Статья:

СИСТЕМА ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕУЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Конференция: XXVIII Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: гуманитарные науки»

Секция: 6. Педагогика

Выходные данные
Фарвазетдинова А.И., Шалашова А.С. СИСТЕМА ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕУЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ // Молодежный научный форум: Гуманитарные науки: электр. сб. ст. по мат. XXVIII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 9 (27). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_humanities/9(27).pdf (дата обращения: 19.04.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

СИСТЕМА ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕУЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Фарвазетдинова Алсу Ириковна
студент Стерлитамакского филиала «Башкирский государственный университет», РФ, Республика Башкортостан, г. Стерлитамак
Шалашова Анна Сергеевна
студент Стерлитамакского филиала «Башкирский государственный университет», РФ, Республика Башкортостан, г. Стерлитамак
Жданова Лилия Ульфатовна
научный руководитель, старший преподаватель, Стерлитамакского филиала «Башкирский государственный университет», РФ, Республика Башкортостан, г. Стерлитамак

 

Патриотическое воспитание является процессом взаимодействий воспитателей и воспитанников, который направлен на развитие чувства патриотизма, формирование патриотических убеждений и соответствующих норм патриотического поведения. Целью воспитания патриотизма является воспитание настоящего патриота, который любит свою Родину, преданного Отечеству, готового служить ему своим трудом, к защите его интересов.

Воспитание у детей чувств патриотизма является одной из основных задач образовательной организации. Следует отметить, что в последнее время выпускается достаточно много методических пособий по этому вопросу. При этом нужно отметить, что в них освещаются только некоторые особенности патриотического воспитания детей в отдельных видах деятельности, отсутствует стройная система, отражающая всю полноту данной проблемы. По видимости, это закономерно, так как чувство патриотизма является многогранным по содержанию. Это выражается в любви к родному краю и гордости за свой народ, ощущение свою неразрывную связь с окружающим миром, желаниями сохранять богатство своей страны [2, с. 26].

Воспитание патриотических чувств у младших школьников во внеучебной деятельности включает в себя следующие задачи:

  1. Формирование у ребят системы знаний о Родине.
  2. Воспитание у учащихся начальных классов интереса к окружающей среде, эмоциональной отзывчивости на происходящие события в текущей жизни, которое направлено на активизацию эмоциональной сферы младшего школьника, воспитание чувства любви к родным и близким людям, родному селу и городу, уважения к прошлому своего народа, заинтересованность произведениям народного искусства, любви к природе родного края.
  3. Включение детей в разные виды коллективной творческой деятельности, обеспечивающих целенаправленную социализацию индивида, формирование гражданских, патриотических качеств, формирование личности гражданина-патриота Родины, который способен и готов к защите Отечества.

При рассмотрении патриотизма, следует сосредоточиться на базовых, глубинных и наиболее важных характеристиках данного отношения между индивидом и страной (народом, природой, культурой), которые выражены в таких понятиях, как «Отечество» и «Родина». Одной из основных составляющих патриотизма является идентификация человека с образами (страны, народа, культуры) по принадлежности и схожести.

Разумеется, что понятие «Отечество» происходит от «отец», наряду с этим имеет важное значение словосочетание «Родина–мать». Здесь является целесообразным обратить внимание на особенность взаимоотношений меду детьми и родителями, которые могут способствовать пониманию сущности патриотизма.

Исходя из понятия патриотизма как «любви к Родине (Отечеству)» – сугубо эмоционального отношения, основным вариантом патриотического воспитания следует считать воспитание патриотических чувств.

В своем содержании патриотические чувства:

  • выражают индивидуальную значимость идентификации человеком себя с отдельной страной, народом, культурой и природой основываясь на происхождение и похожести;
  • включают эмоционально выраженные представления;
  • выступают как регулятор конкретных действий в жизнедеятельности индивида [3, с. 17].

Сущностью воспитания чувств патриотизма является эмоциональное стимулирование переживаний субъекта по отношению к родной стране.

Среди довольно эффективных средств воспитания, особо значима – символика. В процессе воспитания чувств патриотизма могут быть использованы следующие сочетания символов: словесные, предметные, действенные, музыкальные, изобразительные.

Патриотическое воспитание учащихся младших классов является целенаправленным процессом педагогических воздействий на личность обучающегося в целях обогащения его представлений о Родине, воспитания чувств патриотизма, формирования умений и навыков нравственности в поведении, развития потребности в деятельности на общее [1, c. 142].

Психологические характеристики младшего школьного возраста являются наиболее благоприятным для воспитания патриотических чувств, так как младший школьник отвечает взрослому доверием, ему характерна подражательность, внушаемость, эмоциональная отзывчивость, и искренность чувств. Знания, впечатления, которые пережиты в детском возрасте, остаются с человеком на протяжении всей жизни.

Необходимо отметить, что в младшем школьном возрасте не только начинают формироваться воля, нравственные идеалы, которые необходимы в процессе воспитания патриотизма.

Патриотическое воспитание учащихся младших классов должно осуществляться не только в учебном процессе, но и во внеурочной и внеклассной деятельности, потому что этот процесс предполагает целесообразное использование возможностей учебных предметов и участие детей в разнообразных видах социально-значимой деятельности. Именно в эти годы раскрывается сущность патриотизма, как чувства любви к Отчизне, заботы об ее интересах, готовности к ее защите от врагов.

Формы внеурочной деятельности по воспитанию чувств патриотизма у детей многообразны. В информационных часах дети убеждаются в том, что для России необходимы мир и международное сотрудничество.

Можно провести месячники: по изучению конституции Российской Федерации; цикл лекций, которые развивают политическое самосознание; «Ребенок и закон»; встречи с сотрудниками правоохранительных органов; работа кружков; конкурсы творческих работ; беседы «Готов ли ты к общению?», «Современный и нравственный человек», «Я и мои современники» и др.; проведение диспутов [4, с. 28].

Работа в указанном направлении может включать в себя следующее:

  1. Оказание заботы и внимания ветеранам войны и труда.
  2. Поисковая работа (поиск исторических материалов о родном крае, истории родного города, села, написание сочинений, рефератов, оформление фотодокументов и др.).
  3. Организация встреч с ветеранами и их родственниками, проведение уроков мужества.
  4. Организация и проведение вечеров на различные патриотические темы, выставок, конкурсов стихов, песен; туристских походов по местам боевой славы.
  5. Организация работы по содержанию в соответствующем виде мест захоронения («Помоги памятникам»).
  6. Проведение различных викторин, олимпиад, конкурсов, научных конференций – то, что можно использовать в повседневной внеурочной деятельности и в предметных неделях.
  7. Целесообразным является проведение внеклассной деятельности, которая объединены единой темой: «Они освобождали…», «Великая Отечественная война в истории и судьбах народов», «Восстановление народного хозяйства страны в послевоенные годы», «Афганистан – наша память и боль» и т. п.

Самые желаемые результаты в процессе решения задач героико-патриотического содержания приносят организация и проведение встреч с ветеранами Великой Отечественной войны. Убедительным примером воспитания у детей гражданских чувств является ознакомление их важнейшими документами – письмами, дневниками, воспоминаниями участников исторических событий. При проведении воспитательного часа, например, на тему: «Фронтовые письма», целесообразно использовать краеведческий материал – письма из фронта, из партизанских отрядов, которые написаны в период военных лет.

В процессе воспитания чувств патриотизма у младших школьников целесообразно использовать народную тематику: народный фольклор, народную поэзию, сказки, эпос, различных видов декоративно-прикладного искусства, народных обрядов и традиций, т. е. всех тех ценностей, чем богата наша великая страна.

Участие учащихся младших классов в различных видах деятельности способствует развитию уровня зрелости патриотической направленности. Активное участие детей во всех направлениях деятельности содействует повышению интенсивности патриотической направленности. Работая в данном направлении, можно прийти к выводу в том, что учащиеся младших классов с увлечением будут изучать материал, который связан с культурой народа, особенно когда сами дети являются участниками творческого процесса. Возрастает их культурный уровень, возникает потребность получить новые знания о Родине, о традициях народов. Все это является очень важным для формирования настоящих патриотов, достойных граждан своей Родины.

 

Список литературы:

  1. Агапова И.А. Патриотическое воспитание в школе. – М.: Айрис-пресс, 2002. – 285 c.
  2. Адаменко С. Воспитываем патриотов России // Народное образование. 2005. № 4. – С. 23–26.
  3. Ефремова Г. Патриотическое воспитание школьников // Воспитание школьников. 2005. № 8. – С. 17.
  4. Ипполитова Н.В. Учебное пособие по спецкурсу для студентов пед. ин-тов. – 2-е изд., доп. – Шадринск: ШГПИ, 2005. – 84 с.