Статья:

СУЩНОСТЬ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ЗАДАЧ В СОВРЕМЕННОМ ИННОВАЦИОНННОМ СООБЩЕСТВЕ

Конференция: XXX Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: гуманитарные науки»

Секция: 6. Педагогика

Выходные данные
Краснова К.Ю. СУЩНОСТЬ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ЗАДАЧ В СОВРЕМЕННОМ ИННОВАЦИОНННОМ СООБЩЕСТВЕ // Молодежный научный форум: Гуманитарные науки: электр. сб. ст. по мат. XXX междунар. студ. науч.-практ. конф. № 1 (29). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_humanities/1(29).pdf (дата обращения: 28.03.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 1 голос
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

СУЩНОСТЬ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ЗАДАЧ В СОВРЕМЕННОМ ИННОВАЦИОНННОМ СООБЩЕСТВЕ

Краснова Кира Юрьевна
студентка ГОУ СПО «Прокопьевский колледж искусств», г. Прокопьевск
Ломан Ирина Александровна
научный руководитель, научный руководитель,соискатель межвузовской кафедры общей и вузовской педагогики Кемеровского государственного университета, преподаватель русского языка и литературы ГОУ СПО «Прокопьевский колледж искусств», г. Прокопьевск

Актуальность обозначенной проблемы определяется динамичностью социально-экономических изменений в российском обществе и государстве. С позиции педагогической науки возникает вопрос о конкретизации сущности педагогических задач согласно требованиям инновационного сообщества.

Интенсивное развитие России XXI века значительно влияет на социально-общественные институты современности. Научно-технические нововведения и информационный потоки обеспечивают образовательные учреждения новейшими системами педагогического процесса. В Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» определено: образование – единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а так же совокупность приобретаемых знаний, умений и навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции, определённых объёма и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов [5, с.7].

Изучение педагогической литературы даёт основание для того, чтобы обобщить цель общего образования: целенаправленное формирование накопленного обществом педагогически адаптированного опыта в собственный опыт обучающегося для его личностной самореализацией [3, с.23].

Важно отметить, что педагогические задачи современного инновационного сообщества формулируются в соответствии с одной из главных задач Стратегии – 2020: «Инновационный человек» ... каждый гражданин должен стать адаптивным к постоянным изменениям: в собственной жизни, в экономическом развитии, в развитии науки и технологий, – активным инициатором и производителем этих изменений. При этом каждый гражданин будет играть свою роль в общем инновационном сообществе в соответствии со своими склонностями, интересами и потенциалом [2].

Необходимо уточнить, что сегодня российское общество и государство выдвигает определённый социальный заказ на нравственно-образованных и конструктивно-предприимчивых людей, готовых к самостоятельным решениям и к плодотворному сотрудничеству. В связи с этим образовательный процесс соответствует формированию личности с его свободной ориентированной альтернативностью и интеллектуальными склонностями.

Исследования научных работ по педагогике позволяют сделать следующие предварительные выводы. В соответствии с современным представлениям, приоритетной педагогической задачей создание благоприятного психологического климата, позитивных жизненных планов и профессионального намерения с позиции педагогического коллектива. Так личностными примерами педагогами демонстрируются осмысленность и организованность, значимость оценивания совершённых поступков согласно ценностным установкам общества и принципом свободного партнёрства («субъект-субъект»), а также социальная ответственность за учебно-воспитательный процесс образовательного учреждения.

Вместе с тем обучающийся ориентируется на установление социальных контактов с педагогами, с ровесниками, со взрослыми людьми. Следовательно, решается одна из значимых воспитательных задач – стимулирование ответных намерений самих обучающихся в самосовершенствовании, самовоспитании, самоопределении жизненных установок и мировоззренческих взглядов.

Не менее важной педагогической задачей является передача образовательных и специальных знаний, умений, навыков, развивающих потребность в непрерывном образовании для совершенствования самообразования и саморазвития. Деятельность педагога направлена на формирование компетенций, т.е. способностей применения знаний, умений, навыков практического опыта в решении поставленных задач:

·     когнитивных (познавательных) образовательных и опытных знаний;

·     функциональных (навыков или ноу-хау) в определённой профессии;

·     поведенческих и этических как относительно стабильных характеристик личности;

·     мета-компетенций, основанных на способности преодолевать личную неуверенность, назидания и критику со стороны [3, с. 26-27].

Вышеизложенные компетенции содействуют развитию самоорганизации обучающегося в выполнении определённой деятельности, задаваемой педагогом.

В рамках исследуемой проблемы нельзя не согласиться с утверждением В. Штерна: интеллект – это общая способность индивидуума осознанно настраивать своё мышление на возникшие требования. Это общая умственная приспособляемость к новым задачам и условиям действительности [4].

Одной из важнейших педагогических задач – интеллектуально-развивающая задача, формирующая процесс мыслительных операций. А именно: анализ и синтез, сравнение и обобщение, критическое суждение и умозаключение исследуемого теоретического и практического учебного материала.

Общеизвестно, что образовательное пространство основывается на философском и эстетическом познании. Очевидно, что влияние идей английского философа Фрэнсиса Бэкона («Знание – сила», упор на опыт как эмпирическое постижение окружающего мира) воздействовало на развитие прикладных аспектов учебно-воспитательных методологий.

Установлено, что по утверждению Ф. Бэкона, основной источник познания – опыт как наблюдение и эксперимент. Философ признаёт учителя как «купцом света», передающим знание обо всём. Парадигмой обучения становится управление процессами преобразования чувственного опыта на основе наблюдений, сравнений, различений и отождествлений, разделений и объединений. Данная позиция способствовала становлению натуралистической педагогики, основанной на принципе природосообразности воспитания.

Вместе с этим важно учитывать концептуальный принцип, выдвинутый Дж. Дьюи. Опыт и образование не следует воспринимать тождественно: «поскольку возможен и антиобразовательный опыт, который останавливает накопления последующего опыта или искажает его общую картину» [3, с.28].

Так сформированное философское мировоззрение как педагогическая задача современного инновационного общества отражает значительную сторону бытия и мышления, природы и общества, что позитивно влияет на становление личности обучающегося.

В продолжении анализа современных педагогических задач нами определено, что эстетизация образования – одна из педагогических задач. Она представляет собой совокупность интеллектуально-эмоциональных и нравственно-ценностных проявлений личности, её моральных ориентиров. Существенным элементом эстетизации личности является эстетизация его мышления, гарантирующая социализированность человека в условиях непрестанно преобразующегося общества [1].

Эстетизация образования не ограничивается этим, она включает в себя архитектурную среду образовательного учреждения, урочные занятия в нём, соблюдение этических норм поведения педагогов и обучающихся.

Таким образом, на основе вышеизложенного можно сделать определённые выводы. Педагогические задачи (воспитательная, профессиональная, интеллектуально-развивающая, философско-эстетическая) соответствуют требованиям современного инновационного сообщества. В связи с этим осуществляется стратегическая цель государственной политики в области образования для внедрения инновационных преобразований современности. Для этого необходимо формировать личность обучающегося к успешной профессиональной деятельности, в которой она будет способной и готовой к постоянному самосовершенствованию и саморазвитию.

 

Список литературы:
1. Жданова С. Н. Концептуальные основы эстетического освоения мира учащимися в системе дополнительного образования [Текст] / С. Н. Жданова // Вестник Оренбургского государственного университета. [Текст] – 2006. – Т. 1. – № 6. – С. 98–103.
2. Инновационная Россия – 2020 (Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020года): – [Электронный ресурс] – Режим доступа: http: //www.economy.gov.ru (Дата обращения: 21.12.2015).
3. Ломан И. А. Педагогические задачи современного инновационного сообщества в процессе формирования социального опыта студентов СПО [Текст] / И. А. Ломан // Научные исследования: вопросы педагогики, филологии, психологии, философии, истории, юриспруденции, экономики, экологии [Текст]: МАТЕРИАЛЫ Международной научно-практической конференции г. Москва, 27 декабря 2013г. Москва ООО «Буки Веди», 2013.
4. Рудакова А. Н., Шитакова Т. А. Формирование профессиональных компетенций студентов экономических специальностей посредством деловых игр – [Электронный ресурс] – Режим доступа: http: //rudocs.exdat.com/docs/index-493462.html (Дата обращения: 20.12.2015).
5. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» (вступил в силу с 1 сентября 2013 года) [Текст]. – Новосибирск: Норматика, 2013. – 128 с. – (Кодексы. Законы. Нормы).