Статья:

УСПЕШНЫЙ СТУДЕНТ КАК РЕЗУЛЬТАТ ВЗАИМОСВЯЗИ МОТИВАЦИИ И ВОЛИ В УСЛОВИЯХ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Конференция: XXX Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: гуманитарные науки»

Секция: 7. Психология

Выходные данные
Виноградова Е.А., Орлова Е.С. УСПЕШНЫЙ СТУДЕНТ КАК РЕЗУЛЬТАТ ВЗАИМОСВЯЗИ МОТИВАЦИИ И ВОЛИ В УСЛОВИЯХ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ // Молодежный научный форум: Гуманитарные науки: электр. сб. ст. по мат. XXX междунар. студ. науч.-практ. конф. № 1 (29). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_humanities/1(29).pdf (дата обращения: 26.11.2022)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 17 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

УСПЕШНЫЙ СТУДЕНТ КАК РЕЗУЛЬТАТ ВЗАИМОСВЯЗИ МОТИВАЦИИ И ВОЛИ В УСЛОВИЯХ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Виноградова Елена Александровна
студент 4 курса Волгоградского государственного технического университета, г. Волгоград Россия
Орлова Елена Сергеевна
студент 4 курса Волгоградского государственного технического университета, г. Волгоград Россия
Абраменко Елена Вячеславовна
научный руководитель, канд. пед. наук, доц. Волгоградского государственного технического университета, РФ, г. Волгоград

 

Мотивация учебного процесса является одним из направлений психологии, привлекающее к себе внимание ученых и практиков всего мира уже на протяжении многих лет. Можно сказать, что мотивация в учебе создает установки, направленные на будущее, обеспечивая продуктивное целеполагание, активность и упорность в достижении поставленных целей [4, с.86].

Считается, что чем сильнее мотивационные стимулы, чем важнее цели и задачи, которые ставит перед собой человек, тем выше эмоционально-волевой тонус – эта точка зрения поддерживается многими психологами. Так Н.С. Ефимова отмечает, что в ходе всей сознательной жизни человек ставит перед собой множество задач, которые он склонен достичь. Для этого необходимо пройти через условия преодоление трудностей, то есть через интенсивную работу умственных, физических сил, мобилизацию волевых усилий. По ее словам, воля представляет собой систематизированное понятие, которое обозначает единство психических процессов, действий, подчиненных общей функциональной цели – сознательному и преднамеренному руководству поведением и деятельностью человека [3].

Улучшение качества образования студентов в вузах рассматривается как один из основных факторов повышения благополучия в стране. Достижения в учебной деятельности напрямую зависит от мотивации, но также на успехи в учебе влияют волевые качества студентов. Целью нашей работы стало выявление особенности мотивации, и ее взаимосвязи с волевыми качествами студентов технического вуза на примере ВолгГТУ, обучающихся на дневном отделении факультета «Экономика и управление».

Выборку составили студенты 2-го курса очной формы обучения в возрасте от 18 до 21 года. Отбор испытуемых в выборочную совокупность осуществлен методом гнездовой выборки. Она предполагает отбор в качестве единиц исследования не отдельных респондентов, а студенческих групп с последующим сплошным опросом в группах (N = 90).

В качестве методики исследования были использованы опрос «Методика определения силы воли» в разработке Р.С. Немова, и собственно разработанный опрос «Мотивация студентов», предназначенный для выявления преимущественных видов мотивации в учебной деятельности студентов технического вуза.

В процессе исследования была выдвинута гипотеза: связь между мотивацией студентов и их волевыми качествами, заключается в том, что чем выше контроль над своими действиями и поведением, тем менее необходимы стимулы для достижения успехов в учебной деятельности.

Первым этапом нашего исследование было проведение самостоятельно разработанного опроса «Мотивация студентов». Результаты показали, что 46% студентов согласны учиться без дополнительных стимулов. Учебная деятельность приносит им удовольствие, а стимулом становится возможность самосовершенствоваться. Однако, 54% студентов ориентированы на стимулы в учебе. При этом, такие студенты затрачивают даже больше усилий. Например, чтобы получить зачет автоматом, необходимо усердно учиться, и кроме того, участвовать в олимпиадах и конференциях по данному предмету, что требует от студента достаточно много усилий, а следовательно и проявления силы воли. В результате волевого контроля над собой, студент ставит перед собой важные и необходимые цели и задачи, требующие больших волевых усилий. Следовательно, связь между мотивацией и волей существует, и проявляется в том, что если сила воли ниже, то больше необходимо стимулов для успеха в учебе, и наоборот.

Отметим, что мотивы учения у студентов, ориентированных на стимулы (54%) различны, это и освобождение от зачета-экзамена (автомат), денежные выплаты и т.д. У данных студентом, мы определили предпочтения поощрения. Результаты, проведенного опроса по определению преобладающего мотива, представлены на рисунке 1.

 

Рисунок 1. Поощрения, привлекающие студентов к учебе

 

Важно отметить, что полученные результаты характерны для студентов 1-2 курсов. На 3-4 курсах тенденция такова, что вектор предпочтений студентов кардинально смещается в сторону признания, возможности самосовершенствоваться и впоследствии, устроиться на интересную и высокооплачиваемую работу.

Второй этап нашего исследования включал опрос Р.С. Немова «Методика определения силы воли» (Рис.2).

 

Рисунок 2. Сила воли студентов технического вуза

 

Благодаря полученным данным в результате исследования можно сказать, что 88% опрошенных студентов имеют твердую силу воли, лишь у 12% воля зафиксирована на низком уровне. Но не было зафиксировано не одного студента с силой воли близкой к идеалу. Следовательно, большинство студентов могут совершать действия для преодоления трудностей в учебе и удерживать себя от развлечений в пользу обучения.

Педагогу высшей школы необходимо выстраивать учебный материал таким образом, чтобы студент был заинтересован в получении новых знаний, смог ставить и выполнять поставленные перед ним задачи, учился мыслить творчески и неординарно, был способен управлять собой и деятельностью других [1 с. 68].

 

Список литературы:
1. Абраменко Е.В. Дидактические игры как средство развития патриотического сознания у студентов / Е.В. Абраменко // Известия ВолгГТУ. Серия «Проблемы социально-гуманитарного знания». Вып. 15: межвуз. сб. науч. ст. / ВолгГТУ. – Волгоград, 2014. – № 2 (129). – C. 67–69.
2. Абраменко Е.В. Педагогические условия реализации принципов позитивного взаимодействия в условиях гуманитаризации образования – [Электронный ресурс] / Е.В. Абраменко // Грани познания: электрон. науч.-образ. журнал ВГСПУ. – 2012. – № 4 (ноябрь). – C. 31–34. – Режим доступа: www.grani.vspu.ru.
3. Ефимова Н.С. Основы общей психологии: учебник. Гриф МО РФ/ Н.С. Ефимова. – М.: ИД Форум: ИНФРА – М, 2007. – 288 с.
4. Смирнова Г.Е. Развитие профессиональной мотивации студентов-психологов // Вестник Московского Государственного Гуманитарного Университета им. М.А. Шолохова Педагогика и психология. – 2009. – № 3. – С.86–89.