Статья:

ИННОВАЦИИ В СФЕРЕ ПРЕПОДАВАНИЯ ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ

Конференция: XXVIII Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: гуманитарные науки»

Секция: 6. Педагогика

Выходные данные
Кобелева Е.С., Гафнер В.В., Норина О.В. ИННОВАЦИИ В СФЕРЕ ПРЕПОДАВАНИЯ ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ // Молодежный научный форум: Гуманитарные науки: электр. сб. ст. по мат. XXVIII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 9 (27). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_humanities/9(27).pdf (дата обращения: 27.10.2021)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

ИННОВАЦИИ В СФЕРЕ ПРЕПОДАВАНИЯ ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ

Кобелева Екатерина Сергеевна
магистрант Пермского Государственного Гуманитарно-Педагогического Университета, РФ, г. Пермь
Гафнер Валерия Валерьевна
магистрант Пермского Государственного Гуманитарно-Педагогического Университета, РФ, г. Пермь
Норина Олеся Владимировна
магистрант Пермского Государственного Гуманитарно-Педагогического Университета, РФ, г. Пермь
Косолапова Лариса Александровна
научный руководитель, доц. Пермского Государственного Гуманитарно-Педагогического университета, РФ, г. Пермь

 

В настоящее время, в связи с тенденцией всеобщей глобализации и тесного взаимодействия разных языков и культур, иностранный язык приобретает особую значимость, поскольку часто у многих людей возникает потребность в общении или ведении какой-либо деятельности на иностранном языке. Соответственно, растет необходимость изучения иностранного языка и проявляется все больший интерес к тому, как преподавать данный предмет. В связи с этим остро встал вопрос применения новых подходов и методик в сфере преподавания иностранных языков. Наряду с традиционными способами, возникают так называемые инновационные методики при обучении иностранному языку. Обусловлено это тем, что мир пребывает в постоянном изменении, происходит интеграция культурного опыта и особенно насущной становится проблема приспособления к новым условиям посредством расширения собственных знаний об изучаемых языках и их носителях. Если обратиться непосредственно к преподаванию иностранных языков, то и здесь применение новых технологий становится все более актуальным.

В целом, инновации, или нововведения, применимы и в области преподавания, в том числе и иностранного языка, так как невозможно игнорировать инновационную составляющую, служащую отличным подспорьем преподавателю. Как известно, российская образовательная система подразумевает под собой, так называемый принцип вариативности, что дает возможность педагогу ориентироваться на множественные методики, в том числе и авторские. Преподавателю предоставлена большая свобода действий, куда входит и свобода выбора тех или иных инновационный технологий, благодаря которым идет развитие всего образовательного процесса.

Объект данного исследования выступает сфера преподавания иностранных языков.

Предмет – инновационные технологии обучения иностранному языку.

Цель: выявить ведущие направления инновационного развития сферы преподавания иностранных языков.

Задачи:

  • проанализировать научные работы по теме инноваций в сфере преподавания иностранных языков;
  • выявить базовые направления развития сферы преподавания иностранных языков;
  • сделать выводы относительно ведущих направлений инновационного развития в сфере преподавания иностранных языков.

В настоящее время наблюдается множество инновационных моделей в области преподавания иностранных языков, и к проблеме инновационных технологий обращаются различные исследователи, среди которых Е.Г. Кашина, Л.С. Джуманова, М.А. Палагутина, М.Н. Котунова. В своих работах они рассматривали проблему выбора инновационных моделей, направленных на эффективное развитие личности в условиях современной быстроменяющейся действительности. Мы остановимся подробнее на некоторых из предлагаемых исследователями моделей.

В связи с расширением сети коммуникаций, появлением Интернета, информатизации и компьютеризации общества, особое значение приобретает обучение иностранному языку с использованием компьютерных технологий на уроках иностранного языка. В данной методике можно выделить две составляющие – это, во-первых, компьютерные программы, создаваемые в различных формах и для различных уровней обучения иностранному языку, и, во-вторых, использование ресурсов сети Интернет, которые могут служить не только незаменимым источником информации, а также «являются прекрасным средством интерактивного общения между различными языковыми группами» [1], и позволяют участвовать в «разработке международных проектов, ведения научных исследований» [3]. Как пишет Е.Г Кашина, этот метод позволяет создавать специальные обучающие программы для работы индивидуально, в парах или в группах, кроме того, это могут быть как тренировочные упражнения, так и задания на модификации и перестановки в тексте, а также увлекательные игровые программы. С одной стороны, данный метод обладает многими положительными характеристиками: компьютерные технологии привлекают учащихся, способствуют повышению их мотивации к учебной деятельности, и развивают дополнительные навыки, наряду с изучением языка. С другой стороны, основной минус данной технологии заключается в том, что «компьютерные технологии не предназначены для формирования коммуникативной компетенции» [2], которая является одной из ключевых составляющих процесса обучения иностранному языку.

Продолжая вопрос о важности развития коммуникативной компетенции при обучении иностранному языку, отметим выделяемый авторами и считающийся инновационным «метод коммуникативных заданий» [2], основным принципом которого является выполнение учащимися в различной форме, и используя вариативные виды взаимодействия для решения коммуникативных задач. Таким образом, за счет наличия проблемного вопроса, происходит поиск его решения и в процессе поиска складывается аналог ситуации реального взаимодействия, при котором общения происходит на иностранном языке. Как отмечается, данный метод не является до конца разработанным и требует систематизации форм учебной деятельности, в которых он может осуществляться. Тем не менее, на наш взгляд, данная инновационная методика является весьма эффективной, так как у учащихся происходит непосредственное формирование иноязычной коммуникативной компетенции.

Другая технология – технология разноуровневого (дифференцированного) обучения или технология индивидуализации обучения, в рамках которой непосредственно реализуется личностно-ориентированный подход, учитываются индивидуальные характеристики, возможности и потребности учащихся. Таким образом, происходит фокусирование на особенностях каждого учащегося в отдельности, что позволяет раскрывать их потенциал и способствует более успешному формированию «поликультурной языковой личности, способной осуществлять общение с носителями других культур» [3].

Исходя из того, что инновации зависят от людей и создаются людьми, можно определить еще один путь инновационного развития в сфере образования в целом, так и в области преподавания иностранных языков. Данный подход заключается в ориентации на развитие потенциала учителя, так как ключевое значение при обучении иностранному языку имеет личность преподавателя, которая, с одной стороны, уже является сформированной, но, с другой стороны, имеет безграничные возможности для саморазвития и совершенствования. Отсюда вытекает необходимость постоянного и непрерывного образования педагога в процессе его педагогической деятельности, создание и внедрение им новых технологий, творческих подходов к учебной деятельности. Соответственно, меняется позиция учителя – «преподаватель становится соучастником исследовательского, творческого познавательного процесса, наставником, консультантом, организатором самостоятельной деятельности учащихся» [4].

В заключении стоит отметить, что в настоящее время применяется множество новых технологий для улучшения результатов освоения учащимся иностранного языка. В данной статье мы осветили лишь некоторые из ведущих направлений инновационного развития сферы преподавания иностранных языков. Проведя анализ исследований по заданной проблеме, мы пришли к выводу, что к данному вопросу необходимо подходить комплексно и не выпускать из внимания новые возможности, которые несет за собой технический прогресс. Все направления инновационного развития, которые сейчас осуществляются, являются частью единого целого и в их комплексном применении способствуют успешному освоению учащимися иностранного языка и формированию иноязычной коммуникативной компетенции.

 

Список литературы:

  1. Джуманова Л.С. Инновационные технологии и обучение иностранным языкам // Молодой ученый. – 2014. – № 19. – С. 523–525.
  2. Кашина Е.Г. Традиции и инновации в методике преподавания иностранного языка. – Самара, 2006. – 75 с.
  3. Котунова М.Н. Современные технологии обучения иностранному языку – Балаково, 2012. – [Электронный ресурс] – Режим доступа. – URL: http://deutschbalakovo.ucoz.ru/publ/nauchno_issledovatelskaja_dejatelnost/sovremennye_tekhnologii_obuchenija_inostrannomu_jazyku/3-1-0-2 (Дата обращения 29.10.2015).
  4. Палагутина М.А. Инновационные технологии обучения иностранным языкам // Проблемы и перспективы развития образования: материалы междунар. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2011 г.). Т. I. – Пермь: Меркурий, 2011. – С. 156–159.