Статья:

ТОЛЕРАНТНОСТЬ: СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ОСНОВНЫЕ АСПЕКТЫ

Конференция: XXVIII Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: гуманитарные науки»

Секция: 7. Психология

Выходные данные
Ахметшина Р.Р., Вандышева К.С. ТОЛЕРАНТНОСТЬ: СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ОСНОВНЫЕ АСПЕКТЫ // Молодежный научный форум: Гуманитарные науки: электр. сб. ст. по мат. XXVIII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 9 (27). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_humanities/9(27).pdf (дата обращения: 19.04.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 2 голоса
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

ТОЛЕРАНТНОСТЬ: СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ОСНОВНЫЕ АСПЕКТЫ

Ахметшина Рамиля Рифкатовна
студент ФБГОУ ВПО Челябинская государственная академия культуры и искусства, РФ, г. Челябинск
Вандышева Ксения Сергеевна
студент ФБГОУ ВПО Челябинская государственная академия культуры и искусства, РФ, г. Челябинск
Зубанова Людмила Борисовна
научный руководитель, д-р культурологии, проф., канд. социол. наук ФБГОУ ВПО Челябинская государственная академия культуры и искусства, РФ, г. Челябинск

 

Вся жизнь человека разложена по стереотипам: гендерные, расовые, профессиональные, бытовые. Вступая во взаимодействие с человеком и обществом, стереотипы становятся неким «маячком», отделяющим нас от других и позволяющим идентифицировать «своих» и отсеивать «чужих». Стереотипы зачастую чрезвычайно устойчивы и стабильны, однако под активным воздействием со стороны политики, экономики и, главное, культуры – они могут изменяться. Таким образом, сама по себе культура может формировать особую установку на восприятие мира как принципиального разнообразия, где вполне органично сосуществуют типичное и нетипичное, национальное и универсальное, свойственное большинству и избранное единицами. Современный мир породил множество споров и конфликтов, открытых противостояний отдельных людей и целых народов. В такой ситуации одной из важнейших задач социума может стать воспитание культуры толерантности – ценностно-нормативной установки принятия и признания отличий как своеобразной ценности, готовность сосуществовать и мириться с тем, что отличает нас друг от друга.

Подчеркнем лишь еще раз, что многие трудности и восприятие иного носят не столько объективный, сколько личностно-субъективный характер. Понимание различия между людьми очень важно для равноправного развития каждого члена общества. Спокойное отношение ко всем группам людей является залогом справедливо распределённых возможностей. И именно такой взгляд может стать основой для формирования культуры толерантности.

Проблема толерантности в современном мире носит достаточно острый характер. Связано это с тем как быстро общество расслаивается по множеству признаков, как в социальном, духовном так и в экономическом направлениях. Особенно сильное влияние оказывает процесс глобализации, о чем говорит и Н.А. Победа в работе «Толерантность: содержательные смыслы и социологическая интерпретация». Именно на фоне постоянной борьбы за ресурсы, территорию, сферы влияния и многое другое, не принятие и не понимание понятия толерантность зачастую приводит к конфликтам как на уровне межличностных отношений, так и на мировом, где ценой отказа от терпимости к людям иным по своим убеждениям становятся человеческие жизни [4].

Само понятие толерантность имеет большую историю. Проистекая из терпимости к религиозным верованиям, термин перешёл в политическую сферу, далее в общественную жизнь. Об этом говорит Ю. Хабермас в статье «Когда мы должны быть толерантными? О конкуренции видений мира, ценностей и теорий» [7]. Но именно в России оно появилось не так давно и имеет достаточно пространное толкование. Богатство русского языка позволяет подобрать множество синонимов этому термину, но один из популярных это «терпимость». К сожалению, данная лексическая интерпретация охватывает небольшую часть истинного значения. Такой узкий взгляд на термин, играющий важную роль в гармоничном функционировании общества, даёт неверную картину самого социально-культурного явления. В таком случае конфликты неизбежны.

Обратимся к толкованию слова «толерантность» в различных языках. Как отмечают исследователи: в русском это способность терпеть, быть выдержанным; в испанском – способность признавать отличные от своих идеи и мнения; во французском – допущение того, что другие могут думать иначе. Таким образом, мы можем увидеть, что терпимость – это лишь одна сторона такого сложного и многогранного понятия, причем, если в западных вариантах (испанский, французский) термин толкуется больше в интеллектуально-мировоззренческом значении, то в русском языке заметен акцент на личностно-психологические качества. Но встаёт вопрос, к чему нужно относится толерантно? Хабермас утверждает, что необходимость взаимного принятия мнения является основой, то есть, обращает внимание на коммуникативно-диалоговый характер восприятия термина и явления. Если требование терпимого отношения исходит с одной сторон без попытки понимания другой, то данный социально-культурный элемент теряет свой настоящий смысл, а сама ситуация приобретает характер исключения из правил [7].

Важность формирования принятия отличного от своего мнения другого человека, попытки поставить себя на место другого подтверждают многие психологи. Так, например, А.Г. Асмолов в статье «Толерантность от утопии к реальности» считает толерантность великим искусством людей, которые пытаются понять друг друга и что этому нужно учить, нужно поселять мысли о том, что «свои» и «чужие» зачастую навязанная точка зрения [1]. Найти нацию, группу или другую страну не типичную, отличную от нашей и выставить врагом – удобный способ руководства большими массами людей. Но такое мировосприятие не несёт положительного эффекта, а лишь перенаправляет спровоцированные эмоции в нужном для руководящих элементов направления.

Следующее, но не менее важное обстоятельство анализа – это определение уровней толерантности. Так А.Г. Асмолов, В.С. Глаголев, В.М. Золотухин, И.С. Якиманская используют следующие степени отношения к «иному»:

  1. активное осуждение, требование применения к «иному» репрессивных мер;
  2. осуждение, требование непримиримой идейной борьбы, разоблачений, общественного запрета «чуждого», но без применения репрессивных мер;
  3. безразличное отношение к «чуждому», «иному»;
  4. неприятие «чуждого», но уважительное отношение к нему и его носителям;
  5. действенное уважение к «чуждому», «иному», борьба за то, чтобы оно не отторгалось в обществе и имело полное право быть достойно в нем представленным [1].

Также проблема толерантности тесно связана с таким явлением как социальная идентичность (ибо отношение к иному всегда сопряжено с осознанием себя, своего). Д. Мид и Ч. Кули идентичность определяли, как социальное образование; Р. Мертон придерживался мнения, что индивид приобретает свою идентичность в процессе коммуникации с социальной группой. Идентичность позволяет разделять такие понятия как «свои» и «чужие», но человек лишенный терпимости по отношению к иному, может пойти и на крайние меры, чтобы доказать истинность именно своих убеждений.

Есть обратная сторона данного вопроса. Так С.Г. Ильинская в своей книге «Толерантность» говорит о том, что данное понятие имеет границы: если какая-либо группа прибегает к неправовому применению силы, то терпимое отношение к ним лишь усугубит ситуацию [3]. Ведь отличные от нас общества могут носить и отрицательные характеристики, которые будут оказывать негативное влияние на людей. Что подтверждает мнение Шадрина В.Р. описанное в статье «Поле толерантности: аспекты рассмотрения» [5], где говориться о необходимости описания границ данного явления. Поэтому данная проблема является достаточно противоречивой и вызывает множество споров.

Проблему толерантного отношения к иному также рассматривал А.В. Шипилов «Свои, чужие и другие», где проводил связь между уровнем толерантного отношения и уровнем общественного неравенства [5].

Однако, зачастую, подобные исследования предстают больше в теоретической плоскости, не опираясь на социологическую базу, а, кроме того, не фиксируя отношения к данной проблеме в терминологии «культура толерантности». Основная задача социологов, культурологов, представителей СМИ на практике транслировать и объяснять, что такое толерантность и зачем она нужна. На наш взгляд, данная проблема требует более глубокого социологического осмысления.

 

Список литературы:

  1. 1.Асмолов А.Г. Толерантность от утопии к реальности [Текст] / А.Г. Асмолов // На пути к толерантному сознанию: сб. ст. / отв. ред. А.Г. Асмолов. – Москва.: Смысл, 2000. – С. 5‑7.
  2. Кузнецова Т.Ю. Социальные стереотипы восприятия выпускников детских домов [Текст] / Т.Ю. Кузнецова // Социологические исследования. – 2003. – № 11 – С. 84–88.
  3. Ильинская С.Г. Толерантность [Текст] / С.Г. Ильинская. – Москва.: Праксис, 2007. – 288 с.
  4. Победа Н.А. Толерантность: содержательные смыслы и социологическая интерпретация [Текст] / Н.А. Победа // Социологические исследования. – 2007. – № 6. – С. 13–28.
  5. Шадрин В.Р. Поле толерантности: аспекты рассмотрения [Текст] // В.Р. Шадрин / Проблемы науки и образования. – 2015. – № 6 – 36 с.
  6. Шипилов А. В. «Свои», «чужие» и другие. От античности до современности [Текст] / А.В. Шипилов // Социологические исследования – 2006, – № 5 – С. 103–112.
  7. Хабермас Ю. Когда мы должны быть толерантными? О конкуренции видений мира, ценностей и теорий [Текст] / Перевод: А.А. Зотов // Социологические исследования. – 2006. – № 1. – С. 45–53.