Статья:

ПРИМЕНЕНИЕ ПРИНЦИПОВ ТАНЦЕВАЛЬНО-ДВИГАТЕЛЬНОЙ ТЕРАПИИ В РАБОТЕ ПЕДАГОГА-ХОРЕОГРАФА В ИНТЕРНАТЕ VIII вида (ИЗ ОПЫТА ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ В СКОШИ № 1 г. АСТРАХАНИ).

Конференция: XXVIII Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: гуманитарные науки»

Секция: 7. Психология

Выходные данные
Кордикова Д.П. ПРИМЕНЕНИЕ ПРИНЦИПОВ ТАНЦЕВАЛЬНО-ДВИГАТЕЛЬНОЙ ТЕРАПИИ В РАБОТЕ ПЕДАГОГА-ХОРЕОГРАФА В ИНТЕРНАТЕ VIII вида (ИЗ ОПЫТА ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ В СКОШИ № 1 г. АСТРАХАНИ). // Молодежный научный форум: Гуманитарные науки: электр. сб. ст. по мат. XXVIII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 9 (27). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_humanities/9(27).pdf (дата обращения: 25.04.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 142 голоса
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

ПРИМЕНЕНИЕ ПРИНЦИПОВ ТАНЦЕВАЛЬНО-ДВИГАТЕЛЬНОЙ ТЕРАПИИ В РАБОТЕ ПЕДАГОГА-ХОРЕОГРАФА В ИНТЕРНАТЕ VIII вида (ИЗ ОПЫТА ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ В СКОШИ № 1 г. АСТРАХАНИ).

Кордикова Дарья Павловна
студент Астраханского колледжа культуры и искусств, РФ, г. Астрахань
Ильинец Галина Викторовна
научный руководитель, преподаватель Астраханского колледжа культуры и искусств, РФ, г. Астрахань

 

Проблема развития и умственного воспитания была и остается одной из самых значимых в детской психологии и педагогике. На современном этапе она приобретает особое значение из-за наметившейся тенденции роста числа детей с отклонениями в развитии, испытывающих вследствие этого трудности в обучении. Среди них встречаются дети с общим недоразвитием речи, с задержкой психического развития, с последствиями раннего органического поражения центральной нервной системы, с минимальной мозговой дисфункцией и пр. Впоследствии эти дети составляют основной контингент коррекционных школ. В специальных (коррекционных) общеобразовательных школах и интернатах VIII вида обучают умственно отсталых детей. Главными задами, стоящими перед такими учебными заведениями становятся, во-первых, обучение детей чтению, счету и письму, а во-вторых, формирование навыков социально-бытового взаимодействия. При школах и интернатах VIII вида имеются столярные, слесарные, швейные или переплетные мастерские, где ученики в стенах школы получают профессию, позволяющую «заработать на хлеб». Наряду с этим, встает вопрос о социальной адаптации воспитанников – включение первичных коммуникативных навыков и выстраивание отношений с социальным миром.

Таким образом, перед преподавателями курса хореографии в таких учреждениях стоит главная цель – не просто познакомить воспитанников с искусством движения, но и найти способы адаптации в социуме и развития навыков общения. И здесь главным мостиком, связывающим знания и умения с реальной жизнью, может стать сочетание методов танцевальной педагогики для детей со спецификой развития с оздоровительными и развивающими методами. И это не представляется возможным без применения методов и приемов специальной и клинической психологии, а также подхода танцевально-двигательной терапии (ТДТ), использующей движение и танец как инструмент развития и формирования у детей с особенностями в развитии навыков коммуникации с другими людьми и с миром.

Применение данного подхода в этом случае обуславливается следующими принципами танцевально-двигательной терапии (ТДТ) [1]:

  1. Нераздельное единство, взаимосвязь и взаимовлияние тела и психики.
  2. Танец – «это коммуникация, которая осуществляется на трех уровнях: с самим собой, с другими людьми и с миром» [1].
  3. Принцип целостности, где триединство мысли, чувства и поведения.
  4. Тело – это процесс, а не предмет или объект.
  5. Творческий ресурс каждого человека – это неиссякаемый источник «жизненной силы и созидательной энергии» [1].

Среди задач, стоящих перед хореографом, работающим в интернате VIII вида, можно выделить следующие:

  • поиск способов интеллектуального развития воспитанников и расширения их кругозора посредством движения;
  • расширение двигательного репертуара, направленного на развитие у детей навыков коммуникации, и активизация их творческого потенциала;
  • развитие социального и эмоционального интеллекта и способов адаптации в жизни.

При решении этих задач в работе с таким контингентом воспитанников хореограф встречается со следующими трудностями:

  • низким уровнем познавательных процессов (мышления, памяти, внимания, восприятия и др.);
  • отсутствием телесной связанности и двигательной ригидностью;
  • нарушением пространственного восприятия своего тела;
  • дезадаптивным поведением и сложностями нахождения в дисциплинарных рамках.

Практика показывает, что для воспитанников интерната VIII вида сложно запомнить даже простую танцевальную комбинацию из 2–3 движений, исполненную в короткий промежуток времени неоднократно, а самостоятельное ее воспроизведение на начальных этапах обучения хореографии практически невозможно. На начальном этапе большее внимания уделяется общению с детьми, а меньшее – самому процессу хореографии. Хореографу следует быть готовым к тому, что на протяжении всего занятия ребенок сможет усвоить лишь несколько шагов с простой сменой направлений (например, 4 – вперед, затем 4 – назад и опять повторение).

Согласно концепции и научным исследованиям в области танцевально-двигательной терапии, многократное повторение движения расширяет двигательный репертуар воспитанников через активизацию «двигательных» нейронов, связанных непосредственно с мускулатурой тела; а также способствует выстраиванию новых нейронных связей, что развивает «спектр поведенческих возможностей» [3]. Каждое движение, показываемое педагогом на собственном примере и совместное повторение его с ребенком, открывает возможность для выстраивания особого рода отношений, посредством использования невербального языка, а также способствует развитию навыков коммуникации и особого эмоционального контакта.

И тогда результат появляется уже спустя полгода: улучшается способность воспринимать инструкции, снижается тревога и страх ошибки, что является показательным моментом в формировании базового уровня доверия между воспитанников и хореографа. Этот факт может стать началом развития способности к адаптации в общении и взаимодействии с другими людьми.

Согласно принципу ТДТ, что танец – это творчество, через многократное повторение двигательного материала формируются устойчивые связи, а также специфический навык запоминания двигательных фраз, что приводит к появлению эмоциональной включенности и переживания позитивного аффекта от выразительного движения. Развитие двигательной активности способствуют нахождению способов эмоциональной выразительности и помогает воспитанникам канализовать аффект эмоциональных переживаний.

На этом этапе у детей появится заинтересованность в занятиях. Благодаря искреннему интересу в занятиях решаются проблемы с памятью: дети начинают самостоятельно, каждый день повторять выученные движения с целью их запоминания. Самое главное, что дети повторяют это не по принуждению или указанию педагога, а по собственной увлеченности. Мотивация к движению – это залог развития в хореографии и танцевально-двигательной терапии (ТДТ).

В практике в рамках урока с детьми в интернатах VIII вида можно нестандартно подходить к решению проблем. Так, например, неспособность отличить правую руку от левой (и это нарушение может быть неисправимо), можно компенсировать одевая на одну руку браслеты или повязки, с помощью которых дети будут буквально ощущать, где у них правая или левая рука. Однако у этого способа есть небольшой минус – внимание детей часто фокусируется именно на эти браслеты и требуется чуть дольше времени, чтобы вернуть их к основной задаче танцевального движения.

Недоразвитие речи и познавательных интересов, нарушение внимания и эмоционально-волевой сферы – все это в большей степени осложняет процесс обучения хореографии воспитанников интерната VIII вида. Перед хореографом стоит важная задача – помочь ребятам, не смотря на ограничения, найти пути для адаптации в жизни, построения коммуникаций друг с другом и с другими людьми. И здесь, движение и танец, становятся важными помощниками для ребят, их мостиком для общения и радости в жизни.

В практики работы с такими детьми можно использовать также активизацию наглядно-действенного мышления, что дает возможность добиться соединенности с задуманным двигательным образом перед разучиванием хореографии. К примеру, ставя танец «Оловянные солдатики» стоит прочитать детям сказку Г.Х. Андерсена «Стойкий оловянный солдатик», обсудить с ними прочитанное, показать картинки, посмотреть мультфильм, предложить детям повторить движения солдатика, и только после этого начать работу над танцем. Так дети не только поймут, какой образ они должны воплотить, но и научатся выражать свои мысли с помощью слов и движений, их внимание будет сосредоточено на соединении с тем образом, который они смогли увидеть. Конечно, сложно ожидать в силу особенности развития воспитанников, что после прочитанной сказки или просмотренного мультфильма дети начнут самостоятельно фантазировать, пересказывать содержание, повторять движения персонажей. Регулярность подобной работы, повторение движений, звуков, действий, способствуют постепенному раскрытию детей, появлению чувства безопасности, что отражается не только на их двигательных способностях, но и на успешности разучивания хореографии.

Работа над двигательным выражением эмоциональных состояний также сложна, и требует определенных усилий и от хореографа и, особенно, от ребенка, которому даже в бытовых ситуациях сложно контролировать свои эмоции. После того, как у ребенка сформировался образ персонажа в танце, следует персонаж наделить эмоциями, объяснив подробно объяснить ему, какие эмоции испытывает персонаж и почему. Нельзя ограничиваться объяснением: «Персонаж улыбается, потому что ему весело», – следует более развернуто объяснить ребенку причину радости персонажа, благодаря чему или кому ему стало весело и как это правильно выразить. Большая подробность и повторяемость «помогающих» рассказов дает возможность ребенку более точного воплощения эмоции в танце.

Конечно, смотреть мультфильм, и слушать одну и ту же сказку на каждом занятии не следует, но можно смотреть и читать отрывки из произведений, которые событийно и эмоционально подходят к истории, рассказанной в постановочном танце. Необходимо задавать детям вопросы о персонажах, которые они воплощают. Спустя некоторое время, в ходе регулярной работы с детьми, они смогут не только точно пересказать и показать действия и эмоции своего персонажа, но и добавить, что – то свое. По возможности это важно включить в общую хореографию. С помощью таких занятий дети с умственной отсталостью, учатся сравнивать себя с персонажами сказок, развивают свою фантазию, что помогает развивать творческое мышление и способность к социальной адаптации.

Важной частью проведения уроков хореографии для воспитанников интерната VIII вида становиться организация времени и пространства занятий, исходя из базового принципа ТДТ – принципа безопасности. И здесь важно придерживаться следующей схемы структуры урока:

  1. Организационный этап (педагог настраивает детей на начало урока, проводит вводный рассказ о теме урока, его цели и задачи).
  2. Этап сообщения новых знаний (подробный рассказ о теме танца, обсуждение вопросов, подготавливающих детей к работе с двигательными образами)
  3. Практический этап (работа над эмоциями, подходящими к теме танца, прослушивание музыки, разучивание или повторение движений).
  4. Заключительная часть (упражнения на восстановление дыхания, поведение итогов встречи, прощание).

Такая структура становиться, в данном случае, тем контекстом безопасности, которая необходима для восприятия нового, возможности быть во взаимоотношениях с другими и эмоционально себя проявлять [2]. Но часто следование структуре для хореографа осложняется в силу особенностей развития воспитанников – каждая встреча сама по себе становиться уникальной и призванной решать актуальные в данный момент задачи.

Выводом к вышесказанному может служить следующее: в хореографической работе с детьми интерната VIII вида опора на принципы ТДТ дает возможность посредством движения в танце и эмоционального общения воспитанников и педагога компенсировать трудности в развитии путем активизации невербальной коммуникации (уровень тела и выразительного движения), что расширяет способы построения контакта с миром и адаптации в нем.

 

Список литературы:

  1. Бирюкова И.В. Танцевально-двигательная терапия: осуществление в танце жизни // Психология телесности между душой и телом; под ред. Зинченко В.П., Т.С. Леви. – Москва: АСТ МОСКВА, 2005. – С. 520–544.
  2. Малкина-Пых И.Г. Телесная терапия / И.Г. Палых. – Москва: Эксмо, 2005. – 812 с.
  3. Спивак А.М. Танцевально-двигательная терапия: практика / А.М. Спивак // ТДТ: научно-практический журнал. – Москва, Кафедра ТДТ ИППиП, 2011. С. 49.