Статья:

ПРОБЛЕМЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ В РЕЧИ ВУЛЬГАРИЗМОВ

Конференция: XXX Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: гуманитарные науки»

Секция: 9. Филология

Выходные данные
Суторина П.В. ПРОБЛЕМЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ В РЕЧИ ВУЛЬГАРИЗМОВ // Молодежный научный форум: Гуманитарные науки: электр. сб. ст. по мат. XXX междунар. студ. науч.-практ. конф. № 1 (29). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_humanities/1(29).pdf (дата обращения: 31.03.2020)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

ПРОБЛЕМЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ В РЕЧИ ВУЛЬГАРИЗМОВ

Суторина Полина Вадимовна
студент Юридического института Северо-Кавказского федерального университета, РФ, г. Ставрополь
Перепелицина Юлия Ростиславовна
научный руководитель, кандидат филологических наук, доц. Северо-Кавказского федерального университета, РФ, г. Ставрополь

Актуальность вопроса исследования вульгаризмов в речи обусловлена интересом современной лингвистики к изучению функциональной стороны языка, поскольку языковая система может быть адекватно изучена лишь в ходе ее непосредственной реализации [2, с. 78.]. А также тем, что вульгарная лексика является коммуникативным явлением, неразрывно связанным с параметрами языка и речи, их когнитивного и социального окружения, феноменом с особенными качествами, которые невозможно понять без глубокого изучения и систематизации.

Вульгарная лексика в речи является одним из элементов проявления коммуникативного поведения индивида. Особое значение, в связи с этим, приобретает понятие коммуникативного поведения, которое позволяет проанализировать деятельность человека в процессе обмена информацией.

Под коммуникативным поведением понимается реализация совокупности лингвистических и экстралингвистических способов коммуникации, выбор которых зависит от ситуации общения, а также статусных характеристик участников общения и выполняемых ими ролей [1, с. 38]. Понятие коммуникативного поведения может быть использовано для анализа особенностей речи персонажей художественных произведений, поскольку главною задачей авторов является создание таких художественных образов, которые бы отображали основные черты поведения реально существующих людей. Виды всех компонентов речевого акта избирательно взаимосвязаны с видами других компонентов: цель общения определяет стратегию общения, и это выражается в выборе манеры разговора, формы и содержания сообщения, уместной формы речи. Говорящий стремится изменить умственное или эмоциональное состояние собеседника, его отношение к определенным действиям или людям. Адресант также может стремиться получить от собеседника совершения определенных поступков, выгодных ему. Цели могут варьироваться в зависимости от ситуации общения при неизменном ядре: стремлении управлять деятельностью собеседника [1, с. 37]. Это, в свою очередь, является важным качеством в социальном плане, так как оно определяет все наше речевое поведение.

В соответствии с определением В.А. Хомякова, вульгаризмы представляют собой «всю совокупность неприличных и непристойных форм, т.е. определенный слой лексики с вульгарной экспрессией, основной функцией которых является дисфемизация речи. Вульгаризмам несвойственны ни социальная или профессиональная ограниченность, ни эзотеричность» [6, с. 12]. Они включают в себя интенсификаторы, богохульства и слова-табу. Определения вульгаризмов, как «обсценных слов или языка» позволяет значительно объяснить взаимосвязь между табу и вульгаризмами, так как структурные элементы «обсценность» и «богохульство» преставляют собой неотъемлемую часть этого понятия.

В свою очередь под «обсценностью» понимают «сегмент бранной лексики, включающий грубейшие матерные (похабные, непристойно мерзкие, вульгарные) бранные выражения, выступающие в качестве спонтанной реакции на неожиданную (обычно неприятную) ситуацию». Под «богохульством» понимают «выбор слов или использование выражений, считающиеся оскорбительными и объединенным по сексуальному, расистскому, половому признаку», например, черт, о, господи и т.п. [2, с.37].

Под вульгаризмом, следует понимать фразу или выражение; коллоквиализм, носящий вульгарный, грубый характер [5, с. 4].

Грубость является «одной из наиболее характерных проявлений неуместной речи, социальные последствия которой, к сожалению, не все себе хорошо представляют» [2, с. 37].

Наряду с приведенным выше определением, существует определение Л.П. Крысина: «Вульгаризм – это эксплитив, божба или ругательство и обсценные слова и выражения, выражающие сильные эмоции, раздражение, гнев, досаду и которые не могут быть классифицированы как коллоквиализмы» [3, с. 78].

На основе представленных определений вульгаризмов, для дальнейшего исследования считаем, что под вульгаризмами следует понимать стилистически сниженные лексические элементы представленные эксплитивами, божбой или ругательством и обсценными словами и выражениями, выражающие сильные эмоции, раздражение, гнев, досаду и которые не следует классифицировать как коллоквиализмы, например, харя, морда, рожа, рыло (вместо слова лицо), жрать, лопать, хавать (вместо есть), сдохнуть, околеть, окочуриться (вместо умереть), дрыхнуть (вместо спать).

На протяжении второй половины ХХ столетия взгляды на употребление единиц стилистически сниженной лексики существенно изменились в англоязычном обществе. В художественной прозе, кино, телепередачах стали использоваться вульгаризмы, табуированная лексика, которые раньше не были допустимы вообще или обозначались на письме лишь начальными буквами.

Проблема литературного и нелитературного слова связана с наличием стратов в языке – социально и функционально обусловленных подсистем.

Вульгаризмы являются одним из проявлений просторечной лексики. Так, разговорная лексика, хотя и характеризуется некоторой сниженностью, относится к литературному языку. К ней примыкает, но находится за пределами литературного языка лексика просторечная.

Термин «просторечие» обычно понимается двояко:

1.  Область неграмотной речи (мамаша, одёжа, деловой – в отриц. знач., склизкий, хворый, вертаться, серчать, издаля).

2.  Слова с ещё более сниженной, чем у разговорных слов, стилистической окраской; они всегда экспрессивны (балбес, дохлятина, оплеуха, задрипанный, толстопузый, дрыхнуть, орать, сдуру).

Для русского просторечия характерны особые формы обращения: братан, земляк, зёма, пацан (к молодому мужчине), отец, батя (к пожилому мужчине), мать (к пожилой женщине). Иначе, чем в литературном языке, образуются и формы имен собственных, например, при помощи суффиксов: -ок, -ян, -(ю)ха: Ленок, Санёк, (от Лена, Саша), Толян, Костян (от Толя, Костя), Катюха, Лёха (от Катя, Алёша), также Серый, Серёга, Макс. К пожилым людям носители просторечия обращаются, используя слова «дядя» и «тётя»: дядя Коля, тётя Люба. Типичным для носителя просторечия является обращение на «ты», независимо от возраста и пола собеседника.

Основными функциями современного вульгаризмов являются номинативная (обозначение новых реалий или обновление старых), конативная (потребность выражения воздействия на среду) и экспрессивная (потребность в экспрессивном самовыражении). В большинстве случаев осознанное и преднамеренное использование ненормативных единиц оказывается одновременно и актом языковой игры. Её социальный аспект – реализация антиповедения, манифестация оппозитивности, отказ от языковых стереотипов (остаканиться, матюгальник, членовоз, шиз – шиза – шизуха – шизелово, наконтрабаситься, инсульт-привет).

Ещё более сниженными, чем просторечные, являются вульгарные слова (вульгаризмы), недопустимые в литературном языке (харя, слямзить и т.п.). Вульгарные слова употребляются при отрицательном изображении предметов и явлений, иногда с целью задеть, оскорбить, унизить людей, которых не уважают (дербалызнуть, жрать, трепло, зенки). К вульгаризмам относятся и такие бранные слова, которые в первоначальном значении были названиями животных и птиц (боров, свинья, баран, змея, какаду). Бранные слова образуются также путем переноса отрицательного или иронически-насмешливого значения некоторых других названий (колпак, туча, тумбочка). В значении бранных слов используют собственные имена исторических деятелей и литературных персонажей (Гитлер, Иудушка).

Употребление вульгарных слов недопустимо не только в книжной, литературной речи, но и в разговорной, бытовой. С грубостью речи следует бороться, особенно у детей, т.к. грубость влияет на ход мыслей и систему чувств, уничтожает эстетически высокое, внедряет пошлое и создает неприемлемую тональность речи.

 

Список литературы:
1. Головин Б.Н. Основы культуры речи: Учебник для вузов по спец. «Рус. яз. и лит.». – 2-е изд., испр. – М.: Высш. шк., 1988. – 320 с. 
2. Карасик В.И. Язык социального статуса. – М.: Ин-т языкознания РАН; Волгогр. гос. пед. ин-т, 1992. – 330 с. 
3. Крысин Л.П. О речевом поведении человека в малых социальных общностях (постановка вопроса) // Язык и личность / Под ред. Л.П. Крысина. – М.: Наука. – 1989. – С. 78-85. 
4. Кречмар А. О понятийном аппарате социологической концепции личности // Теория и методы: Социальные исследования. – М.: Наука. – 1970. – Вып. 5. – С. 77-88.
5. Кубрякова Е.С. Парадигма научного знания в лингвистике и ее современный статус // Изв. РАН. Серия лит-ры и языка. – 1994. – №2. – С. 3-15.
6. Хомяков В.А. Нестандартная лексика в структуре английского языка национального периода. Автореф. дис. ... докт. філол. наук. – Л., 1980. – 39 с