СУЩНОСТЬ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ЗАДАЧ В СОВРЕМЕННОМ ИННОВАЦИОНННОМ СООБЩЕСТВЕ
Конференция: XXX Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: гуманитарные науки»
Секция: 6. Педагогика
XXX Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: гуманитарные науки»
СУЩНОСТЬ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ЗАДАЧ В СОВРЕМЕННОМ ИННОВАЦИОНННОМ СООБЩЕСТВЕ
Актуальность обозначенной проблемы определяется динамичностью социально-экономических изменений в российском обществе и государстве. С позиции педагогической науки возникает вопрос о конкретизации сущности педагогических задач согласно требованиям инновационного сообщества.
Интенсивное развитие России XXI века значительно влияет на социально-общественные институты современности. Научно-технические нововведения и информационный потоки обеспечивают образовательные учреждения новейшими системами педагогического процесса. В Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» определено: образование – единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а так же совокупность приобретаемых знаний, умений и навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции, определённых объёма и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов [5, с.7].
Изучение педагогической литературы даёт основание для того, чтобы обобщить цель общего образования: целенаправленное формирование накопленного обществом педагогически адаптированного опыта в собственный опыт обучающегося для его личностной самореализацией [3, с.23].
Важно отметить, что педагогические задачи современного инновационного сообщества формулируются в соответствии с одной из главных задач Стратегии – 2020: «Инновационный человек» ... каждый гражданин должен стать адаптивным к постоянным изменениям: в собственной жизни, в экономическом развитии, в развитии науки и технологий, – активным инициатором и производителем этих изменений. При этом каждый гражданин будет играть свою роль в общем инновационном сообществе в соответствии со своими склонностями, интересами и потенциалом [2].
Необходимо уточнить, что сегодня российское общество и государство выдвигает определённый социальный заказ на нравственно-образованных и конструктивно-предприимчивых людей, готовых к самостоятельным решениям и к плодотворному сотрудничеству. В связи с этим образовательный процесс соответствует формированию личности с его свободной ориентированной альтернативностью и интеллектуальными склонностями.
Исследования научных работ по педагогике позволяют сделать следующие предварительные выводы. В соответствии с современным представлениям, приоритетной педагогической задачей – создание благоприятного психологического климата, позитивных жизненных планов и профессионального намерения с позиции педагогического коллектива. Так личностными примерами педагогами демонстрируются осмысленность и организованность, значимость оценивания совершённых поступков согласно ценностным установкам общества и принципом свободного партнёрства («субъект-субъект»), а также социальная ответственность за учебно-воспитательный процесс образовательного учреждения.
Вместе с тем обучающийся ориентируется на установление социальных контактов с педагогами, с ровесниками, со взрослыми людьми. Следовательно, решается одна из значимых воспитательных задач – стимулирование ответных намерений самих обучающихся в самосовершенствовании, самовоспитании, самоопределении жизненных установок и мировоззренческих взглядов.
Не менее важной педагогической задачей является передача образовательных и специальных знаний, умений, навыков, развивающих потребность в непрерывном образовании для совершенствования самообразования и саморазвития. Деятельность педагога направлена на формирование компетенций, т.е. способностей применения знаний, умений, навыков практического опыта в решении поставленных задач:
· когнитивных (познавательных) образовательных и опытных знаний;
· функциональных (навыков или ноу-хау) в определённой профессии;
· поведенческих и этических как относительно стабильных характеристик личности;
· мета-компетенций, основанных на способности преодолевать личную неуверенность, назидания и критику со стороны [3, с. 26-27].
Вышеизложенные компетенции содействуют развитию самоорганизации обучающегося в выполнении определённой деятельности, задаваемой педагогом.
В рамках исследуемой проблемы нельзя не согласиться с утверждением В. Штерна: интеллект – это общая способность индивидуума осознанно настраивать своё мышление на возникшие требования. Это общая умственная приспособляемость к новым задачам и условиям действительности [4].
Одной из важнейших педагогических задач – интеллектуально-развивающая задача, формирующая процесс мыслительных операций. А именно: анализ и синтез, сравнение и обобщение, критическое суждение и умозаключение исследуемого теоретического и практического учебного материала.
Общеизвестно, что образовательное пространство основывается на философском и эстетическом познании. Очевидно, что влияние идей английского философа Фрэнсиса Бэкона («Знание – сила», упор на опыт как эмпирическое постижение окружающего мира) воздействовало на развитие прикладных аспектов учебно-воспитательных методологий.
Установлено, что по утверждению Ф. Бэкона, основной источник познания – опыт как наблюдение и эксперимент. Философ признаёт учителя как «купцом света», передающим знание обо всём. Парадигмой обучения становится управление процессами преобразования чувственного опыта на основе наблюдений, сравнений, различений и отождествлений, разделений и объединений. Данная позиция способствовала становлению натуралистической педагогики, основанной на принципе природосообразности воспитания.
Вместе с этим важно учитывать концептуальный принцип, выдвинутый Дж. Дьюи. Опыт и образование не следует воспринимать тождественно: «поскольку возможен и антиобразовательный опыт, который останавливает накопления последующего опыта или искажает его общую картину» [3, с.28].
Так сформированное философское мировоззрение как педагогическая задача современного инновационного общества отражает значительную сторону бытия и мышления, природы и общества, что позитивно влияет на становление личности обучающегося.
В продолжении анализа современных педагогических задач нами определено, что эстетизация образования – одна из педагогических задач. Она представляет собой совокупность интеллектуально-эмоциональных и нравственно-ценностных проявлений личности, её моральных ориентиров. Существенным элементом эстетизации личности является эстетизация его мышления, гарантирующая социализированность человека в условиях непрестанно преобразующегося общества [1].
Эстетизация образования не ограничивается этим, она включает в себя архитектурную среду образовательного учреждения, урочные занятия в нём, соблюдение этических норм поведения педагогов и обучающихся.
Таким образом, на основе вышеизложенного можно сделать определённые выводы. Педагогические задачи (воспитательная, профессиональная, интеллектуально-развивающая, философско-эстетическая) соответствуют требованиям современного инновационного сообщества. В связи с этим осуществляется стратегическая цель государственной политики в области образования для внедрения инновационных преобразований современности. Для этого необходимо формировать личность обучающегося к успешной профессиональной деятельности, в которой она будет способной и готовой к постоянному самосовершенствованию и саморазвитию.