Статья:

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДИКИ ГЛЕННА ДОМАНА В РАННЕМ РАЗВИТИИ ДОШКОЛЬНИКОВ

Конференция: XXX Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: гуманитарные науки»

Секция: 6. Педагогика

Выходные данные
Королёва А.А. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДИКИ ГЛЕННА ДОМАНА В РАННЕМ РАЗВИТИИ ДОШКОЛЬНИКОВ // Молодежный научный форум: Гуманитарные науки: электр. сб. ст. по мат. XXX междунар. студ. науч.-практ. конф. № 1 (29). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_humanities/1(29).pdf (дата обращения: 27.12.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДИКИ ГЛЕННА ДОМАНА В РАННЕМ РАЗВИТИИ ДОШКОЛЬНИКОВ

Королёва Анжелика Андреевна
студент Костанайского государственного педагогического института, Республика Казахстан, г. Костанай
Бекмурзина Жанат Мирамгалиевна
научный руководитель, старший преподаватель Костанайского государственного педагогического института, Республика Казахстан, г. Костанай

Сегодня проблема раннего развития является одной из наиболее обсуждаемых тем в кругах родителей, педагогов и психологов. Спорят родители и специалисты о том, нужны ли ранние занятия с детьми дошкольного возраста или нет. Спорят, зачастую вкладывая совсем разный смысл в понятие «раннее развитие». Так что же представляет из себя раннее развитие ребёнка? По сути, под ранним развитием подразумевается научить малыша чему-нибудь от рождения до трех лет (известен тот факт, что мозг человека более интенсивно развивается в первые годы жизни, а в последующем его развитие замедляется). И проблема в том, что многие в слово «научить» включают «страхи» классического обучения такие, как принудительное усаживание за парту и зубрежка. А ведь раннее развитие – это не только чтение и счет, но и развитие таких важных психических функций, как внимание, память, логическое мышление, умение анализировать. Раннее развитие не имеет своей целью наполнить голову малыша ненужной информацией, оно стремиться сделать ребёнка физически и умственно развитым тем самым подготовив его к дальнейшему обучению.

Согласно общепринятому определению, раннее развитие – это интенсивное развитие способностей ребенка (умственных и физических) в возрасте от нуля до 2–3 лет. Это создание определённой развивающей среды вокруг малыша, это постоянные игры и развивающие игрушки, занятия, прогулки, экскурсии, беседы, книги, а также неограниченная физическая активность малыша [2].

Каждый ребёнок является индивидуальностью. Он развивается в своем темпе, осваивает собственные возможности постепенно, шаг за шагом ... У каждого малыша та или иная функция развивается по-своему. Но нельзя при этом забывать и о том, что существуют определённые возрастные нормы: как и когда ребенок должен начать ходить, говорить, читать, писать, считать, бегать... Все эти рамки показывают педагогам и родителям, не позже какого срока та или иная функция должна развиться, до каких пор это еще будет нормой. Если какая-либо функция не формируется к определённому возрасту, принято говорить о задержке развития.

Многие педагоги, психологи, врачи (Г. Доман, Ш. Сузуки, С. Лупан, Н. Зайцев, Б.П. Никитин, В.М. Тропп и др.) настаивают на том, что развитие определённых функций в определённый возрастной период – это не раннее развитие как таковое, а как раз своевременное развитие, что традиционная педагогика, которая основана на прошлом опыте, отстает от современных методик. Что человеческий потенциал гораздо больше и богаче, чем считается до сих пор. Все дело только в том, что педагоги-классики отстают от новаторов в сроках начала обучения и дети начинают учиться как раз в тот период, когда рост мозга уже не настолько интенсивен (около 7 лет). Поэтому школьная нагрузка не всегда посильна детям. Им трудно научиться считать, читать, зачастую тяжело дается освоение письма. В дальнейшем это приводит к трудностям во многих школьных дисциплинах.

В наши дни создано немало методик раннего развития детей. К ним можно отнести и известную каждому педагогу методику Марии Монтессори, и методику Николая Зайцева, методику супругов Никитиных, методику француженки Сесиль Лупан, а также ряд других бесспорно интересных и полезных методик. Но в рамках нашего исследования мы решили остановиться на методике американского врача, руководившего Институтом развития человеческого потенциала (Thе Institutеs fоr thе Асhiеvеmеnt оf Humаn Pоtеntiаl, IАHP) в Филадельфии Гленна Домана.

В своей методике Гленн Доман предлагал показывать ребёнку с первых месяцев жизни большие карточки с крупно написанными на них красными словами (именно словами, а не буквами); то же с математикой, где на карточках изображены не цифры, а красные точки, изображающие множества. Доман считает, что абстрактные символы – цифры и буквы – детям понять гораздо сложнее, чем конкретные. Ведь для малыша слово «мама» гораздо более конкретно и значимо, чем какая-то буква «М» или «А». А понятие «три кружочка» ближе, чем абстракция в виде цифры «3». Ребенок познает сначала количество, а уже потом порядок.

Изначально Гленн Доман подходил к своей работе чисто с медицинской точки зрения. Выводы, к которым он пришел в ходе своих исследований, сводились примерно к следующему: стимулируя один из органов чувств, можно добиться резкого усиления активности мозга в целом. С помощью внешних раздражителей врач попытался стимулировать «резервные» клетки головного мозга, которые не были поражены болезнью [1]. Чтобы дети начали фиксировать взгляд, им показывали карточки с нарисованными красными точками, постепенно увеличивая количество карточек и интенсивность занятий, затем – слова и картинки. Занятия длились не более 10 секунд, но регулярно и по нескольку десятков раз в день. Со слепыми детьми работать было намного сложнее, но сотрудники справились и с этим, обучая незрячих для начала хотя бы воспринимать очертания. По мере освоения чтения добавлялись таблицы с крупными красными точками, обучающие счету, и карточки с рисунками простых объектов, окружающих малыша. По мере того как дети учились читать и считать, они постепенно начинали и двигаться.

В дальнейшем на основе проведённых исследований была также разработана программа совершенствования физических навыков, овладения энциклопедическими знаниями, иностранными языками, игрой на музыкальных инструментах. В результате дети, которые совсем недавно отставали в своём развитии, обгоняли своих сверстников в физическом и умственном развитии.

Систему, разработанную для больных, Гленн Доман позже применил и в работе со здоровыми детьми. Педагог был уверен, что человеческий потенциал огромен, а именно в раннем возрасте детей можно очень многому научить. В его институте дети до четырёх лет уже начинали читать, превосходно осваивали математику, становились настоящими эрудитами. Кроме того, они развивались и физически: хорошо плавали, бегали, прыгали. Творческие возможности этих детей оказались настолько широки, что сам Доман называл их детьми Возрождения. По сути, педагог стал основоположником идей раннего развития детей, совершив так называемую «мягкую революцию», которая стала применяться во многих семьях.

Гленн Доман считал, что «Человеческий мозг – это самый совершенный компьютер, и он подчиняется той же закономерности: чем больше фактов ему известно, тем больше выводов он сможет из них извлечь. При этом если мы будем забивать головы наших детей всякой ерундой, вряд ли стоит ждать от них умных речей и поступков. Поэтому мы должны снабжать их точной, отчетливой и недвусмысленной информацией» [1].

Итак, приведём пример из книги Г. Домана «Как научить ребёнка читать»: если к вам подошел ребенок и спрашивает вас по поводу увиденной ранее собаки, вы можете сказать ему:

1.  Отстань;

2.  Это «гав-гав»;

3.  Это «собака»;

4.  Это «лабрадор»;

5.  Показать ему десять картинок с собаками;

6.  Научить его устанавливать связь между фактами (показать ему десять карточек с собаками и сказать: «Взгляни, детка, все эти картинки изображают животных, называемых «собаками»: немецкая овчарка, колли, лабрадор, пудель, коккер-спаниель, боксер, доберман-пинчер, ротвейлер, чау-чау, болонка») [3].

Методика Гленна Домана утверждает, что если предпочесть именно шестой вариант, то малыш сможет сам сделать определённые выводы: все собаки имеют шерсть, лапы, хвост и т.д., но могут иметь разный окрас, размер, рост, длину хвоста и т.п.

Важно ещё одно открытие Г. Домана: мозг ребенка с самого рождения запрограммирован на обучение, и, пока идет его активный рост (после трех лет он существенно замедляется), ребенку не требуется никакой дополнительной мотивации для обучения. Если правильно организовать процесс обучения, любой ребенок с удовольствием будет учиться всему, что ему предложат. И делать это он будет с такой легкостью и удовольствием, которых трудно добиться от детей школьного возраста.

В своей книге «Гармоничное развитие ребёнка» Г. Доман выделил основные тезисы своей методики:

·     родители – лучшие учителя для своего ребёнка;

·     маленькие дети имеют наибольшую способность к обучению, по сравнению с остальными;

·     обучение – это своего рода игра, которую необходимо прекратить раньше, чем ребёнок устанет;

·     не стоит проверять знания ребёнка;

·     любознательность всегда поддерживается новизной и быстротой;

·     человеческий мозг развивается в процессе его использования, а также и растет благодаря использованию и завершается фактически к 6 годам [4].

Методика Гленна Домана с самого первого дня её появления вызвала огромный интерес педагогов, психологов и врачей, произвела большой резонанс среди общественности. Интересно то, что на сегодняшний день данная методика относится к числу самых спорных методик раннего развития и продолжает вызывать бурную полемику как в кругах педагогов и психологов дошкольного образования, так и в кругах родителей. Существуют различные точки зрения на эффективность её использования в работе с детьми, как положительные, так и полностью отрицательные. Все эти точки зрения можно разделить на 2 группы: сторонники методики и её оппоненты. Рассмотрим основные взгляды учёных на методику [1].

Попробуем ответить на вопрос: чем хороша методика Гленна Домана? Тем, что ребенок может усваивать большой объем информации наиболее приятным для него способом. Ребёнок получает знания без затруднения для него самого, играючи и с лёгкостью. Немаловажно и то, что данная методика уделяет большое внимание физическому развитию детей. Сам Доман считает, что умственное развитие невозможно без полноценного физического развития, а его методика изначально была направлена лишь на выздоровление и развитие больных детей. Что касается творческих способностей, то для их развития можно применить и другие методики. Главное, в чем убежден Доман: чем младше ребенок, тем легче он усваивает новые для него знания. Надо лишь воспользоваться этим детским даром. А это в свою очередь подтверждается положениями психологов, таких как Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин, П.Я. Гальперин и др.

Как и у всякой методики, у методики Г. Домана есть и свои недостатки. Главный из них заключается в том, что при использовании данной методики ребенок из активного участника процесса обучения превращается в его объект. Во время обучения ребенок пассивен, работает только его зрительная система, охватывая ту информацию, которая расположена на карточках. Малыша нагружают фактами (делают из него «ходячую энциклопедию»), но не учат думать и использовать полученные знания. В данном случае, по мнению некоторых учёных, у ребёнка не развивается творческое мышление и способности. Так же Гленн Доман в своей методике практически не уделяет никакого внимания игре детей, более того он даже высказывал мнение о том, что игрушки придумали взрослые лишь для того чтобы не заниматься ребёнком, а иметь больше свободного времени. Это в свою очередь противоречит теории Л.С. Выготского и Д.Б. Эльконина об игре как ведущей деятельности детей дошкольного возраста, а также положениям современной дошкольной педагогики [2].

Конечно же, методика Гленна Домана, находясь на стыке медицины, психологии и педагогики, вызывает необычайный интерес, огромное количество вопросов и массу голосов «за» и «против». Но с одним утверждением ее автора согласятся, наверное, все: «чудо – в самом ребенке, а не в методике». Самое главное для родителей – понять и принять это.

Для современной дошкольной педагогики методика Гленна Домана может представлять большой интерес в вопросах развития речи детей, формирования математических представлений, а также обогащения знаний детей об окружающем мире. В частности данная методика может служить для обогащения, активизации и закрепления словаря детей с самого раннего возраста, для раннего обучения детей чтению и запоминанию. Раннее (в два года и даже раньше) обучение чтению при помощи специального набора карточек (карточки Домана) – пожалуй, наиболее распространённое применение методики Гленна Домана. Основной идеей обучения является запоминание ребёнком слова целиком, вместо складывания его из букв и слогов, основным приемом — многократная кратковременная демонстрация карточки одновременно с произнесением написанного слова. Запоминая написание слова, ребёнок также запоминает его внешний вид (картинка), звучание и значение. Тем самым активный словарь детей расширяется, и решаются сразу несколько задач развития словаря, а также задача обучения чтению.

В формировании математических представлений методика Гленна Домана может быть использована при изучении понятия числа и счёта. Через карточки Домана, которые сейчас можно легко приобрести на DVD-дисках или в свободном доступе в интернете, ребёнок может познать всё разнообразие окружающего мира, получить знания о тех объектах и явления, с которыми он не имеет прямого контакта (другие страны, экзотические животные и растения, предметы техники и т.д.).

Всё это делает методику Домана актуальной и интересной для дальнейшего изучения в рамках нашего исследования, а её противоречивость и большое внимание к ней со стороны учёных различных областей лишь подтверждают её актуальность.

 

Список литературы:
1. Доман Г. Гармоничное развитие ребёнка / пер. с англ. – М.: Аквариум, 2000. – 320 с.
2. Доман Г. Доман Дж. Как научить ребёнка читать / пер. с англ. – М.: Айрис-пресс, 2004. – 295 с.
3. Ли Е.Д. Курс лекций по дошкольной педагогике с практикумом: учеб. пособие / КГПИ. // – Костанай: КГПИ, 2012. – 241 с.
4. Страубе Е.А. Методика раннего развития Глена Домана от 0 до 4 лет. Главная книга родителя. / – Москва: Эксмо 2013. – 196 с.
5. Дарвиш О.В. Возрастная психология: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. В.Е. Клочко. // – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. – 270 с.