Статья:

АКТУАЛЬНОСТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНТЕРАКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОГО ЦИКЛА, КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ УЧАЩИХСЯ

Конференция: XXVIII Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: гуманитарные науки»

Секция: 6. Педагогика

Выходные данные
Наметова К.Н., Рафиков Р.А., Петерсон Т.А. [и др.] АКТУАЛЬНОСТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНТЕРАКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОГО ЦИКЛА, КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ УЧАЩИХСЯ // Молодежный научный форум: Гуманитарные науки: электр. сб. ст. по мат. XXVIII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 9 (27). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_humanities/9(27).pdf (дата обращения: 23.12.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 150 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

АКТУАЛЬНОСТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНТЕРАКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОГО ЦИКЛА, КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ УЧАЩИХСЯ

Наметова Ксения Николаевна
студент магистратуры Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета, математический факультет, РФ, г. Пермь
Рафиков Рустам Альбертович
студент магистратуры Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета, математический факультет, РФ, г. Пермь
Петерсон Татьяна Ананьева
студент магистратуры Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета, математический факультет, РФ, г. Пермь
Карпова Валентина Сергеевна, Сюзёва Вероника Михайловна
студент магистратуры Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета, математический факультет, РФ, г. Пермь

 

Предметы естественнонаучного цикла традиционно школьники относят к числу наиболее сложных, трудных для восприятия дисциплин, увлеченность которыми заметно снижается в среднем звене. Большинство обучающихся не стремятся к самостоятельному познанию того или иного факта научной теории, считая, что знания, которые они получают в процессе обучения, не пригодятся им в жизни, а также учащиеся хотят, чтобы преподаватель преподнес им знания в готовом виде. Иногда случается, что сам учитель рассказывает учебный материал так, что он не вызывает интерес у обучающихся. А так как «познавательная активность характеризуется естественным стремлением ребенка к познанию» [1], то первое, что нужно это возбудить желание у учащихся учиться и развить потребность ученика в саморазвитии. То есть, возникает необходимость в поиске методов обучения, которые могли бы эффективно сформировать познавательную активность учащихся. Здесь на помощь приходят методы обучения, к таким методам, например, можно отнести интерактивные методы обучения, вносящие элемент занимательности в учебный процесс.

Термин «интерактивный» означает находиться в режиме беседы или диалога с кем-либо (например, человеком) или чем-либо (например, компьютером) [2]. А термины «интерактивные методы», «интерактивное обучение» пришли к нам из английского языка (“interactive”: “inter” означает «между», «меж»; “active” – от “асt” – действовать, действие) [4]. Таким образом, термин «интерактивные методы» можно перевести как «методы, позволяющие учащимся взаимодействовать между собой», а тер­мин «интерактивное обучение» – обучение, построенное на взаимодействии. Это и есть сущность интерактивных методов: обучение происходит во взаи­модействии всех обучающихся, включая педагога. Ведь они предполагают со-обучение (коллективное, кооперативное обучение, обучение в сотрудни­честве), причем и обучающиеся, и педагог являются субъектами учебного процесса.

Используя интерактивные методы на уроках обучаемый становится полноправным участником процесса восприятия, его опыт служит основным источником учебного познания. Различные подходы интерактивного обучения (творческие задания, работа в малых группах, дидактические интерактивные игры, интерактивная лекция, разрешение проблем и др. [2; 4]) ставят ученика в условия поиска, побуждают интерес к познанию, позволяют вовлечь, заинтересовать учащихся, активизировать их учебную деятельность, а отсюда стремление быть собранным, уметь четко выполнять задания и формулировать мысли, грамотно строить речь, то есть быть активным участником учебного процесса.

Но педагоги, применяя методы интерактивного обучения, могут столкнуться с определенными барьерами, препятствующие их использованию.

Выделим следующие барьеры при использовании интерактивного обучения:

  1. трудность в преподнесении большого количества материала на занятиях;
  2. интерактивное обучение требует слишком много времени для подготовки занятия;
  3. сложное использования интерактивных методов обучения в многочисленной аудитории;
  4. педагоги приравнивают интерактивное обучение к активному обучению.

Таким образом, интерактивные формы обучения могут служить эффективным средством повышения познавательной активности учащихся на уроках естественнонаучного цикла.

Сказанное выше обуславливает актуальность применения интерактивных методов обучения на уроках естественно научного цикла, при формировании познавательной активности учащихся.

Различные направления развития познавательной активности учащихся в учебном процессе нашли отражение в психолого-педагогической и научно-теоретической литературе. Это теории и идеи, описывающие педагогические проблемы формирования познавательного интереса у учащихся (Крупнов А.И., Щукина Г.И., Талызина М.Ф., Истомина М.Б., Амонашвили Ш.А.) [3]; самостоятельную познавательную деятельность учащихся в обучении (Пидкасистый П.И., Елькина О.Ю., Бердяев Н.А., Занков Л.В.) [5]; методы формирования познавательной активности учащихся (Хлынин А.А. – личностно ориентированный подход, Яновская М.Г., Кобанова Л.В., Геллер Е.М., Никитин Б.П. – творческие, развивающие и дидактические (учебные) игры, Давыдов. В. – развивающие обучение и др.) На развитие теории о интерактивных методах обучения оказали значительное влияние концепции исследователей (Кларин М.В., Панина Т.С., Вавилова Л.Н.); психологическую структуру, уровни, динамику и развитие познавательной активности (Матюшкин А.М., Коратаев Е.) [3]; приемы активизации познавательной деятельности учащихся (Мигунова М.П., Лисина Л.А., Клевина Н.А., Гальперин П.Я). А теоретические разработки о интерактивных методах можно найти в трудах В.А. Сухомлинского, а также в творчестве учителей – представителей «педагогики сотрудничества» – Ш.А. Амонашвили, В.Ф. Шаталова, Е.Н. Ильина, С.Н. Лысенковой и др.

Изучение проблемы формирования познавательной активности учащихся на уроках естественнонаучного цикла в научной литературе позволило выявить следующий ряд противоречий:

  1. противоречие между необходимостью усвоения учащимися огромного количества материала, а также степенью сложности рассматриваемых дисциплин и низким уровнем познавательной активности;
  2. противоречие между необходимостью повышения познавательной активности и бессистемностью применения интерактивных методов позволяющие повысить эту активность;
  3. противоречие между существованием различных методов обучения и выявлением возможности применения интерактивных методов обучения, как средство формирования познавательной активности учащихся;
  4. противоречие между необходимостью применения эффективных интерактивных методов обучения при формировании познавательной активности и не разработанностью методик их использования на уроках естественнонаучного цикла.

Таким образом, проблемы формирования познавательной активности, поиска сред эффективного ее повышения и разработка методик использования тех или иных методов обучения, которые способствовали бы повышению познавательной активности являются актуальными в образовательной практике. Так как, активизация обучения предполагает использование такой системы методов, которая направлена главным образом, не на изложение преподавателем готовых знаний, их запоминание и воспроизведение, а на самостоятельное овладение учащимися знаниями и умениями в процессе активной мыслительной деятельности. Одним из методов активизации познавательной деятельности может являться интерактивное обучение (интерактивные методы обучения), так как можно выделить ведущие признаками интерактивного взаимодействия [2; 4]:

  1. многоголосье – это возможность каждого участника учебного процесса высказывать и иметь свою индивидуальную точку зрения по рассматриваемой проблеме;
  2. диалог (диалогичность общения педагога и обучающихся и диалог между учащимися);
  3. мыследеятельность – организация активной мыслительной деятельности педагога и учащихся;
  4. смыслотворчество – процесс выражения индивидуального отношения к рассматриваемым явлениям, процессам и предметам;
  5. рефлексия – самоанализ, самооценка участниками педагогического процесса своего взаимодействия и своей деятельности.

Проведя анализ описанных признаков, которые можно сопоставить с преобладание познавательной активности у учащихся, то есть умение находиться в режиме диалога, организовать свою деятельность, делать выводы, грамотно стоить свою речь и др., можно сделать вывод, что применение интерактивных методов обучения на уроках естественнонаучного цикла могут способствовать эффективному повышению познавательной активности.

 

Список литературы:

  1. Занков Л.В. Наглядность и активизация учащихся в обучении / Под ред. Л.В. Занкова – М.: Учпедгиз, 1960. – 312 с.
  2. Кларин М.В. Интерактивное обучение – инструмент освоения нового опыта. Учеб. пособие / Под ред. М.В. Кларина – М.: Педагогика, 2000. – 212 с.
  3. Мухина С.А. Нетрадиционные психологические технологии в обучении. Учеб. пособие для сред. профобразования / Под ред. С.А. Мухина, А.А. Соловьева – Ростов-на-Дону: Феникс, 2004. – 379 с.
  4. Панина Т.С., Вавилова Л.Н. Современные способы активизации обучения. Учеб. пособие / Под ред. М.В. Кларина – М.: Издательский центр «Академия», 2008. – 176 с.
  5. Пидкасистый П.И. Самостоятельная познавательная деятельность школьников в обучении. Учеб. Пособие / Под ред. П.И. Пидкасистого – М.: Педагогика, 1980. – 240 с.