ТЕМА ВОЙНЫ В СОВРЕМЕННОЙ МОРДОВСКОЙ ПОЭЗИИ
Секция: 9. Филология
XXVIII Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: гуманитарные науки»
ТЕМА ВОЙНЫ В СОВРЕМЕННОЙ МОРДОВСКОЙ ПОЭЗИИ
Литература выступает в роли хранителя памяти народа, а национальная литература в большей степени отражает мысли и переживания людей. Великая Отечественная война не обошла стороной ни одного жителя нашей необъятной родины. В творчестве многих писателей Мордовии тема войны, боли, скорби, патриотизма проходит сквозь их творчество. Она отражается в произведениях таких представителей художественной литературы, как Иван Пиняев, Павел Любаев, Александр Арапов, частично затрагивается Камилем Тангалычевым, Александром Тереньевым и другими.
В стихотворении «Я помню: от траншеи к траншеям…» Иван Пиняев передает непосредственную картину сражения, в которой раскрывается любовь к своей родине, к тому городу, за который идет битва. Схожим по предмету изображения является стихотворение Павла Любаева «Волжская вода»: «На улице темень ни зги не видать. / А в доме у нас светло – благодать! / Сияя горит электрический свет…» [1, c. 41]. В этих произведениях лирический герой переносится мыслями на малую родину, туда, за что он воюет, умирает, теряет товарищей, терпит ужасные муки военной жизни. В стихотворении «Волжская вода» в большей степени прослеживается тема любви к малой родине, экстремальные обстоятельства войны подвергают лирического героя суровому испытанию, призывают к проявлению настоящих человеческих качеств.
В произведении Павла Любаева «Два Ивана» затрагивается не только тема кровопролитной войны, но и дружбы между братскими народами. В образе двух Иванов (русского и мордовского) писатель отражает не только крепкую дружбу двух людей, но и поддержку, взаимовыручку народов. «На двоих сухарь делили и щепотку табака… / Из любой беды друг друга выручали два бойца…» [1, с. 53]. В данном стихотворении можно наблюдать изобилие глаголов (шли, делили, развеял, зацепил, отступила и др.), которые показывают не просто быстротечность момента, придавая тексту динамичность и пластичность, но и показывают всю жестокость и беспощадность войны по отношению к людям. Стихотворение заканчивается строками «Где же те друзья – солдаты в наши мирные года?» [1, с. 54]. И действительно, если рассматривать это произведение в контексте современности, то этот вопрос воспринимается как наиболее актуальный и сложный, ибо в нем затрагивается проблема взаимопомощи и взаимовыручки народов. Уже в «Следах» того же автора можно прочувствовать всю боль и увидеть те потери, которые принесла нам война. В строках «И меры нет такой – измерить бездну зла…» [1, с. 54] видится отражение авторской позиции к произошедшему со страной.
Состояние войны не во всех пробуждает чувство патриотизма, ведь война – это проверка не только силы и выносливости народа, но и испытание силы духа. Некоторые эту проверку не выдерживают, как герой Камиля Тангалычева в стихотворении «Сталинград». Два ведущих образа стихотворения (старик и Родина) диалектически связаны друг с другом. «Старик не скроет, что когда-то из Сталинграда убежал… / В бою под дальним Сталинградом сражалась родина его…» [3, c. 222]. Старик, покинувший свою родину, в конце своей жизни возвращается домой. Родина, как мать, в свою очередь, сражается за жизнь сына. В данном стихотворении затронуты довольно актуальные проблемы не только военных лет, но и современности – проблема патриотизма, чести, долга, проблема отцов и детей, совести и многое другое. С художественной точки зрения данное стихотворение обладает большим количеством метафор и умолчаний, что дает читателю проникнуться, задуматься и почувствовать всю боль и ужас войны.
В цикле стихотворений А. Терентьева «Патриотические стихи» довольно ярко и наглядно представлено для современных читателей тема войны. Стихи этого поэта, как пишет М.В. Юдина, «обжигают жизненной правдой» [4, с. 5]. Секрет его поэзии, по мнению Г. Седых, объясняется не только жизненностью самого факта, но и заключается в несомненной достоверности собственного духовного опыта [4, с. 6]. В стихотворении «Портрет солдата» отражается собирательный образ тех простых солдат, которые честно и патриотично отстаивали родину, не взирая ни на что. «Рядовым ушел он в грозный путь. / И с войны пришел с одной нашивкой: шрамом, под медалью, через грудь» [4, с. 41]. Это стихотворение в сравнении с другими занимает сравнительно небольшой объем, но в него вложен довольно глубокий поэтический смысл и отражен художественный идеал человека-патриота. Здесь преобладающее количество уточнений (под медалью, через грудь и др.). Присутствие имплицитных метафор показывает важность и глубину затронутой проблемы. К данному стихотворению по сходству изобразительно-выразительных средств и художественно-тематической идее примыкает стихотворение «Фронтовое фото»: «Когда встать уж, казалось, не в силе, / все же пушки тащил вглубь Карпат…» [4, с. 42]. Данные произведения подчинены основной идее: запечатлеть и раскрыть образ простого солдата на войне.
«Седьмые сутки пути» Александра Терешкина является одним из фундаментальных произведений о Великой Отечественной войне в мордовской литературе. В пьесе автор показал, насколько тесно переплетаются события войны и чувства обычных трудящихся из Мордовии, создавая тем самым, целостный образ происходящих событий.
Все герои пьесы А. Терешкина в процессе развития событийной линии оказывают друг на друга сильное влияние. Одним из главных сюжетных линий являются взаимоотношения Ирины и Сергея Романова. Он, несмотря на свой довольно молодой возраст, уже успел потерять на войне руку и понять насколько тяжело приходится в это трудное время не только мужчинам, но и женщинам.
Одним из ярких женских образов в произведении является образ Евдокии. Автор, чтобы не допустить одноплановости трактовки образа, ставит Дусю в такие ситуации, в которых читатель может проанализировать в нескольких жизненных ситуациях. «Я ведь женой его была. До свадьбы... После уж похоронной почуяла, что затяжелела. Хотела родить. Память о Сене оставить… Большой грех на душу взяла, Сеня. Никогда себе не прощу!..» [5, c. 187]. Благодаря образу Евдокии автор показывает, что женщина на войне остается женщиной. Об этом и говорит сама героиня в размышлениях о мужчинах за ужином. «Эх, женишка бы теперь. Хоть плохонького, но мужичишку!» [5, c. 173]. Образ Дуси можно оценивать, как довольно смелый и решительный образ. Ее характер довольно интересен, ведь все поступки, чувства и эмоции всегда составляют контраст друг с другом, что в лишний раз показывает глубокий драматизм и психологизм образа. Романов понимает сложившуюся ситуацию – нужно доставить в Белоруссию не только семена, но и животных. Для того, чтобы показать противостояние комиссара и Евдокии, автор в речи Сергея вводит большое количество умолчаний. Это должно привлечь внимание тем фактом, что Романов хочет сказать и возразить Дусе, но понимает, что она права и нужно достать корм для коров и для себя еду, за которую Ирина отдала перстенек на толчке. Она понимает, что это война, и трудно сейчас строить отношения, но есть надежда что, что у нее с Сергеем все получится, не угасает в девичьем сердце. Особенно ярко это можно проследить в моменты, когда она и Сергей остаются наедине. Некоторые из таких встреч подстраивает Евдокия, что лишний раз показывает ее не только как женщину суровую и решительную, но и как простую романтичную натуру. «Ирина. Вот и я. Романов. Ты? Ирина. Звал же. Романов. Кого? Ирина. Меня. Тетя Дуся сказала. Романов. Ну, Евдокия!» [5, c. 187].
Одним из ключевых образов пьесы является женщина Анна. Этот персонах является внутренним регуляторов конфликтов, советчиком в трудной ситуации и просто человеком с большой любящей национальной душой. Данный факт начинает раскрываться с реплики: «Хватит, Дуська, языком полоскать. Иди, комиссар. Мы ждем. Иди... Если уж ничего не выйдет, эшелон на этой станции разгрузим. До места нам не добраться. А здесь тоже голод...» [5, c. 160].
Все эти неоднозначные и многогранные образы объединяет одно желание – доставить помощь братскому народу в Белоруссию. Для показа психологизма пьесы и тех трудностей, которые встречают персонажи на своем пути при выполнении своего задания, в произведении введены такие персонажи, как Дымич и Федор (отрицательные персонажи). Этот факт так же, как и документальность сведений, придают пьесе особый психологизм и драматизм, способствующие раскрытию характеров и гармоничности образов.
Таким образом, тема Великой Отечественной войны нашла глубокий отзыв в мордовской литературе. Для произведений национальных авторов характерен особый колорит и усиленное чувство патриотизма.
Список литературы:
- Любаев П. Сюкпря. – Саранск: Мордов. кн. изд-во, 2000. – 76 с.
- Пиняев И. Жизнь продолжается: Стихи и поэмы. – Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1984. – 128 с.
- Тангалычев К. Избранное / Камиль Тангалычев. – Саранск: Мордов. кн. изд-во, 200. – 336 с.
- Тереньтьев А. Световой год: стихи, проза, воспоминания. – Саранск: Мордов. кн. изд-во, 2007. – 216 с.
- Терешкин А. Пьесы. – Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1986. – 237 с.