Статья:

ПРОБЛЕМА ГЕНДЕРНОЙ ТОЛЕРАНТНОСТИ В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ РУССКИХ ПИСАТЕЛЕЙ

Конференция: XXVIII Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: гуманитарные науки»

Секция: 5. Литературоведение

Выходные данные
Григорьева Н.К. ПРОБЛЕМА ГЕНДЕРНОЙ ТОЛЕРАНТНОСТИ В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ РУССКИХ ПИСАТЕЛЕЙ // Молодежный научный форум: Гуманитарные науки: электр. сб. ст. по мат. XXVIII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 9 (27). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_humanities/9(27).pdf (дата обращения: 26.04.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 211 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

ПРОБЛЕМА ГЕНДЕРНОЙ ТОЛЕРАНТНОСТИ В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ РУССКИХ ПИСАТЕЛЕЙ

Григорьева Надежда Константиновна
студент 2 курса Костанайского государственного педагогического института, Республика Казахстан, г. Костанай
Пчелкина Татьяна Ростиславовна
научный руководитель, канд. филол. наук, зав. кафедрой русского языка и литературы Костанайского государственного педагогического института Республика Казахстан, г. Костанай

 

В условиях развития полиязычного, поликультурного пространства особую значимость приобретают вопросы толерантности. Они активно рассматриваются в трудах ученых разных направлений. Большинство из них говорит о необходимости признания толерантности важным элементом в системе ценностей любого общества. По мнению, большинства ученых, главным условием становления гуманного общества (P.P. Валитова, М.П. Мчедлов, В.А. Тишков, Н.В. Круглова, П.Ф. Комогоров, П.В. Степанов, В.А. Лекторский Е.В. Магомедова, В.М. Золотухин) является именно воспитание толерантной личности.

В работах Б.С. Гершунского отмечается, что проблеме воспитания толерантности уделяется недостаточное внимание на всех уровнях образовательно-воспитательной деятельности.

Вопросы гендерной толерантности на сегодняшний день изучены недостаточно, что выдвигает их изучение в разряд наиболее актуальных, т. к. гендерная толерантность является важной частью общей толерантности личности.

В психологии «гендер» определяется как социально-биологическая характеристика, с помощью которой люди дают определения понятиям «мужчина» и «женщина». Социологи рассматривают «гендер» как культурную и социальную конструкцию. Существует также понятие «гендерная политика», что позволяет говорить о значимости гендерных взаимодействий и важности изучения данного вопроса.

Русскоязычное гендерное литературоведение занимается изучением вопросов, связанных с «женской прозой», ее спецификой (Т.А. Ровенская, Е.И. Трофимова, Т.А. Мелешко, И.А. Жеребкина).

Н.В. Круглова в работе «Перспективы гендерной толерантности в России» дает следующее определение понятия: «Под гендерной толерантностью понимается непредвзятое отношение к представителям другого пола или другого отношения к полу, недопустимость априорного приписывания человеку недостатков другого пола, следования стереотипным мнениям, выражения превосходства, проявления дискриминации по признаку как биологического (мужчина-женщина), так и социально-культурного (сконструированного и/или с которым происходит идентификация) пола» [1; 211].

Она же выделяет основные принципы толерантности в рассматриваемом нами аспекте:

  1. сотрудничество, дух партнерства между представителями полов, группами;
  2. готовность принимать мнение противоположного по полу партнера, либо имеющего иное отношение к полоролевым установкам;
  3. уважение человеческого достоинства независимо от биологического или социальнокультурного пола, половой самоидентификации;
  4. уважение прав другого и права на другое;
  5. принятие другого таким, какой он есть, без априорного наделения его стереотипными недостатками;
  6. способность поставить себя на место другого;
  7. уважение права быть иным;
  8. признание многообразия подходов к половой и гендерной самоидентификации;
  9. признание равенства;
  10. терпимость к иному поведению;
  11. отказ от доминирования, причинения вреда и насилия [1; 211].

При подготовке данной работы мы опирались на наблюдения, сделанные психологами (Б.Г. Ананьев, Л.С. Выготский, Т.А. Репина, В.И. Каган, И.С. Кон); педагогами и психологами (Е.Г. Вольфовская, В.А. Ситаров, В.Г. Маралов, С.А. Никольская), философами (В.В. Морозов).

Методы исследования: изучение философской, психологической и педагогической литературы; общенаучные методы теоретического исследования (анализ, синтез), структурный метод. Из частных филологических методов нами использовался сопоставительный метод.

Цель работы: определить степень освещения вопросов гендерной толерантности в произведениях русских писателей.

Задачи работы:

  1. Определить степень изученности проблемы в современной науке.
  2. Выявить истоки гендерной толерантности.
  3. Рассмотреть структуру гендерных отношений и особенности гендерных стереотипов в современной литературе.

Обращение к произведениям русского устного народного творчества дает яркие примеры проявления терпимости персонажей в сказках. В них представлены типичные гендерные стереотипы: мужские персонажи характеризуются силой, ловкостью, умом, мужеством. В женском образе выделяются спокойствие, терпимость, стремление помочь мужчине.

В волшебных сказках даются личностные характеристики через показ героя в конкретных ситуациях. Так мужской персонаж умеет преодолеть трудности, помогает женщине, решает более сложные задачи.

Женщина является хранительницей очага, она имеет право на проявление слабости, ждет мужчину, верит ему.

В волшебных сказках гендерные модели трансформируются от древних к более поздним текстам: меняется содержание мужского и женского образов, их взаимная позиция.

В древних текстах женские образы занимают более активные и значимые позиции, а в более поздних текстах их позиции и значение сводятся до минимума.

В древнерусской литературе и литературе 18 века женщина и мужчина в большинстве произведений выполняют традиционные роли, однако в некоторых из них женские образы представляют собой симбиоз женских и мужских качеств личности. Так в «Повести о Петре и Февронии» Феврония поражает не только женской мудростью, но и силой воли, чувством собственного достоинства.

В первой половине 19 века новые аспекты гендерной толерантности освещались в литературе, связанной с событиями 1812 года, деятельностью декабристов.

Во 2 половине 19 века гендерные взаимодействия показаны в романах Л. Толстого, И. Тургенева, Ф. Достоевского и других известных классиков. В ряде произведений отдельно рассматриваются вопросы женской эмансипации. Достаточно вспомнить комичный персонаж Кукшиной из романа И. Тургенева «Отцы и дети». Женское обличие при странной манере поведения, грязные перчатки и общий неопрятный вид вызывают у читателя четкое понимание неприемлемости для автора подобной ситуации.

На рубеже 19–20 веков гендерные взаимодействия активно проявляются в произведениях русской литературы, что связано, прежде всего, с активными процессами в политической и общественной жизни страны. Женщина становится борцом за права человека: М. Горький «Мать», женщина проявляет свои незаурядные способности, помогает мужчинам в решении сложных вопросов, даже связанных с риском для жизни: А. Куприн «Гусеница».

В самом начале купринского рассказа автор озвучивает имена женщин, активных участниц политической жизни страны: Вера Фигнер, Вера Засулич и другие. В противовес им Ирина Петровна производит впечатление «домашней женщины». «Была она такая распрорусская женщина, бывшая институтка, но совсем простецкая баба, добрая, толстая…» [2; 116].

В критической ситуации героиня продемонстрирует не только благородство своей души, но и организованность, смелость, умение убеждать.

В характере героини писатель покажет не только замечательные женские качества, но и те, которые более всего свойственны мужчинам: собранность, смелость, решительность.

В отличие от этой героини, многие мужчины показаны автором растерянными и неуверенными в себе.

А. Куприн с восхищением отметит, как она «удивительно ловко» решит многие вопросы, связанные со спасением матросов крейсера «Очаков».

Постепенно в литературе ХХ века женские персонажи становятся главными. Женщина показывается не только как важный человек в семейной жизни, но и профессиональной, общественной деятельности.

В очерке И.П. Шухова «Боевые подруги» рассказывается о мужественном, твердом характере представительниц женского пола. Автор показывает двух медсестер – Веру Трофимову и Музу Чижевич. В обществе принято считать, что женщина – слабый пол, хрупкое нежное создание, но И. Шухов в своем очерке доказывает нам обратное: женщина, как и мужчина, способна проявить бесстрашие, быть уверенной в своих словах и поступках, демонстрировать лидерские качества и в трудных ситуациях может выступать наравне с мужчинами.

Вера Трофимова в «Боевых подругах», «маленькая, похожая на подростка фигура» [3; 131], в самый разгар стрельбищ переползала по минному полю, чтобы помочь раненым бойцам и на своих хрупких руках вынести их из огня. Ее совсем не женский поступок доказывает, что девушки тоже могут совершать героические поступки, проявлять уверенность и решительность в своих действиях.

В очерке «Семеро смелых» повествуется о семи девушках, работающих на табачном заводе, которые планируют отъезд на целину. Девушки твердо решили на новом месте стать трактористками. У читателей сразу возникает вопрос, как девушки будут трактористками, ведь это совсем не женская работа. Но сами они не боятся такой работы, а наоборот, подходят к ней ответственно, целеустремленно, «запаслись даже учебной литературой», высмеивая женскую профессию повара: «Не поварихами же нам быть на целине!».

Мы представляем женщину как хранительницу домашнего очага, уюта, а мужчину, как кормильца семьи, как защиту и опору. Очерк И.П. Шухова помогает понять на конкретном примере и доказывает, что женщины способны выполнять любую работу, даже если она тяжелая и совсем не подходит для их нежных рук.

Автор отмечает, что их имена «замелькали на страницах районной, областной, а затем и республиканской печати» [3; 285]. И.П. Шухов показывает нам многогранность социальной роли женщины в обществе, которая эти роли в себе умело совмещает и справляется с ними одинаково хорошо.

В литературе ХХ века гендерный аспект расширяется, приобретая новые грани.

Можно выделить основные моменты данной проблемы, активно заявленные в русской литературе ХХ века:

  • рост женщины в профессиональной сфере;
  • восприятие мужчинами позиции женщины, разговор на равных.

На наш взгляд, гендерная толерантность напрямую связана с толерантностью иного характера, она формируется в процессе человеческого общения. Научившись воспринимать мир в его многообразии, человек обретает способность видеть в этом мире не только себя, но и других людей со всеми их особенностями.

Гендерные характеристики в литературных произведениях даются писателями через описания внешности персонажей, поступков героев, в их речи.

В рассказе «Гусеница» Куприн заметит: «Говорила она сжато, деловито, сухо и каждое словечко отчеканивала, как строгая учительница, объясняющая детям задачу», ее глаза блестели, точно звезды…» [2; 117].

В литературе ХХ века наблюдается усложнение гендерных связей, расширение и усложнение характеристик персонажей, смещение и наложение гендерных ролей.

Очевидно, что наблюдается разрушение гендерных стереотипов, их модификация. В современной литературе показываются также аномальные явления с точки зрения устоявшихся в русской культуре стереотипов мужского и женского поведения. Все эти изменения связаны с переменами в социальных условиях, которые активно отражаются в литературном процессе.

 

Список литературы:

  1. Круглова Н. Перспективы гендерной толерантности в России // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена, вып. № 108, 2009. – С. 210–217.
  2. Куприн А. Избранное. – М.: Правда, 1977. – 456 с.
  3. Шухов И. Собрание сочинений том пятый. Очерки. Воспоминания. Статьи. Выступления. Заметки. Наброски. Письма. Алма-Ата. Издательство «Жазушы», 1983. – 720 с.