Статья:

ЭТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ЮРИСТОВ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

Конференция: XXX Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: гуманитарные науки»

Секция: 10. Юриспруденция

Выходные данные
Говорина В.И. ЭТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ЮРИСТОВ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ // Молодежный научный форум: Гуманитарные науки: электр. сб. ст. по мат. XXX междунар. студ. науч.-практ. конф. № 1 (29). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_humanities/1(29).pdf (дата обращения: 25.11.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 134 голоса
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

ЭТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ЮРИСТОВ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

Говорина Валерия Ивановна
Студент, 2 курс, Иркутский государственный университет, г. Иркутск, Россия
Арзуманов Игорь Ашотович
научный руководитель, доктор культурологических наук, профессор кафедры конституционного права и теории права Юридического института Иркутского государственного университета, г. Иркутск

Наиболее важным фактором в формировании личности будущего юриста является этическое воспитание, культура личности, его нравственность. Нравственная культура юриста является залогом обеспечения духовных ценностей в сферах правотворчества и правоприменения.

Сегодня стало заметно, что категории морали и нравственности стали уходить на далеко не первый план, и многие юристы стали забывать, что значит честь, достоинство, порядочность, уважение к другим людям, вежливость и другие качества, которые характеризуют его как человека и как профессионала в своем деле. Нарушения общественной морали, норм социальной справедливости, представлений о гражданской чести и ответственности представителями юридического сообщества, в том числе их неправомерное и безнравственное поведение, приводят к недоверию со стороны общества к их деятельности и к государству вообще. Но стоит отметить тот факт, что «моральная деградация» охватывает не только специалистов в области юриспруденции, но и общество, государство в целом.

А.В. Оболонский констатирует, что назрела проблема «возрождения» морали и воспитания общества в духе морально-этических принципов, ведь «этика и есть сердце демократии» [1, c. 394] поскольку последняя предполагает доверие граждан к ее институтам, которое невозможно без подчинения деятельности этих институтов базовым этическим принципам.

На сегодняшний день подготовка высокопрофессиональной личности юриста невозможна без становления духовно-нравственной культуры. Духовно-нравственная культура – это система ценностей человека, а также совокупность таких нематериальных элементов культуры как нравственность, нормы поведения, знания, символы, обычаи, традиции. Эти ценность позволяют не только успешно адаптироваться в обществе, но и существовать в нём без вреда для себя и других [2, с. 23]. Юрист должен быть не только профессионалом в знании законов и правильном их применении, но и должен быть морально и нравственно безупречен. Юридическая этика способствует в формировании профессиональной культуры юристов, уважению и гуманному отношению к гражданам.

Все мы знаем, что целью юридического образования является формирование высокопрофессиональной личности юриста, ориентированной на общечеловеческие ценности. К сожалению, в учебном процессе мало уделяется этической стороне их деятельности. Поэтому фундаментом служит сначала общество, центром которого является семья как малая социальная группа, в которой и начинается воспитание индивида, друзья, а уже потом образовательные учреждения должны подкреплять этическое семейное воспитание в рамках обучения профессиональной деятельности. Образовательный процесс представляет собой необходимое пространство для этического развития будущего специалиста. Вуз должен предусматривать в учебном процессе как этические дисциплины, так и внеучебные мероприятия посвященные духовному развитию студента – проведение творческих конкурсов и вечеров, посвященных этическому и нравственному росту личности, внутривузовские и межвузовские спортивные соревнования, групповые походы в музеи, церкви, возможность участия в научных конференциях, особое внимание хочется чтобы студентов приобщали к практическим занятиям, например, встреча с уже состоявшимися сотрудниками служб, обучение просвещению в области права обычных граждан, работа с социально-незащищенными группами населения. Всё вышеперечисленное будет способствовать формированию высоконравственной студента-специалиста.

В Иркутском государственном университете по направлению «Юриспруденция» присутствует такая дисциплина как «Профессиональная этика юриста», что является, несомненно, важной частью обучения, однако не все студенты воспринимают всерьёз эту дисциплину. Предполагается, это обусловлено тем, что этические кодексы отдельных категорий работников в юридическом сообществе, изучаемые в данном учебном курсе, недостаточно нормативно закреплены, не имеют санкций за нарушения его положений. Сама по себе дисциплина не имеет достаточного количества научных исследований и ждет своего дальнейшего развития.

Этическое воспитание юриста по своей природе не заканчивается окончанием высшего учебного заведения. Взаимодействие личности юриста с окружающими людьми является как уже отметили, основой этического воспитания. В поддержку точки зрения на необходимость создания института, контролирующего и пресекающего несоблюдение этических норм профессиональных работников во время исполнения ими служебных обязанностей, можно сказать, что такие институты будут способствовать соблюдению необходимого морально-нравственного поведения юриста, будет возможность применить ответственность за нарушение этических норм, потому что такие нарушения не будут положительно развивать гражданское общество, и будут способствовать развитию в стране коррупции и лжи у государственных служащих и у гражданских юристов, что потом резко скажется на рациональном применении законов. Соблюдение моральных установок является важной предпосылкой функционирования правового государства. Однако сама реализация этой идеи может потребовать довольно значительного количества времени и осознании юридическим сообществом такого явления.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что процесс формирования морально-нравственной личности юриста начинается с детства, семьи и продолжается всю его профессиональную деятельность. Правила, регламентирующие профессиональную этику, должны закреплять подлежащие обязательному исполнению нравственные требования и нормы, так как они формируют чувство профессионального долга, ответственности перед гражданами, обществом и государством за последствия осуществления своей деятельности. Без соблюдения нравственного закона, невозможно эффективно осуществлять профессиональную деятельность. Каждому будущему юристу необходимо всегда помнить о том, что он вскоре будет являться лицом общества, государства, так как непосредственно юристы работают с нормативно-правовыми актами, которые регламентируют обязанности, права, свободы и законные интересы граждан, и от того, как юристы будут позиционировать себя обществу, будет зависеть развитие гражданского общества России.

 

Список литературы:
1. Оболонский А.В. Этические ценности – «спасательный круг» в меняющемся мире / А.В. Оболонский // Экономика и общественная среда: неосознанное взаимовлияние. – М., 2008. – С. 381–394.
2. Профессиональная этика юриста: учеб. пособие / Н.А. Бояркина [и др.]. – Иркутск: изд-во Иркут. ун-та, 2012. – 121 с.