СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Секция: 6. Педагогика
XXVIII Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: гуманитарные науки»
СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Идеи по эстетическому воспитанию возникли с древних времен и чаще всего носили мифологический и космологический характер. Главным средством эстетического воспитания считалась музыка. Древнекитайская эстетическая мысль видела в этом искусстве нравственное и воспитательное значение. Китайский философ Конфуций рекомендовал начинать образование с поэзии, укреплять его церемониями и завершать музыкой.
Средством эстетического переживания в Древней Индии считались поэзия, танцы и музыка. Особое внимание уделялось обучению и игре на музыкальных инструментах, обучению пениям и танцам.
В дальнейшем, как отмечает Л.А. Никитич, эстетический опыт и эстетическое сознание наиболее полно воплощались в искусстве, культовых практиках, обыденной жизни. Однако уже в древнем Индии, Китае и Греции появились первые трактаты по искусству и философские тексты, в которых проблемы эстетики поднимались до уровня теоретического осмысления [5, с. 62].
Представления о сущности эстетического воспитания, его цели и задачах изменялись со времен Платона, Аристотеля, Конфуция до настоящего времени. Эти изменения во взглядах были связаны с развитием эстетики как науки и пониманием сущности ее предмета.
В наше время проблема по эстетическому воспитанию индивида выступает одной из основных задач, которые стоят перед общеобразовательными учреждениями. Данная проблема разработана в трудах отечественных и зарубежных педагогов и психологов. Среди них Д.Н. Джола, В.Н. Шацкая, В.А. Сухомлинский, Б.Т. Лихачев, Б.М. Неменский, Д.Б. Кабалевский, Г.И. Щукина, А.Б. Щербо, А.А. Мелик-Пашаев и многие другие.
Так, например, В.Н. Шацкая понимает сущность эстетического воспитания как воспитание способности целенаправленного восприятия, чувства, правильного понимания и оценки красоты окружающего мира [8].
Согласно Г.М. Коджаспировой, эстетическое воспитание рассматривается как выработка и совершенствование в человеке способности к восприятию, правильному пониманию, оценке и созданию прекрасного в жизни и искусстве, активному участию в творчестве, созиданию по законам красоты [2, с. 368].
Д.Б. Лихачев рассматривает эстетическое воспитание как целенаправленную деятельность по формированию у ребенка творчески активной личности, способной к восприятию и оценке прекрасного, трагического, комического, безобразного в жизни и искусстве, жить и творить «по законам красоты» [3, с. 96].
Современные исследователи также отмечают, что эстетическое воспитание является процессом по формированию способности к восприятию и пониманию прекрасного в искусстве и жизни, выработке знаний по эстетике и эстетических вкусов, развитию творческих способностей в области искусства. Кроме формирования эстетического отношения детей к окружающей действительности и искусству, эстетическое воспитание одновременно способствует их всестороннему развитию.
Эстетическое воспитание содействует формированию нравственности индивида, расширению его познаний о мире, обществе и природе. На разнообразных творческих занятиях у детей развиваются мышление, воображение, воля, настойчивость, организованность и дисциплинированность.
В работах исследователей, занимающихся данным вопросом, фигурируют различные точки зрения о том, какие цели и задачи несет эстетическое воспитание. Б.М. Неменский определяет конечную цель по эстетическому воспитанию следующим образом: «Успех деятельности индивида в той или иной области зависит от широты и глубины его способностей. Вот поэтому всестороннее развитие способностей индивида является конечной целью и одной из основных задач по эстетическому воспитанию» [4].
Система эстетического воспитания, по мнению педагога и художника, должна быть единой, которая объединяет все предметы, все внеклассные мероприятия, всю общественную жизнь учащихся, где любой предмет, каждый вид занятий имеет свою конкретную задачу в процессе формирования эстетической культуры и личности обучающегося [4].
Согласно М.М. Рукавицыну, цель по эстетическому воспитанию заключается в развитии всесторонне развитой личности, образованной, прогрессивной, высоконравственной, обладающей умением трудиться, способностью творить, понимающей прекрасное в жизни и в искусстве [6, с. 12].
Цель эстетического воспитания, согласно Н.И. Киященко, заключается в становлении эстетической культуры индивида, включающей в себя эстетическое восприятие, эстетических чувств, эстетических потребностей, эстетических вкусов и эстетических идеалов [1, с. 6].
Достижение каждой цели не может осуществляться без решения определенной задачи. Многие педагоги выделяют две основные задачи:
- Создание некоторого запаса простых эстетических знаний и впечатлений, без которых невозможны возникновения склонности, тяги, заинтересованности к эстетически значимым предметам и явлениям.
- Вторая задача по эстетическому воспитанию заключается в формировании на основе приобретенных знаний таких социально-психологических качеств индивида, которые способствуют ему эмоционально переживать и оценивать эстетически значимых предметов и явлений, восхищаться ими.
Кроме этого, эстетическое воспитание предусматривает решение ряда других задач: формирование эстетического сознания, включающего в себя определенных знаний по основам эстетики отечественной и мировой культуры, способности понимать и оценивать подлинно прекрасное в искусстве; формировать эстетических чувств и вкусов; формировать способов художественной и творческой деятельности [7].
Одной из важнейших сторон содержания по эстетическому воспитанию является его направленность на индивидуальное развитие обучающегося. Прежде всего, является важным формирование у обучающихся эстетических потребностей в искусстве, в постижении художественных ценностей общества.
Эстетический интерес обучающихся в начальной школе, согласно мнению исследователей имеет особую форму эстетических потребностей и связан с желанием учащегося творить что-либо новое, украшать окружающий его мир, исходя из личного эмоционального и чувственного опыта и представлений о прекрасном. В основе формирования эстетических потребностей лежит свойственное учащимся в младших классах от природы стремление к прекрасному, эмоциональному переживанию искусства, творческому преображению окружающей действительности.
Важным составляющим содержания эстетического воспитания является развитие у обучающихся художественного восприятия, которое должно включить в себя разнообразных эстетических явлений. При этом целесообразно научить учащихся к восприятию прекрасного в разных видах искусства, в природе, в окружающем мире. Трудно не согласиться с афоризмом: «Прекрасное есть жизнь». «Нужно научить учащихся чувствовать красоту и гармонию подлинных произведений искусства, проявлению художественной взыскательности, а также стремления к повышению культуры поведения».
Специфика эстетического воспитания обучающихся в начальных классах заключается в том, что оно включает в сферу педагогических воздействий, прежде всего чувства ребенка, обогащает их, способствует выработке эмоциональной отзывчивости. Дети, по словам К.И. Ушинского, «мыслят образами, формами, красками, звуками, ощущениями вообще, и тот педагог напрасно и вредно насиловал бы детскую природу, кто захотел бы ее заставить мыслить иначе».
«Эстетическое воспитание связано с развитием способностей воображений, которые понимаются не как способности выдумывать то, чего нет, а как способности (умения) видеть то, что есть, то, что находится вокруг. А это умение не является врожденным, оно благоприобретаемое, умение, которое имеет своих уровней развития». Умение видеть то, что есть на самом деле, способствует тонко и глубоко мыслить. Эстетически развитая способность воображения связана с тем самым таинственным чувством красоты, которое всегда доставляло определенных хлопот теоретической эстетике и философии.
Существенным компонентом эстетического воспитания, как уже отмечалось, является приобретение знаний, которые связаны с пониманием искусства и умением выражать свои мнения по проблемам художественного отражения действительности. Они способствуют формированию у школьников преставлений и понятий об особенностях отражения этой действительности в разнообразных видах и жанрах искусства.
Основное место в содержании эстетического воспитания занимает формирование у обучающихся художественного вкуса, который связан с восприятием и переживанием прекрасного. При этом чувство красоты является одним из важнейших психических механизмов, которые характерны для подлинной человеческой жизнедеятельности, в какой бы сфере эта жизнедеятельность ни осуществлялась.
Список литературы:
- Киященко Н.И. От «образованщины» к образованности // Искусство в школе. 1992. № 2. – С. 5–11.
- Коджаспирова Г.М. Словарь по педагогике (междисциплинарный). – М.: Март, 2005. – 448 с.
- Лихачев Д.Б. Теория эстетического воспитания школьников. – М.: Просвещение, 2000. – 254 с.
- Неменский Б.М. Педагогика искусства. – М.: Просвещение, 2007. 255 с.
- Никитич Л.А. Эстетика. Учебник для ВУЗов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. – 439 с.
- Рукавицын М.М. Общие вопросы эстетического воспитания в школе. – М.: Просвещение, 2002 – 159 с.
- Смирнов В.И. Общая педагогика: учебное пособие. – М.: Логос, 2003. – 304 с.
- Шацкая В.Н. Общие вопросы эстетического воспитания в школе. – М.: Советская педагогика, 1976. – 344 c.