Статья:

СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Конференция: XXVIII Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: гуманитарные науки»

Секция: 6. Педагогика

Выходные данные
Васяева А.Н., Сафарова Г.М. СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ // Молодежный научный форум: Гуманитарные науки: электр. сб. ст. по мат. XXVIII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 9 (27). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_humanities/9(27).pdf (дата обращения: 28.12.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 1 голос
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Васяева Анна Николаевна
студент Стерлитамакского филиала «Башкирский государственный университет», РФ, Республика Башкортостан, г. Стерлитамак
Сафарова Гульнара Марселевна
студент Стерлитамакского филиала «Башкирский государственный университет», РФ, Республика Башкортостан, г. Стерлитамак
Жданова Лилия Ульфатовна
научный руководитель, старший преподаватель, Стерлитамакского филиала «Башкирский государственный университет», РФ, Республика Башкортостан, г. Стерлитамак

 

Идеи по эстетическому воспитанию возникли с древних времен и чаще всего носили мифологический и космологический характер. Главным средством эстетического воспитания считалась музыка. Древнекитайская эстетическая мысль видела в этом искусстве нравственное и воспитательное значение. Китайский философ Конфуций рекомендовал начинать образование с поэзии, укреплять его церемониями и завершать музыкой.

Средством эстетического переживания в Древней Индии считались поэзия, танцы и музыка. Особое внимание уделялось обучению и игре на музыкальных инструментах, обучению пениям и танцам.

В дальнейшем, как отмечает Л.А. Никитич, эстетический опыт и эстетическое сознание наиболее полно воплощались в искусстве, культовых практиках, обыденной жизни. Однако уже в древнем Индии, Китае и Греции появились первые трактаты по искусству и философские тексты, в которых проблемы эстетики поднимались до уровня теоретического осмысления [5, с. 62].

Представления о сущности эстетического воспитания, его цели и задачах изменялись со времен Платона, Аристотеля, Конфуция до настоящего времени. Эти изменения во взглядах были связаны с развитием эстетики как науки и пониманием сущности ее предмета.

В наше время проблема по эстетическому воспитанию индивида выступает одной из основных задач, которые стоят перед общеобразовательными учреждениями. Данная проблема разработана в трудах отечественных и зарубежных педагогов и психологов. Среди них Д.Н. Джола, В.Н. Шацкая, В.А. Сухомлинский, Б.Т. Лихачев, Б.М. Неменский, Д.Б. Кабалевский, Г.И. Щукина, А.Б. Щербо, А.А. Мелик-Пашаев и многие другие.

Так, например, В.Н. Шацкая понимает сущность эстетического воспитания как воспитание способности целенаправленного восприятия, чувства, правильного понимания и оценки красоты окружающего мира [8].

Согласно Г.М. Коджаспировой, эстетическое воспитание рассматривается как выработка и совершенствование в человеке способности к восприятию, правильному пониманию, оценке и созданию прекрасного в жизни и искусстве, активному участию в творчестве, созиданию по законам красоты [2, с. 368].

Д.Б. Лихачев рассматривает эстетическое воспитание как целенаправленную деятельность по формированию у ребенка творчески активной личности, способной к восприятию и оценке прекрасного, трагического, комического, безобразного в жизни и искусстве, жить и творить «по законам красоты» [3, с. 96].

Современные исследователи также отмечают, что эстетическое воспитание является процессом по формированию способности к восприятию и пониманию прекрасного в искусстве и жизни, выработке знаний по эстетике и эстетических вкусов, развитию творческих способностей в области искусства. Кроме формирования эстетического отношения детей к окружающей действительности и искусству, эстетическое воспитание одновременно способствует их всестороннему развитию.

Эстетическое воспитание содействует формированию нравственности индивида, расширению его познаний о мире, обществе и природе. На разнообразных творческих занятиях у детей развиваются мышление, воображение, воля, настойчивость, организованность и дисциплинированность.

В работах исследователей, занимающихся данным вопросом, фигурируют различные точки зрения о том, какие цели и задачи несет эстетическое воспитание. Б.М. Неменский определяет конечную цель по эстетическому воспитанию следующим образом: «Успех деятельности индивида в той или иной области зависит от широты и глубины его способностей. Вот поэтому всестороннее развитие способностей индивида является конечной целью и одной из основных задач по эстетическому воспитанию» [4].

Система эстетического воспитания, по мнению педагога и художника, должна быть единой, которая объединяет все предметы, все внеклассные мероприятия, всю общественную жизнь учащихся, где любой предмет, каждый вид занятий имеет свою конкретную задачу в процессе формирования эстетической культуры и личности обучающегося [4].

Согласно М.М. Рукавицыну, цель по эстетическому воспитанию заключается в развитии всесторонне развитой личности, образованной, прогрессивной, высоконравственной, обладающей умением трудиться, способностью творить, понимающей прекрасное в жизни и в искусстве [6, с. 12].

Цель эстетического воспитания, согласно Н.И. Киященко, заключается в становлении эстетической культуры индивида, включающей в себя эстетическое восприятие, эстетических чувств, эстетических потребностей, эстетических вкусов и эстетических идеалов [1, с. 6].

Достижение каждой цели не может осуществляться без решения определенной задачи. Многие педагоги выделяют две основные задачи:

  1. Создание некоторого запаса простых эстетических знаний и впечатлений, без которых невозможны возникновения склонности, тяги, заинтересованности к эстетически значимым предметам и явлениям.
  2. Вторая задача по эстетическому воспитанию заключается в формировании на основе приобретенных знаний таких социально-психологических качеств индивида, которые способствуют ему эмоционально переживать и оценивать эстетически значимых предметов и явлений, восхищаться ими.

Кроме этого, эстетическое воспитание предусматривает решение ряда других задач: формирование эстетического сознания, включающего в себя определенных знаний по основам эстетики отечественной и мировой культуры, способности понимать и оценивать подлинно прекрасное в искусстве; формировать эстетических чувств и вкусов; формировать способов художественной и творческой деятельности [7].

Одной из важнейших сторон содержания по эстетическому воспитанию является его направленность на индивидуальное развитие обучающегося. Прежде всего, является важным формирование у обучающихся эстетических потребностей в искусстве, в постижении художественных ценностей общества.

Эстетический интерес обучающихся в начальной школе, согласно мнению исследователей имеет особую форму эстетических потребностей и связан с желанием учащегося творить что-либо новое, украшать окружающий его мир, исходя из личного эмоционального и чувственного опыта и представлений о прекрасном. В основе формирования эстетических потребностей лежит свойственное учащимся в младших классах от природы стремление к прекрасному, эмоциональному переживанию искусства, творческому преображению окружающей действительности.

Важным составляющим содержания эстетического воспитания является развитие у обучающихся художественного восприятия, которое должно включить в себя разнообразных эстетических явлений. При этом целесообразно научить учащихся к восприятию прекрасного в разных видах искусства, в природе, в окружающем мире. Трудно не согласиться с афоризмом: «Прекрасное есть жизнь». «Нужно научить учащихся чувствовать красоту и гармонию подлинных произведений искусства, проявлению художественной взыскательности, а также стремления к повышению культуры поведения».

Специфика эстетического воспитания обучающихся в начальных классах заключается в том, что оно включает в сферу педагогических воздействий, прежде всего чувства ребенка, обогащает их, способствует выработке эмоциональной отзывчивости. Дети, по словам К.И. Ушинского, «мыслят образами, формами, красками, звуками, ощущениями вообще, и тот педагог напрасно и вредно насиловал бы детскую природу, кто захотел бы ее заставить мыслить иначе».

«Эстетическое воспитание связано с развитием способностей воображений, которые понимаются не как способности выдумывать то, чего нет, а как способности (умения) видеть то, что есть, то, что находится вокруг. А это умение не является врожденным, оно благоприобретаемое, умение, которое имеет своих уровней развития». Умение видеть то, что есть на самом деле, способствует тонко и глубоко мыслить. Эстетически развитая способность воображения связана с тем самым таинственным чувством красоты, которое всегда доставляло определенных хлопот теоретической эстетике и философии.

Существенным компонентом эстетического воспитания, как уже отмечалось, является приобретение знаний, которые связаны с пониманием искусства и умением выражать свои мнения по проблемам художественного отражения действительности. Они способствуют формированию у школьников преставлений и понятий об особенностях отражения этой действительности в разнообразных видах и жанрах искусства.

Основное место в содержании эстетического воспитания занимает формирование у обучающихся художественного вкуса, который связан с восприятием и переживанием прекрасного. При этом чувство красоты является одним из важнейших психических механизмов, которые характерны для подлинной человеческой жизнедеятельности, в какой бы сфере эта жизнедеятельность ни осуществлялась.

 

Список литературы:

  1. Киященко Н.И. От «образованщины» к образованности // Искусство в школе. 1992. № 2. – С. 5–11.
  2. Коджаспирова Г.М. Словарь по педагогике (междисциплинарный). – М.: Март, 2005. – 448 с.
  3. Лихачев Д.Б. Теория эстетического воспитания школьников. – М.: Просвещение, 2000. – 254 с.
  4. Неменский Б.М. Педагогика искусства. – М.: Просвещение, 2007. 255 с.
  5. Никитич Л.А. Эстетика. Учебник для ВУЗов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. – 439 с.
  6. Рукавицын М.М. Общие вопросы эстетического воспитания в школе. – М.: Просвещение, 2002 – 159 с.
  7. Смирнов В.И. Общая педагогика: учебное пособие. – М.: Логос, 2003. – 304 с.
  8. Шацкая В.Н. Общие вопросы эстетического воспитания в школе. – М.: Советская педагогика, 1976. – 344 c.