ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Секция: 6. Педагогика
XXVIII Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: гуманитарные науки»
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Актуальность проблемы развития творческого воображения младших школьников обусловлена необходимостью совершенствования организации творческой деятельности учащихся и стимулирования их активного отношения к урокам музыки. Вследствие этого поиск новых современных педагогических условий и методов воздействия на учащихся с целью развития их творческого воображения выступает как актуальный.
Разработка содержания и методов развития творческого воображения представляется достаточно сложной проблемой из-за недостаточной теоретической разработанности данного понятия. В науке до сих пор не сложилось общепринятого понятия сущности данного процесса, дискуссионной является и проблема его развития в младшем школьном возрасте.
Развитию воображения и изучению его места в художественно-творческом процессе всегда придавалось большое значение. Еще Аристотель называл воображение «интеллектуальным зрением», благодаря которому у нас возникает образ.
Р. Декарт полагал, что философы искры знания извлекают посредством разума, а поэты – посредством воображения.
Согласно мнению психологов, одна из форм связи воображения с действительностью заключается в том, что всякое воображение строит свои продукты, образные модели из материала конкретных воспоминаний, взятых из действительности и прежнего опыта человека [1, с. 6].
Воображение – это психологическая основа, процесс отражения действительности, средство реализации творческого процесса в любой области деятельности, который заключается в создании художественных образов через переработку имеющихся представлений.
Развитие воображения происходит по линии замещения реально существующих предметов, воображаемыми.
Воображение является фундаментальной основой наглядно-образного мышления, позволяющего человеку ориентироваться в жизненных ситуациях, решать познавательные задачи и практические действия, создавать образы и оперировать ими.
Изучением воображения занимались многие ученые-исследователи: в области психологии – Л.С. Выготский, О.М. Дьяченко, А.В. Запорожец, Р.С. Немов, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин; в области педагогики – А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский, К.Д. Ушинский; в области музыкальной педагогики – Б.В. Асафьев, О.А. Апраксина, В.В. Ветлугина, Б.М. Теплов и др.
Наиболее признанной точкой зрения, является определение понятия воображения как процесса (А.В. Петровский, М.Г. Ярошевский).
М.В. Гамезо отмечает: «Воображение – психический процесс, заключающийся в создании новых образов (представлений) путем переработки материала восприятий и представлений, полученных в предшествующем опыте».
Выдающиеся отечественные ученые Л.С. Выготский и В.Т. Кудрявцев рассматривают воображение как способность, Л.Д. Столяренко и Б.М. Теплов как творческую деятельность.
Педагогический аспект рассмотрения проблемы выявляет, что способность к воображению является универсальным действием, позволяющим не только создавать новые образы и мысли, выдумывать то, чего в действительности не существует, но и правильно видеть то, что действительно существует в мире, но еще не выражено в виде понятия. Именно воображение позволяет чувственно и целостно воспринимать окружающий мир, во всем многообразии предметов и их качеств (Э.В. Ильенков).
Психологи выделяют такие виды воображения как непроизвольное и произвольное, воссоздающее (репродуктивное) и творческое, музыкальное.
Творческое, музыкальное, художественное воображение – представляет собой психический процесс, который происходит под воздействием произведений искусства.
В музыкальном творчестве большую роль играет эмоциональное начало. Чувственный фон, являясь ведущим для работы воображения, отражает внешние впечатления и преобразуется воображением в звуковом музыкальном ряде.
Хорошо известны слова Б.Ф. Асафьева о том, что «можно слушать музыку, но не слышать ее, смотреть на картину, но не видеть живопись».
Б.М. Теплов в своей книге «Психология музыкальных способностей», отмечает, что понять художественное произведение – значит эмоционально пережить его, прочувствовать и поразмыслить над ним.
Ю.М. Кузнецов определяет процесс создания художественных образов как непрерывный ряд «решений», который художник выполняет, воссоздавая и материализуя свой эстетический замысел. Эти творческие решения (выбор эстетически оправданных форм, звука, цвета, слов и т. д.), всегда основываются на сочетании того, что художник осознает и не осознает. Неосознаваемый мотив действий всегда присутствует в настоящем художественном творчестве.
Необходимость развития творческого (художественного) воображения через совместную деятельность учащихся и педагога, направленную на раскрытие содержания музыки, опыта нравственных отношений, заложенных в ней, подтверждает исследователь Л.Ф. Алимская.
Главная функция музыкального искусства, как справедливо отмечает автор, состоит в формировании художественного вкуса и расширении жизненного опыта ребенка. Если дети достаточно глубоко и образно выявляют художественное содержание музыкального произведения в своих размышлениях о нем, то, значит, они подсознательно проделали целостный анализ и синтез. Полученный на уроках музыки опыт творческого воображения, поможет детям в дальнейшем ценить духовное, возвышенное в окружающей действительности.
Главная задача учителя музыки заключается в том, чтобы с помощью искусства дети приобрели личностный опыт сопереживания, чувствования, умения объяснить и представить музыкальные образы, чтобы у них развивался не только интеллект, но и духовно-нравственные качества. Учитель должен ориентировать школьников в мире музыки, развивать их способности к художественно-образному восприятию музыкального искусства, выражению в творческих работах своего отношения к окружающему миру [5, с. 23].
Во время педагогической практики, процесс уроков музыки по решению проблемы развития творческого воображения младших школьников, мы осуществляли на основе интересов детей. Использовали активные и интерактивные методы («погружение в искусство», осознание личностного смысла, художественное слово, иллюстрирование музыкальных произведений, игровой метод и т. д.), способствующие раскрытию внутреннего мира и творческих способностей детей. Осваивая музыкальные образы, школьники учились воспринимать прекрасное не только в искусстве, но и в окружающей жизни, в человеческих отношениях.
Обращение к эмоциональным реакциям обучающихся, являлось необходимым фактором, который раскрывал их творческую фантазию и творческие возможности.
На уроках, дети размышляли о музыке, раскрывали чувственные образы прослушанных произведений, старались выразить собственное мнение по проблемным вопросам. Творческое воображение помогало школьникам в их умственных исканиях.
Результаты исследования показали, что развитие творческого воображения младших школьников происходит в процессе различных видов деятельности, эффективно осуществляется как целостный процесс с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей под воздействием комплекса педагогических условий: обеспечение благоприятной атмосферы, доброжелательность учителя; предоставление детям возможности активно задавать вопросы; стимулирование детей к высказыванию собственных идей по поводу звучащей музыки; подготовка творческих заданий, направленных на активную работу фантазии и всей эмоциональной сферы учащихся; организация различных видов деятельности детей с использованием комплекса методов развития творческого воображения младших школьников.
Таким образом, увлекая школьников в мир художественных ценностей музыкального искусства, мы развиваем у них культуру размышления, представления и эмоционального переживания, что способствует активному изменению и совершенствованию обучающихся в деятельности.
Список литературы:
- Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. – СПб.: СОЮЗ, 1997. – С. 96.
- Константинова Л.В. Развитие творческих способностей младших школьников // Начальная школа. – 2000. – №7. – С. 52–63.
- Немов Р.С. Психология: В 3 т. – М.: Владос, – 2003. Т. 3. – С. 635.
- Педагогика / под ред. П.И. Пидкасиского. – М., 2004. – С. 538.
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «6» октября 2009 г. № 373.