СИСТЕМА ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕУЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Секция: 6. Педагогика
XXVIII Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: гуманитарные науки»
СИСТЕМА ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕУЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Патриотическое воспитание является процессом взаимодействий воспитателей и воспитанников, который направлен на развитие чувства патриотизма, формирование патриотических убеждений и соответствующих норм патриотического поведения. Целью воспитания патриотизма является воспитание настоящего патриота, который любит свою Родину, преданного Отечеству, готового служить ему своим трудом, к защите его интересов.
Воспитание у детей чувств патриотизма является одной из основных задач образовательной организации. Следует отметить, что в последнее время выпускается достаточно много методических пособий по этому вопросу. При этом нужно отметить, что в них освещаются только некоторые особенности патриотического воспитания детей в отдельных видах деятельности, отсутствует стройная система, отражающая всю полноту данной проблемы. По видимости, это закономерно, так как чувство патриотизма является многогранным по содержанию. Это выражается в любви к родному краю и гордости за свой народ, ощущение свою неразрывную связь с окружающим миром, желаниями сохранять богатство своей страны [2, с. 26].
Воспитание патриотических чувств у младших школьников во внеучебной деятельности включает в себя следующие задачи:
- Формирование у ребят системы знаний о Родине.
- Воспитание у учащихся начальных классов интереса к окружающей среде, эмоциональной отзывчивости на происходящие события в текущей жизни, которое направлено на активизацию эмоциональной сферы младшего школьника, воспитание чувства любви к родным и близким людям, родному селу и городу, уважения к прошлому своего народа, заинтересованность произведениям народного искусства, любви к природе родного края.
- Включение детей в разные виды коллективной творческой деятельности, обеспечивающих целенаправленную социализацию индивида, формирование гражданских, патриотических качеств, формирование личности гражданина-патриота Родины, который способен и готов к защите Отечества.
При рассмотрении патриотизма, следует сосредоточиться на базовых, глубинных и наиболее важных характеристиках данного отношения между индивидом и страной (народом, природой, культурой), которые выражены в таких понятиях, как «Отечество» и «Родина». Одной из основных составляющих патриотизма является идентификация человека с образами (страны, народа, культуры) по принадлежности и схожести.
Разумеется, что понятие «Отечество» происходит от «отец», наряду с этим имеет важное значение словосочетание «Родина–мать». Здесь является целесообразным обратить внимание на особенность взаимоотношений меду детьми и родителями, которые могут способствовать пониманию сущности патриотизма.
Исходя из понятия патриотизма как «любви к Родине (Отечеству)» – сугубо эмоционального отношения, основным вариантом патриотического воспитания следует считать воспитание патриотических чувств.
В своем содержании патриотические чувства:
- выражают индивидуальную значимость идентификации человеком себя с отдельной страной, народом, культурой и природой основываясь на происхождение и похожести;
- включают эмоционально выраженные представления;
- выступают как регулятор конкретных действий в жизнедеятельности индивида [3, с. 17].
Сущностью воспитания чувств патриотизма является эмоциональное стимулирование переживаний субъекта по отношению к родной стране.
Среди довольно эффективных средств воспитания, особо значима – символика. В процессе воспитания чувств патриотизма могут быть использованы следующие сочетания символов: словесные, предметные, действенные, музыкальные, изобразительные.
Патриотическое воспитание учащихся младших классов является целенаправленным процессом педагогических воздействий на личность обучающегося в целях обогащения его представлений о Родине, воспитания чувств патриотизма, формирования умений и навыков нравственности в поведении, развития потребности в деятельности на общее [1, c. 142].
Психологические характеристики младшего школьного возраста являются наиболее благоприятным для воспитания патриотических чувств, так как младший школьник отвечает взрослому доверием, ему характерна подражательность, внушаемость, эмоциональная отзывчивость, и искренность чувств. Знания, впечатления, которые пережиты в детском возрасте, остаются с человеком на протяжении всей жизни.
Необходимо отметить, что в младшем школьном возрасте не только начинают формироваться воля, нравственные идеалы, которые необходимы в процессе воспитания патриотизма.
Патриотическое воспитание учащихся младших классов должно осуществляться не только в учебном процессе, но и во внеурочной и внеклассной деятельности, потому что этот процесс предполагает целесообразное использование возможностей учебных предметов и участие детей в разнообразных видах социально-значимой деятельности. Именно в эти годы раскрывается сущность патриотизма, как чувства любви к Отчизне, заботы об ее интересах, готовности к ее защите от врагов.
Формы внеурочной деятельности по воспитанию чувств патриотизма у детей многообразны. В информационных часах дети убеждаются в том, что для России необходимы мир и международное сотрудничество.
Можно провести месячники: по изучению конституции Российской Федерации; цикл лекций, которые развивают политическое самосознание; «Ребенок и закон»; встречи с сотрудниками правоохранительных органов; работа кружков; конкурсы творческих работ; беседы «Готов ли ты к общению?», «Современный и нравственный человек», «Я и мои современники» и др.; проведение диспутов [4, с. 28].
Работа в указанном направлении может включать в себя следующее:
- Оказание заботы и внимания ветеранам войны и труда.
- Поисковая работа (поиск исторических материалов о родном крае, истории родного города, села, написание сочинений, рефератов, оформление фотодокументов и др.).
- Организация встреч с ветеранами и их родственниками, проведение уроков мужества.
- Организация и проведение вечеров на различные патриотические темы, выставок, конкурсов стихов, песен; туристских походов по местам боевой славы.
- Организация работы по содержанию в соответствующем виде мест захоронения («Помоги памятникам»).
- Проведение различных викторин, олимпиад, конкурсов, научных конференций – то, что можно использовать в повседневной внеурочной деятельности и в предметных неделях.
- Целесообразным является проведение внеклассной деятельности, которая объединены единой темой: «Они освобождали…», «Великая Отечественная война в истории и судьбах народов», «Восстановление народного хозяйства страны в послевоенные годы», «Афганистан – наша память и боль» и т. п.
Самые желаемые результаты в процессе решения задач героико-патриотического содержания приносят организация и проведение встреч с ветеранами Великой Отечественной войны. Убедительным примером воспитания у детей гражданских чувств является ознакомление их важнейшими документами – письмами, дневниками, воспоминаниями участников исторических событий. При проведении воспитательного часа, например, на тему: «Фронтовые письма», целесообразно использовать краеведческий материал – письма из фронта, из партизанских отрядов, которые написаны в период военных лет.
В процессе воспитания чувств патриотизма у младших школьников целесообразно использовать народную тематику: народный фольклор, народную поэзию, сказки, эпос, различных видов декоративно-прикладного искусства, народных обрядов и традиций, т. е. всех тех ценностей, чем богата наша великая страна.
Участие учащихся младших классов в различных видах деятельности способствует развитию уровня зрелости патриотической направленности. Активное участие детей во всех направлениях деятельности содействует повышению интенсивности патриотической направленности. Работая в данном направлении, можно прийти к выводу в том, что учащиеся младших классов с увлечением будут изучать материал, который связан с культурой народа, особенно когда сами дети являются участниками творческого процесса. Возрастает их культурный уровень, возникает потребность получить новые знания о Родине, о традициях народов. Все это является очень важным для формирования настоящих патриотов, достойных граждан своей Родины.
Список литературы:
- Агапова И.А. Патриотическое воспитание в школе. – М.: Айрис-пресс, 2002. – 285 c.
- Адаменко С. Воспитываем патриотов России // Народное образование. 2005. № 4. – С. 23–26.
- Ефремова Г. Патриотическое воспитание школьников // Воспитание школьников. 2005. № 8. – С. 17.
- Ипполитова Н.В. Учебное пособие по спецкурсу для студентов пед. ин-тов. – 2-е изд., доп. – Шадринск: ШГПИ, 2005. – 84 с.