ПРОБЛЕМА ФОРМИРОВАНИЯ ИНОЯЗЫЧНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ У АСПИРАНТОВ НЕЯЗЫКОВЫХ ПРОФИЛЕЙ
Секция: 6. Педагогика
лауреатов
участников
лауреатов
участников
XXVIII Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: гуманитарные науки»
ПРОБЛЕМА ФОРМИРОВАНИЯ ИНОЯЗЫЧНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ У АСПИРАНТОВ НЕЯЗЫКОВЫХ ПРОФИЛЕЙ
В настоящее время в связи переходом системы образования в более рыночные отношения нельзя не говорить об огромной потребности в знании и владения иностранным языком в полилингвокультурном образовательном пространстве. Смещение акцентов на профессиональные навыки и умения привели к необходимости общаться и говорить на иностранном языке в различных ситуациях.
Начинающим научным работникам часто приходится прибегать к опыту зарубежных ученых, что требует знания иностранного языка на достаточно высоком уровне. Аспирант, занимающийся научной деятельностью, попадает в ситуацию, когда иностранный язык является средством общения, в том числе средством для изучения иностранной литературы для разработки и изучение материалов по научной проблеме. Но одного поверхностного знания на уровне понимания недостаточно, так как в мировой практике имеется опыт проведения международных конференций, семинаров, а также различного рода вебинаров, которые подразумевают выступления по теме научной работы на иностранном языке, что в свою очередь требует сформированной иноязычной коммуникативной компетенции на профессиональном уровне.
Нельзя не отметить тот факт, что аспиранты неязыковых профилей недостаточно владеют ИЯ на профессиональном уровне, так как распределение часов аудиторных занятий либо не рассчитывается в учебном плане, либо выделяется мизерно мало, что не обеспечивает в полном объеме овладение ИЯ в разных сферах коммуникации. Следовательно, возникает вопрос: «Где и как аспиранту учить иностранный язык?». Большинство учит язык самостоятельно, посещая различные курсы, тратя на это довольно большое количество денег. В тоже время, стоит отметить тот факт, что сдача кандидатского минимума требует успешно сданного экзамена по иностранному языку, однако, неязыковой вуз не готов обеспечить качественную подготовку аспиранта к этому экзамену. Таким образом, мы видим, что жизнь и научная деятельность требуют сформированной иноязычной профессионально-коммуникативной компетенции, а вуз не реализует это.
Практика преподавания иностранного языка (ИЯ) в высшей школе свидетельствует, что фактический уровень владения ИЯ у аспирантов неязыковых профилей не соответствует потребностям современного общества и рынку труда, поскольку в существующих типичных условиях обучения ИЯ в неязыковых вузах практически ни один из методов, разрабатываемых на самых различных теоретических позициях, не способен обеспечить обучаемым прочное владение ИЯ.
Анализ дидактической и методической литературы показал рост внимания научной общественности к формированию профессиональной иноязычной коммуникативной компетенции у аспирантов неязыковых профилей. Среди основных работ, послуживших основой для исследования, статьи по тематике теории коммуникации и компетентностного подхода JI.A. Петровской, Ю.Н. Емельянова, Л.Н. Лазаренко, А.А. Леонтьева, В.А. Болотова.
Изучив учебники, учебные пособия, статьи по теме обучения ИЯ аспирантов неязыковых профилей, мы обнаружили наличие множества проблем, возникающих в процессе формирования иноязычной профессионально-коммуникативной компетенции у данной группы лиц. Приведем некоторые из основных противоречий, выделяемых исследователями:
- несоответствие требуемого обществом и реального уровня языковой подготовки аспиранта неязыковых профилей;
- несоответствие требуемого обществом уровня сформированности профессиональной иноязычной коммуникативной компетенции (ИКК) в реальным уровнем ее развития у аспирантов неязыкового вуза;
- отсутствие достаточно разработанной системы научных представлений о процессе формирования иноязычной компетенции;
- наличие большого количества требований к процессу обучения иностранным языкам в вузе при низкой технологичности процесса формирования иноязычной профессиональной коммуникативной компетенции аспирантов неязыковых специальностей.
Вышеизложенные противоречия между объективными потребностями общества в специалистах с высоким уровнем иноязычной компетенции и недостаточной разработанностью средств ее формирования в вузе определили проблему нашего исследования, которая заключается в моделировании и реализации технологии формирования иноязычной профессиональной коммуникативной компетенции аспирантов неязыкового вуза, обеспечивающих высокое качество их иноязычной подготовки.
На основе этого была сформулирована тема: «Проблема формирования иноязычной профессионально-коммуникативной компетенции у аспирантов неязыковых профилей».
Объектом данного исследования является процесс обучения ИЯ в аспирантуре.
Предметом исследования является методика формирования профессионально-ориентированной иноязычной речевой деятельности аспирантов неязыковых профилей.
Целью настоящего исследования является разработка, теоретическое обоснование и опытная проверка методики формирования иноязычной профессиональной коммуникативной компетенции у аспирантов неязыковых профилей.
В качестве общей гипотезы рассматривалось следующее положение: существует проблема формирования иноязычной научно-исследовательской коммуникативной компетенции у аспирантов неязыковых профилей.
В результате исследования был сделан вывод, что формирование иноязычной научно-исследовательской коммуникативной компетенции у аспирантов неязыковых профилей будет эффективным, если:
- определены сущность и структура иноязычной научно-исследовательской коммуникативной компетенции, осуществлено содержательное осмысление иноязычной научно-исследовательской коммуникативной компетенции в профессиональном образовании на уровне аспирантуры, отражена специфика научно-ориентированных коммуникаций;
- спроектирована модель формирования иноязычной научно-исследовательской коммуникативной компетенции аспирантов неязыковых профилей, реализация которой требует специальной лингводидактической подготовки преподавателей, установления связей с особенностями будущей научной деятельности;
- разработаны критерии и показатели оценки уровня сформированности иноязычной научно-исследовательской коммуникативной компетенции аспирантов;
- спроектированная модель формирования иноязычной научно-исследовательской коммуникативной компетенции аспирантов неязыковых профилей практически внедрена в образовательный процесс ВУЗа.
Список литературы:
- Андриенко А.С. Формирование иноязычной профессиональной компетенции студентов-бакалавров на основе чтения научно-технических текстов. // Вопросы современной филологии и методики обучения языкам в школе и вузе. – Пенза. – 2003 г., С. 168–170.
- Божович Е.Д. Развитие языковой компетенции школьников: проблемы и подходы. Вопросы психологии. – М.: № 1997 № 1, С. 33.
- Гальскова Н.Д., Гез Н.И. Теория обучения иностранным языкам: лингвистика и методика. – М.: Издательский центр // Академия // – 2004. – С. 336.
- Митрофаненко Л.М. К вопросу о формировании иноязычной компетенции студентов неязыкового ВУЗа // Материалы XIII научно-технической конференции // Вузовская наука – Северо-Кавказскому региону. Том 2 – 2009. – С. 181.
- Пассов Е.И., Кузовлева Н.Е. Урок иностранного языка. Феникс: Глосса.
- Хомский Н. Язык и мышление – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1972. – C. 122.