Статья:

КНИЖНЫЕ ИЛЛЮСТРАЦИИ – КАК ИСТОЧНИК ВОСПИТАНИЯ МЛАДШЕГО ПОКОЛЕНИЯ

Конференция: XXVIII Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: гуманитарные науки»

Секция: 1. Искусствоведение

Выходные данные
Комцян Т.Б. КНИЖНЫЕ ИЛЛЮСТРАЦИИ – КАК ИСТОЧНИК ВОСПИТАНИЯ МЛАДШЕГО ПОКОЛЕНИЯ // Молодежный научный форум: Гуманитарные науки: электр. сб. ст. по мат. XXVIII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 9 (27). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_humanities/9(27).pdf (дата обращения: 23.11.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 1 голос
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

КНИЖНЫЕ ИЛЛЮСТРАЦИИ – КАК ИСТОЧНИК ВОСПИТАНИЯ МЛАДШЕГО ПОКОЛЕНИЯ

Комцян Татьяна Борисовна
студент Смоленского государственного университета, РФ, г. Смоленск
Черткова Валентина Ивановна
научный руководитель, доц. Смоленского государственного университета, РФ, г. Смоленск

 

Ни для кого не секрет, что книга играет огромную роль в воспитании ребенка и формировании его мировоззрения. Но только ли текст важен для ребенка, читающего книгу? Невозможно представить себе детскую сказку без красочной забавной иллюстрации, без веселых картинок, которые так любят часами рассматривать дети. Когда в наших – руках взрослого человека оказывается книга, наша главная задача – прочитать ее, получить нужную информацию. Иногда мы забываем рассмотреть, как оформлена книга, хороши ли иллюстрации, красивы ли буквы. Иными словами, мы не всегда оцениваем труд художника, а ведь он так же трудился над созданием этой книги, как и автор текста, и так же старался, чтобы книга была интересной и понравилась нам. Когда же ребенок, только научившийся читать по слогам, берет в руки книгу, первое, что привлекает его внимание – это яркие и красочные картинки внутри этой книги. Открывая ее, ребенок приобщается к опыту предшествующих поколений, к богатству человеческой культуры. Проблема влияния книжной иллюстрации на ребенка стала актуальна с того самого времени, как только в свет вышла первая детская книга. Родители всегда должны обращать внимание на то, что именно нарисовано в детской книге, какие картинки сопровождают текст. Ведь зачастую, ребенок запоминает книжные иллюстрации на всю жизнь, а значит, картинки в книге могут повлиять на воспитание и на психику ребенка.

В данной работе анализируется воспитательный момент книги и книжных иллюстраций, их положительное влияние на детей.

Ученые и педагоги отмечают, что эффективность восприятия дошкольниками текста без иллюстраций снижается почти вдвое. Рисунок и слово в детской книге органически взаимосвязаны. Читая книгу, ребенок знакомится с окружающим миром, учится различать добро и зло, и, конечно, не самую последнюю роль в восприятии книги играют иллюстрации.

При подготовке иллюстраций художником учитываются особенности ребенка, специфика его восприятия и задачи воздействия книги на ребенка.

Иллюстрация в книге, где содержание передает текст, выполняет познавательную, воспитательную и эстетическую функции. Познавательная функция – отражение в иллюстрациях реалий окружающего мира, которые способствуют узнаваемости предметов и явлений.

Воспитательная функция обеспечивается связью иллюстраций с воспитательной идеей, составляющей основу содержания книги. Те или иные оценочные моменты, которые художник отражает в иллюстрациях, например, в сказке, лучше понимаются детьми, воздействуя на личность ребенка через зрительное восприятие, формируя определенное отношение к героям книги и их поступкам. То есть иллюстрация подсказывает ребенку общую оценку ситуации независимо от того, как эта ситуация представлена в тексте книги. Кроме того, воспитательная функция реализуется за счет показа не всегда понятных детям связей между явлениями и лицами в книге, помогает определить собственное место в тех или иных процессах. Рисунок может помочь ребенку расставить акценты, понять суть описанного события.

Чтобы иллюстрации к книге понравились ребенку и оказали положительное влияние на него, художнику-иллюстратору, перед созданием эскизов, нужно глубоко проникнуть в мир детей.

Однако наряду с яркими, интересными, талантливыми изданиями сейчас можно видеть и большое количество серых неинтересных книжек для детей, оформление которых небрежно, невыразительно, не учитывает специфику детской личности. Такие издания не отвечают критерию художественной ценности издания. Нельзя сказать, что все современные иллюстрации не годятся для дошкольных детей, но часто эти рисунки не способствуют их эстетическому развитию, а иногда – приносят ему вред. Уродливые формы, аляповатые краски характерны для таких работ. Глядя на иллюстрацию, дети дошкольного возраста не только эмоционально реагируют на цвет, но и осмысливают, что изображено на картинке. Средства художественно-образной выразительности помогают детям узнавать содержание картинки.

Для каждого возраста иллюстрации должны быть выполнены по-разному. То, что интересно дошкольникам, окажется скучным для подростка и наоборот. Рисунки-иллюстрации в дошкольном возрасте воспринимаются ребенком как точное отражение действительности. Поэтому изображения должны быть узнаваемы и понятны, статичны.

Детям младшего школьного возраста нужны сведения об окружающем мире, оценка поступков героев.

Ребят старшего дошкольного возраста интересует динамика движения.

Детей 12–13 лет интересуют связи событий и явлений. Это дает возможность художнику связывать начало и конец, причину и следствие за счет логического изложения события в двух или нескольких иллюстрациях, показывая не только внешнюю сторону, но и суть явления.

Одним из самых талантливых иллюстраторов Советского союза был Юрий Алексеевич Васнецов. На примере его иллюстраций к сказкам, можно проследить, как рисунки могут воспитывать детей. Творчество этого художника отличает высокое профессиональное мастерство, трепетное отношение к жанру детской книжной иллюстрации и знание возрастных особенностей ребенка-дошкольника. Его иллюстрации воспитали не одно поколение ребят, и сейчас они остаются одними из самых любимых для современных детей. Его животные перенимают качества людей, их образ жизни и даже человеческие наряды. Звери в иллюстрациях Васнецова очень добрые, забавные и немножко смешные. Их хочется оберегать и защищать. Детям интересно смотреть, как одевает Васнецов своих героев. Нарядно и празднично – кормилицу маму-Козу, маму-Сороку. Наденет им обязательно цветные юбки в оборках да кружевах. А обиженного Лисой Зайку пожалеет, тёплую кофту наденет. Волков, медведей, лис, которые добрым зверям жить мешают, художник старался не наряжать: не заслужили они красивой одежды. Так художник учит детей отличать добро и зло. Некоторые иллюстрации Ю.А. Васнецова представлены на рисунке 1.

 

Рисунок 1. Иллюстрации Ю.А. Васнецова

 

Еще одним талантливым советским иллюстратором был Дементий Алексеевич Шмаринов. Для своих работ в качестве материала художник в основном выбирал уголь и черную акварель, что придавало им особую выразительность. Он иллюстрировал такие произведения, как «Преступление и наказание» Ф.И. Достоевского, «Повести Белкина» А.С. Пушкина, «Герой нашего времени» М.Ю. Лермонтова, «Война и мир» Л.Н. Толстого, «Ромео и Джульетта» У. Шекспира – книги, предназначенные для детей более старшего возраста. Его иллюстрации особенно выразительны. Работы, которые создавал Д.А. Шмаринов, очень переживательные, глубокие и реалистичные. Самые яркие и запоминающиеся моменты из книги в его рисунках находят особый драматизм и передают не только общий вид и внешность, но даже психологическое и эмоциональное состояние людей. Дети, глядя на его иллюстрации к книгам, переносятся в мир, созданный писателем, учатся сопереживают героям, сочувствовать им. Некоторые рисунки Д.А. Шмаринова представлены на рисунке 2.

Иллюстрированная книга наделена особыми функциями. Входя вместе с другими художественно оформленными в систему предметно эстетического окружения, сопутствуя человеку от младенчества до старости, книга наделяет

 

Рисунок 2. Иллюстрации Д.А. Шмаринова

 

определенными образно-художественными свойствами саму среду. Книга характеризует и формирует среду, действует на эстетическое чувство человека не меньше, чем картина, скульптура, эстамп, ювелирное украшение, одежда и, чем другие средства образно-художественного воздействия, с которыми мы постоянно сталкиваемся не только в домашнем окружении, но и в общественном месте или на улице.

Естественно, что всегда книга была и будет оставаться одним из главных источников воспитания детей. Она будет приучать их к хорошему, учить различать добро и зло. А книжные иллюстрации всегда будут главным помощником для писателя в передаче детям опыта предшествующих поколений.

 

Список литературы:
1. Воробьева В., Воробьев Н., А. Митюшкина «О творчестве Ю.А. Васнецова», – М.: Дошкольное воспитание 8, 1996.
2. Дехтерев Б. «Познание мира и иллюстрация», Детская литература. – 1972. – № 3. – С. 56–63.
3. Езикеева В.А. «Иллюстративный материал для детского изобразительного творчества». – М., 1973., 115 с.
4. Зубарева Н.М. «Дети и изобразительное искусство». – М., 1968.,187 с.