им. М.К. Аммосова, РФ, Республика Саха (Якутия), г. Якутск
Сизых Оксана Васильевна
научный руководитель, доц. СВФУ им. М.К. Аммосова, РФ, Республика Саха (Якутия), г. Якутск

 

Прежде, чем начать освещение темы, обратимся к истокам возникновения образа лишнего человека и к тем общим качествам, которые формируют его образ.

Так какого человека принято называть «лишним»? Это литературный герой, который, принадлежа к высшим классам общества, отчуждён от дворянского сословия, презирает чиновничество, но, не имея перспективы иной самореализации, в основном проводит время за развлечениями. Такой стиль жизни не в состоянии облегчить его скуку, что приводит к дуэлям, азартным играм и другому саморазрушительному поведению. К типичным чертам лишнего человека относятся: «душевная усталость, глубокий скептицизм, разлад между словом и делом и, как правило, общественная пассивность» [4].

Понятие «лишний человек» закрепилось за типом разочарованного русского дворянина после публикации в 1850 году повести И.С. Тургенева «Дневник лишнего человека». Наиболее ранние и классические примеры данного типа героя: Евгений Онегин А.С. Пушкина, Чацкий из комедии «Горя от ума», Печорин М.Ю. Лермонтова. Все они восходят к байроническому герою эпохи романтизма.

Дальнейшую эволюцию типа представляют Бельтов (книга «Кто виноват?») и герои ранних произведений И.С. Тургенева (Рудин, Лаврецкий, Чулкатурин) [3].

Сопоставим героев «Героя нашего времени» М.Ю. Лермонтова и «Обломова» И.А. Гончарова.

Начнем с произведения «Обломов» И.А. Гончарова. О детстве Обломова читатель узнает из первой части девятой главы под названием «Сон Обломова». Илья Обломов родился в состоятельной семье, которую невозможно назвать светской. Привычка к лености и сильное нежелание что-то изменить в жизни – главные характеристики этой семьи. Маленький Обломов на примере взрослых создал фундамент своей будущей жизни.

Правда, что каждый родитель желает своему чаду лучшей жизни, которая есть у них и пытаются сделать для этого всё, что в их силах: способствуют его лучшему образованию, приглашают лучших учителей, знакомят с просвещенными людьми, и, по традициям того времени, устраивают балы и званые вечера. Однако суетливость и праздный образ жизни никак не приветствуется у семейства Обломовых. Родители относились к Илюше Обломову с чрезмерной заботой, слишком опекали его, не давая ему свободу, душили в нем начало развития любознательности, и в конечном итоге – отбили у него желание развиваться. И когда читатель встречает Обломова в начале романа, перед нами предстает картина неправильного воспитания, которое разрушает жизнь человека. Герой сильно отличается от литературных вариантов «лишних людей». Его жизнь не выходит за пределы недосягаемого. Обломов остается инертным от начала и до конца повествования.

Обратимся к роману М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». О своем детстве Печорин делится с Мери: «Да, такова была моя участь с самого детства. Все читали на моем лице признаки дурных чувств, которых не было; но их предполагали – и они родились...» [1]. Таким образом, понятно, что Печорин не по своей воле стал «лишним человеком». Общество превратило его в «лишнего», не имея для этого никаких причин. Значит Печорин был обречён с самого рождения стать человеком «лишним». Но, в отличие от Обломова, он имел желание жить органично. Но, на мой взгляд, он более искал развлечений и средства избавления от скуки. Печорин бросил образование, когда понял, что ученье не принесёт ему славы. Он искал признания, искал смысл своей жизни. В этом заключается его радикальное отличие от Обломова. Печорин не может понять самого себя, своих чувств, не может разобраться в себе. На поверку оказывается, что главный враг самого себя – это он сам. Печорин вырос эгоистом, он ставит себя выше других, и обычные людские ценности кажутся ему мелочными и бессмысленными.

Так в чем же отличие характеров Обломова и Печорина, есть ли у них хотя бы одна общая черта? Попытаемся это узнать, продолжив сравнение. Обломов – это глубокое чистое озеро, безмятежное и тихое. А Печорин – это бескрайнее море, с сильными ветрами и приливами, ему все нипочем, и всё что попадает в это море уйдет на дно. Таков Печорин. Но если мы сейчас сравниваем этих двух людей, то логичным будет противопоставить их. Тогда Печорин, скорее, огонь, который имеет свойство затухать, каким бы он сильным не был. Вода, даже если испарится, то превратится в пар, а из него обратно в воду, то есть у Обломова всё еще есть надежда на жизнь в лице его сына – Андрюши.

Печорина невозможно игнорировать, и удержать его тоже невозможно. Остаётся лишь идти за ним, но идти за человеком, который сам не знает, куда он идёт, весьма опасно и чревато бедой. То же самое можно сказать об Обломове. Но, если в случае с Печориным, он куда-то всё же идет, то Обломов не такой. Он стоит на месте. Если в его жизни происходят какие-то перемены, эти перемены ему не нужны. Он больше наблюдает за ходом событий, нежели участвует в них.

Если просмотреть взаимоотношения героев с другими персонажами, то читатель замечает, что у Печорина, по сути, нет друзей, которые знали бы его всего, а у Обломова такой человек, есть. Это Штольц, который знает Обломова лучше, чем другие. Однако всё равно Обломов остается для него загадкой. Штольц уважает его чистую душу и Обломов, зная это, тепло относится к своему другу. В его честь называет своего единственного сына. И в этом отношении ленивый Обломов поступил лучше своих родителей: он «отдал» сына человеку, в котором уверен, уверен в том, что он воспитает из него лучшего человека, а если бы он остался с матерью то, может быть, стал бы таким же как он.

Печорин и Обломов отличаются многими качествами. Особенно тем, как и почему они стали «лишними». Обломова сделало «лишним» его домашнее воспитание и, разумеется, он сам, тогда как Печорин стал «лишним», потому что общество не смогло его принять таким, какой он есть.

Герои сближаются по некоторым серьезным характеристикам: они не любили то общество, к которому принадлежали, и боролись против него так, как умели. Герои способны чувствовать. Их глубокая душевная натура организована таким образом, что разгадать темные уголки их души не может никто, даже они сами. Печорин и Обломов не смогли применить свой человеческий, добродетельный дар в жизни. Это постепенно начало убивать их изнутри, каждый день, не давая им покоя.

Образ лишнего человека у каждого писателя имеет специфические характеристики, но есть и традиционные черты характера, которые остаются неизменные, например: противостояние обществу, вечный поиск «себя» и своего места в жизни, отчужденность от людей. М.Ю. Лермонтов видит своего героя таким, каким общество XIX века принуждало быть «лишних людей», то есть М.Ю. Лермонтов в своем романе отразил пороки своего общества и передал их через чувства и мысли Григория Печорина. Историко-литературное значение анализа В.Г. Белинским образа Печорина велико. В статье о «Герое нашего времени» отмечена одна из главных особенностей русского критического реализма XIX века: изображение характера типического представителя современного общества так, что приводит к отрицанию отношений, господствующих в обществе [4]. И.С. Тургенев, показал читателю общество того времени таким, каким оно могло стать в ближайшем будущем.

Родовые черты обломовского типа читатель находит еще в Онегине и затем несколько раз встречает их повторение в лучших литературных произведениях. Дело в том, что это коренной, народный русский тип, от которого не мог отказаться ни один из серьезных художников. Но с течением времени, по мере сознательного развития общества, тип этот изменял свои формы, становился в другие отношения к жизни, получая новое значение. Подметить эти новые фазы его существования, определить сущность его нового смысла – это всегда составляло громадную задачу, и талант, умевший реализовать это, всегда делал существенный шаг вперед в истории литературы [2].

Общество XXI века больше похоже на главных героев романа «Обломов», нежели на персонажей романа М.Ю. Лермонтова. Современная молодежь слишком избалована временем, мы не движемся вперед, потому, как считается, что всё уже открыто и сделано, и людям остается лишь пользоваться теми благами, которое оставило предыдущее поколение. Дайте волю современной молодежи, так она и будет лежать на диване, как Обломов, и только строить планы. Но, если подумать, то не всё потеряно, время еще есть, и, может быть, мы – больше не Илья Ильич Обломов, а его сын – Андрюша Обломов, будущее которого обещает быть светлым.

 

Список литературы:

  1. Лермонтов М.Ю. Герой нашего времени – [Электронный ресурс] – Режим доступа. – URL http://www.litra.ru/fullwork/get/woid/00089901184773069424/page/7/ (Дата обращения 27.10.15).
  2. Добролюбов Н.А. Что такое обломовщина? – [Электронный ресурс] – Режим доступа. – URL http://lib.ru/LITRA/DOBROLYUBOW/oblomov.txt (Дата обращения 27.10.15).
  3. Лишний человек – [Электронный ресурс] – Режим доступа. – URL https://ru.wikipedia.org/wiki/Лишний_человек. (Дата обращения 26.10.15).
  4. Найдич Э.Э «Герой нашего времени» в русской критике // Лермонтов М.Ю. Герой нашего времени. – М.: Изд-во АН СССР, 1962. – С. 163–197. – [Электронный ресурс] – Режим доступа. – URL // http://feb-web.ru/feb/lermont/texts/selected/gnv/gnv-163-.htm (Дата обращения 27.10.15).