Статья:

ТЕМА ВОЙНЫ В СОВРЕМЕННОЙ МОРДОВСКОЙ ПОЭЗИИ

Конференция: XXVIII Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: гуманитарные науки»

Секция: 9. Филология

Выходные данные
Еремина В.В. ТЕМА ВОЙНЫ В СОВРЕМЕННОЙ МОРДОВСКОЙ ПОЭЗИИ // Молодежный научный форум: Гуманитарные науки: электр. сб. ст. по мат. XXVIII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 9 (27). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_humanities/9(27).pdf (дата обращения: 28.12.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 1 голос
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

ТЕМА ВОЙНЫ В СОВРЕМЕННОЙ МОРДОВСКОЙ ПОЭЗИИ

Еремина Виктория Владимировна
студент Мордовского государственного педагогического института имени М.Е. Евсевьева, РФ, Республика Мордовия, г. Саранск
Налдеева Ольга Ивановна
научный руководитель, проф. Мордовского государственного педагогического института имени М.Е. Евсевьева, РФ, Республика Мордовия, г. Саранск

 

Литература выступает в роли хранителя памяти народа, а национальная литература в большей степени отражает мысли и переживания людей. Великая Отечественная война не обошла стороной ни одного жителя нашей необъятной родины. В творчестве многих писателей Мордовии тема войны, боли, скорби, патриотизма проходит сквозь их творчество. Она отражается в произведениях таких представителей художественной литературы, как Иван Пиняев, Павел Любаев, Александр Арапов, частично затрагивается Камилем Тангалычевым, Александром Тереньевым и другими.

В стихотворении «Я помню: от траншеи к траншеям…» Иван Пиняев передает непосредственную картину сражения, в которой раскрывается любовь к своей родине, к тому городу, за который идет битва. Схожим по предмету изображения является стихотворение Павла Любаева «Волжская вода»: «На улице темень ни зги не видать. / А в доме у нас светло – благодать! / Сияя горит электрический свет…» [1, c. 41]. В этих произведениях лирический герой переносится мыслями на малую родину, туда, за что он воюет, умирает, теряет товарищей, терпит ужасные муки военной жизни. В стихотворении «Волжская вода» в большей степени прослеживается тема любви к малой родине, экстремальные обстоятельства войны подвергают лирического героя суровому испытанию, призывают к проявлению настоящих человеческих качеств.

В произведении Павла Любаева «Два Ивана» затрагивается не только тема кровопролитной войны, но и дружбы между братскими народами. В образе двух Иванов (русского и мордовского) писатель отражает не только крепкую дружбу двух людей, но и поддержку, взаимовыручку народов. «На двоих сухарь делили и щепотку табака… / Из любой беды друг друга выручали два бойца…» [1, с. 53]. В данном стихотворении можно наблюдать изобилие глаголов (шли, делили, развеял, зацепил, отступила и др.), которые показывают не просто быстротечность момента, придавая тексту динамичность и пластичность, но и показывают всю жестокость и беспощадность войны по отношению к людям. Стихотворение заканчивается строками «Где же те друзья – солдаты в наши мирные года?» [1, с. 54]. И действительно, если рассматривать это произведение в контексте современности, то этот вопрос воспринимается как наиболее актуальный и сложный, ибо в нем затрагивается проблема взаимопомощи и взаимовыручки народов. Уже в «Следах» того же автора можно прочувствовать всю боль и увидеть те потери, которые принесла нам война. В строках «И меры нет такой – измерить бездну зла…» [1, с. 54] видится отражение авторской позиции к произошедшему со страной.

Состояние войны не во всех пробуждает чувство патриотизма, ведь война – это проверка не только силы и выносливости народа, но и испытание силы духа. Некоторые эту проверку не выдерживают, как герой Камиля Тангалычева в стихотворении «Сталинград». Два ведущих образа стихотворения (старик и Родина) диалектически связаны друг с другом. «Старик не скроет, что когда-то из Сталинграда убежал… / В бою под дальним Сталинградом сражалась родина его…» [3, c. 222]. Старик, покинувший свою родину, в конце своей жизни возвращается домой. Родина, как мать, в свою очередь, сражается за жизнь сына. В данном стихотворении затронуты довольно актуальные проблемы не только военных лет, но и современности – проблема патриотизма, чести, долга, проблема отцов и детей, совести и многое другое. С художественной точки зрения данное стихотворение обладает большим количеством метафор и умолчаний, что дает читателю проникнуться, задуматься и почувствовать всю боль и ужас войны.

В цикле стихотворений А. Терентьева «Патриотические стихи» довольно ярко и наглядно представлено для современных читателей тема войны. Стихи этого поэта, как пишет М.В. Юдина, «обжигают жизненной правдой» [4, с. 5]. Секрет его поэзии, по мнению Г. Седых, объясняется не только жизненностью самого факта, но и заключается в несомненной достоверности собственного духовного опыта [4, с. 6]. В стихотворении «Портрет солдата» отражается собирательный образ тех простых солдат, которые честно и патриотично отстаивали родину, не взирая ни на что. «Рядовым ушел он в грозный путь. / И с войны пришел с одной нашивкой: шрамом, под медалью, через грудь» [4, с. 41]. Это стихотворение в сравнении с другими занимает сравнительно небольшой объем, но в него вложен довольно глубокий поэтический смысл и отражен художественный идеал человека-патриота. Здесь преобладающее количество уточнений (под медалью, через грудь и др.). Присутствие имплицитных метафор показывает важность и глубину затронутой проблемы. К данному стихотворению по сходству изобразительно-выразительных средств и художественно-тематической идее примыкает стихотворение «Фронтовое фото»: «Когда встать уж, казалось, не в силе, / все же пушки тащил вглубь Карпат…» [4, с. 42]. Данные произведения подчинены основной идее: запечатлеть и раскрыть образ простого солдата на войне.

«Седьмые сутки пути» Александра Терешкина является одним из фундаментальных произведений о Великой Отечественной войне в мордовской литературе. В пьесе автор показал, насколько тесно переплетаются события войны и чувства обычных трудящихся из Мордовии, создавая тем самым, целостный образ происходящих событий.

Все герои пьесы А. Терешкина в процессе развития событийной линии оказывают друг на друга сильное влияние. Одним из главных сюжетных линий являются взаимоотношения Ирины и Сергея Романова. Он, несмотря на свой довольно молодой возраст, уже успел потерять на войне руку и понять насколько тяжело приходится в это трудное время не только мужчинам, но и женщинам.

Одним из ярких женских образов в произведении является образ Евдокии. Автор, чтобы не допустить одноплановости трактовки образа, ставит Дусю в такие ситуации, в которых читатель может проанализировать в нескольких жизненных ситуациях. «Я ведь женой его была. До свадьбы... После уж похоронной почуяла, что затяжелела. Хотела родить. Память о Сене оставить… Большой грех на душу взяла, Сеня. Никогда себе не прощу!..» [5, c. 187]. Благодаря образу Евдокии автор показывает, что женщина на войне остается женщиной. Об этом и говорит сама героиня в размышлениях о мужчинах за ужином. «Эх, женишка бы теперь. Хоть плохонького, но мужичишку!» [5, c. 173]. Образ Дуси можно оценивать, как довольно смелый и решительный образ. Ее характер довольно интересен, ведь все поступки, чувства и эмоции всегда составляют контраст друг с другом, что в лишний раз показывает глубокий драматизм и психологизм образа. Романов понимает сложившуюся ситуацию – нужно доставить в Белоруссию не только семена, но и животных. Для того, чтобы показать противостояние комиссара и Евдокии, автор в речи Сергея вводит большое количество умолчаний. Это должно привлечь внимание тем фактом, что Романов хочет сказать и возразить Дусе, но понимает, что она права и нужно достать корм для коров и для себя еду, за которую Ирина отдала перстенек на толчке. Она понимает, что это война, и трудно сейчас строить отношения, но есть надежда что, что у нее с Сергеем все получится, не угасает в девичьем сердце. Особенно ярко это можно проследить в моменты, когда она и Сергей остаются наедине. Некоторые из таких встреч подстраивает Евдокия, что лишний раз показывает ее не только как женщину суровую и решительную, но и как простую романтичную натуру. «Ирина. Вот и я. Романов. Ты? Ирина. Звал же. Романов. Кого? Ирина. Меня. Тетя Дуся сказала. Романов. Ну, Евдокия!» [5, c. 187].

Одним из ключевых образов пьесы является женщина Анна. Этот персонах является внутренним регуляторов конфликтов, советчиком в трудной ситуации и просто человеком с большой любящей национальной душой. Данный факт начинает раскрываться с реплики: «Хватит, Дуська, языком полоскать. Иди, комиссар. Мы ждем. Иди... Если уж ничего не выйдет, эшелон на этой станции разгрузим. До места нам не добраться. А здесь тоже голод...» [5, c. 160].

Все эти неоднозначные и многогранные образы объединяет одно желание – доставить помощь братскому народу в Белоруссию. Для показа психологизма пьесы и тех трудностей, которые встречают персонажи на своем пути при выполнении своего задания, в произведении введены такие персонажи, как Дымич и Федор (отрицательные персонажи). Этот факт так же, как и документальность сведений, придают пьесе особый психологизм и драматизм, способствующие раскрытию характеров и гармоничности образов.

Таким образом, тема Великой Отечественной войны нашла глубокий отзыв в мордовской литературе. Для произведений национальных авторов характерен особый колорит и усиленное чувство патриотизма.

 

Список литературы:

  1. Любаев П. Сюкпря. – Саранск: Мордов. кн. изд-во, 2000. – 76 с.
  2. Пиняев И. Жизнь продолжается: Стихи и поэмы. – Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1984. – 128 с.
  3. Тангалычев К. Избранное / Камиль Тангалычев. – Саранск: Мордов. кн. изд-во, 200. – 336 с.
  4. Тереньтьев А. Световой год: стихи, проза, воспоминания. – Саранск: Мордов. кн. изд-во, 2007. – 216 с.
  5. Терешкин А. Пьесы. – Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1986. – 237 с.