Статья:

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДОВ АРТ-ТЕРАПИИ В РАБОТЕ С МЛАДШИМИ ШКОЛЬНИКАМИ С ЗПР ПРИ КЛАССАХ КРО

Конференция: XXVIII Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: гуманитарные науки»

Секция: 7. Психология

Выходные данные
Тлекова Б.Б. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДОВ АРТ-ТЕРАПИИ В РАБОТЕ С МЛАДШИМИ ШКОЛЬНИКАМИ С ЗПР ПРИ КЛАССАХ КРО // Молодежный научный форум: Гуманитарные науки: электр. сб. ст. по мат. XXVIII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 9 (27). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_humanities/9(27).pdf (дата обращения: 22.11.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 28 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДОВ АРТ-ТЕРАПИИ В РАБОТЕ С МЛАДШИМИ ШКОЛЬНИКАМИ С ЗПР ПРИ КЛАССАХ КРО

Тлекова Бибинур Болатовна
магистрант 2 курса специальности 6М010300, «Педагогика и психология» ЗКГУ им. М. Утемисова, Республика Казахстан, г. Уральск
Ергалиева Гульжан Алгазиевна
научный руководитель, канд. пед. наук, доц. ЗКГУ им. М. Утемисова, Республика Казахстан, г. Уральск

 

Данная статья посвящена научно-методическому анализу возможностей арт-терапии в диагностической и коррекционно-развивающей работе с младшими школьниками с ЗПР в условиях классов КРО в общеобразовательной школе. Рассмотрена идея психологического сопровождения детей с ЗПР, проанализированы особенности и возможности использования изотерапии, музыкотерапии и сказкотерапии в работе с детьми с ЗПР младшего школьного возраста.

Актуальность работы с детьми с задержкой психического развития обусловлена ростом количества детей данной категории. Р.Д. Тригер отмечает, что из общего контингента детей дети с ЗПР составляют более 20 % [1]. В системе образования детей с ЗПР чаще относят к категории трудных детей (труднообучаемые и трудновоспитуемые).

Понятие «задержка психического раз­вития» употребляется в отношении детей не имеющих сложных на­рушений познавательных процессов и находящихся в нижних пределах нормы развития (не умственно отсталые). Понятие «задержка психического развития» носит более дифференцированный, частный характер. В соответствии с положениями Т.А. Власовой, В.И. Лубовского, М.С. Певзнера ЗПР не включает в себя ни педагогическую запущенность, ни нарушения анализаторов, ни отставание в вследствии нарушения опорно-двигательного ап­парата. ЗПР детей наступает в последствии различных нарушений процесса социализации, как итог длительного негативного воздействия среды жизнедеятельности. Учеными К.С. Лебединской, Н.Ю. Боряковой наряду с понятием ЗПР в своих исследованиях используется понятие «психический инфантилизм». Данный термин рассматривается как один из вариантов задержки психического развития детей. Психический инфантилизм проявляется в несоответствии физического и психического статуса ребенку его возрасту, не сопровождающимся грубым нарушением интеллекта [2]. Говоря проще, это «застревание» ребенка в более младшем возрасте. Так, к примеру, 7 летний первоклассник в своем поведении и размышлениях проявляет себя как 5 летний ребенок. Со стороны это может выглядеть как разбалованность ребенка, его притворство.

Время возникновения и проявления ЗПР у детей разнообразны и зависят от индивидуальных особенностей развития каждого конкретного ребенка, от совокупности факторов и условий жизни ребенка, степени деформации функции.

Среди множества задач по оказанию психологической помощи детям с ЗПР важное место отводится поиску новых методов и технологий работы с данной категорией детей. Среди таких методов используемых, в том числе в средней общеобразовательной школе № 13 г. Уральска Западно-Казахстанской области, следует выделить технологию арт-терапии. Данная статья посвящена научно-методическому анализу возможностей арт-терапии в диагностической и коррекционно-развивающей работе с младшими школьниками с ЗПР. Данная работа проводится в классах КРО в общеобразовательной школе.

Есть остановиться на прямом переводе с английского языка, то «арт-терапия» дословно означает (арт-искусство, терапия-излечение) излечение искусством. Арт-терапии как самостоятельная теоретическая и практическая область науки, сформировалась в начале XX века на стыке науки и искусства. Первым данный термин был использован А. Хиллом. А. Хилл применил термин «арт-терапия» при описании результатов своей научной работы с больными. В последствии арт-терапия получила широкое применение в таких отраслях как медицина, психология, изобразительное искусство, социология, педагогика.

К основным способам организации арт-терапии относятся арт-методы. Касательно работы психолога их следует рассматривать как средство профессиональной психологической деятельности в развивающей и коррекционной работе. Поэтому вполне уместно в отношении арт-терапии использовать определение развивающее-коррекционной технологии.

Как отмечено выше, арт-терапевтический подход сегодня используется при решении разнообразных задач образования личности. Выполнение диагностической функции при применении методов арт-терапии заключается в диагностике уровня развития психических процессов, различных личностно-психологических проблем.

В психологической работе методы арт-терапии используются коррекционно-развивающей работе:

  • развития всех познавательных процессов;
  • коррекции межличностных отношений;
  • сглаживания психического напряжение, снятия стресса.
  • для развития навыков самовыражения и самопознания.

Практическое применение методов арт-терапии в работы с детьми с задержкой психического развития основывается на идее психолого-педагогического сопровождения. Это организованная и управляемая деятельность специалиста, ориентированная на создании целостной системы социально-психологических факторов и условий, которые в итоге должны способствовать качественному обучению и успешной социализации ребёнка [3].

Сопровождающая деятельность психолога в работе с детьми с ЗПР реализуется в условиях обучения в классах коррекционно-развивающего обучения (далее КРО).

Технология психолого-педагогическое сопровождение в классах КРО строится при соблюдении ряда основополагающих принципов:

  • развитие психических процессов на основе развития и формирования мотивационной среды для учащегося;
  • использование индивидуального подхода в организации развивающей деятельности с учетом «зоны ближайшего развития» учащегося;
  • приоритет игровых форм проведения занятия с целью стимулирования интереса учащихся;
  • в процессе общения ориентированность на доброжелательные, дружелюбные взаимоотношения, недопустимость порицания за неудачи;
  • положительная эмоциональная оценка достижений учащихся;
  • развитие навыков самооценки и саморефлексии собственной деятельности у детей [3].

При отборе методов и приемов в арт-терапии психологу необходимо учитывать:

  • возрастные и индивидуальные возможности детей;
  • их склонности и интересы;
  • особенности и степень проявления отклонений;
  • цели и задачи предстоящей коррекционной работы;
  • возможности и потенциал воздействия выбранного вида искусства;
  • форму организации художественной деятельности;
  • объем и качество терапевтической информации;
  • мастерство и уровень владения методами арт-терапии.

Рассмотрим более подробно каждый из методов (подходов) арт-терапевтического воздействия, используемых в работе с детьми с задержкой психического развития и выделим их особенности.

Изотерапия – терапия на основе изобразительного творчества, в значительной степени рисованием. Идея изобразительной арт-терапии основана на психологических эффектах цветовой гаммы. Так посредством цвета учащиеся «высказываются» о своем эмоциональном состоянии, скрытых переживаниях. Изотерапевтическое занятие может быть проведено в форме свободного и совместного, коммуникативного и дополнительного рисования.

Диагностическими возможностями обладают различные цвето-рисуночные тесты, например, цвето-рисуночный тест, разработанный А.О. Прохоровым и Г.Н. Генинг. Потенциал цвето-рисуночных тестов определяется тем, что через рисунок и цвет дети выражают то, что им трудно донести и объяснить словами. В данном случае для детей с ЗПР это особо актуально.

Широко используется психологами и музыкальная арт-терапия. Данный вид терапии основан на возможностях музыки регулировать и управлять эмоциями детей. Отобранные психологом музыкальные произведения позволяют развивать сферу эмоциональных переживаний ребенка. Средства музыкальной арт-терапии способствуют осознанию и пониманию ребенком своих переживаний и эмоций.

Рекомендовано использовать в работе с детьми с ЗПР различные музыкальные инструменты, воздействующие на различные органы чувств. Так, например, при помощи музыкальных инструментов с детьми с ЗПР можно отрабатывать вокальные и дыхательные тренинги.

Другим важным ресурсом музыкальной арт-терапии является развитие восприятия музыки, анализ ощущений, направленных на моделирование положительного эмоционального состояния. Прослушивание релаксационной музыки детьми с ЗПР обеспечивает снятие физического напряжения, расслаблению мышечного каркаса, снижению стрессового переживания, улучшению психоэмоционального самочувствия детей. Методы музыкальной арт-терапии могут использоваться как в индивидуальной, так и в групповой формах [4].

Использование игры в работе с детьми с ЗПР имеет свою эффективность. Применения игровой терапии основывается на требовании не исправлять / переделывать ребенка, не контролировать его за выполнением определенных поведенческих навыков, а создать условия для переживания ситуации успеха и радости от общения с одноклассниками и психологом.

Коррекционно-развивающие возможности игротерапии в психологической работе с детьми с ЗПР заключаются в том, что в процессе игры, учащиеся приобретают знания, умения и навыки:

  • определение целей своих действий;
  • выбор адекватных путей достижения;
  • предвидение итогового результата собственных поступков;
  • понимание ответственности за свое поведение;
  • демонстрация адекватных эмоций на окружающие события.

Другим популярным методом в работе современных психологов стала сказкотерапия. Суть сказкотерапии – перенести детей в сказку, уже существующую или придуманную ими самими. Сказкотерапия эффективна в работе с детьми с ЗПР, так как позволяет актуализировать внутренние переживания ребенка, проговорить их в процессе проигрывания сказки и найти совместное решение. В процессе сказкотерапии ребенок переносит свои личностные качества и эмоции на героев сказки.

В процессе применения сказкотерапии в работе с детьми с ЗПР в основном используются 4 вида сказок:

  • художественные: народные и различных популярных авторов;
  • дидактические: придуманные учителем для усвоения учебного материала;
  • психотерапевтические: имеющие жизненный смысл и включающие реальные события;
  • психокоррекционные: созданные совместно психологом и детьми с целью оказания корригирующего влияния на поведение ребенка;
  • медитативные: созданные для накопления положительного образного опыта, снятия психоэмоционального напряжения, создания в душе моделей взаимоотношений с другими людьми, развития личностного ресурса.

В завершении научно-теоретического анализа использования методов арт-терапии в работе с детьми с ЗПР, можно сделать следующие выводы:

  • процесс развивающее-коррекционного воздействия на детей с ЗПР происходит в условиях специально организованных классов коррекции;
  • отличительной особенностью методов арт-терапии при работе с детьми с ЗПР является их диагностическая и развивающее-коррекционная направленность, отвечающая психологическим запросам данной категории детей;
  • методы арт-терапии при работе с детьми с задержкой психического развития широко используются в процессе психолого-педагогического сопровождения;
  • выбор психологом методов и приемов арт-терапии при работе с детьми с ЗПР определяется в целом индивидуальными психологическими особенностями детей и целями развивающее-коррекционного воздействия;
  • существует большое количество методов арт-терапии, которые используются психологом в работе с детьми с ЗПР, среди которых можно назвать изотерапию, музыкотерапию и сказкотерапию, используемые педагогом-психологом в комплексе.

 

Список литературы:

  1. Тригер Р.Д. Психологические особенности социализации детей с задержкой психического развития. – СПб.: Питер, 2008. – С. 8.
  2. Борякова Н.Ю. Клиническая и психолого-педагогическая характеристика детей с задержкой психического развития // Коррекционная педагогика. 2003. – № 2.
  3. Рыбакова С.Г. Арт-терапия для детей с задержкой психического развития: Учебное пособие. – СПб.: Речь, 2007. – С. 104–105.
  4. Тарасова Е.Г. Целительные силы искусства. Арт-педагогические техники и приемы. Метод. пособие – Тамбов: ТОИПКРО, 2006. – С. 14.