Статья:

НЕДОСТАТКИ ЛИШЕНИЯ СВОБОДЫ КАК ВИДА НАКАЗАНИЯ ПРИМЕНИТЕЛЬНО К НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИМ ПРЕСТУПНИКАМ

Конференция: XXX Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: гуманитарные науки»

Секция: 10. Юриспруденция

Выходные данные
Жунуспек Д.Р. НЕДОСТАТКИ ЛИШЕНИЯ СВОБОДЫ КАК ВИДА НАКАЗАНИЯ ПРИМЕНИТЕЛЬНО К НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИМ ПРЕСТУПНИКАМ // Молодежный научный форум: Гуманитарные науки: электр. сб. ст. по мат. XXX междунар. студ. науч.-практ. конф. № 1 (29). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_humanities/1(29).pdf (дата обращения: 31.03.2020)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 233 голоса
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

НЕДОСТАТКИ ЛИШЕНИЯ СВОБОДЫ КАК ВИДА НАКАЗАНИЯ ПРИМЕНИТЕЛЬНО К НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИМ ПРЕСТУПНИКАМ

Жунуспек Даурен Рахимович
Студент 2 курса Карагандинского Государственного университета им.Е.А.Букетова, г. Караганда, Казахстан
Аманжолова Ботагоз Атымтаевна
научный руководитель, К.ю.н.,доцент Карагандинского государственного университета им. Е.А. Букетова, Республика Казахстан, г. Караганда
 
Международное право использует термин «ребенок» в отношении лиц, не достигших 18 лет, а термин «несовершеннолетний» – в отношении лиц, не достигших 18 лет, над которыми суд может установить уголовную юрисдикцию, хотя этот возраст может быть различным в разных национальных правовых системах (Конвенция о правах ребенка, статья 1; Правила Организации Объединенных Наций, касающиеся защиты несовершеннолетних, лишенных свободы, правило 11). Дети, не достигшие определенного возраста (как правило, этот возраст составляет 7–12 лет), могут не подпадать под уголовную юрисдикцию в отношении несовершеннолетних, но эта практика не является универсальной.
Охрана прав и защита законных интересов детей – это одно из основных направлений национальной политики Республики Казахстан. 8 июня 1994 года наша страна ратифицировала Конвенцию ООН о правах ребенка, положения и принципы которой имеют силу норм международного права, регулирующего взаимоотношения мира взрослых и мира детей, и определяют новую этику отношения к детству. Таким образом, государство признает детство важным этапом в жизни человека и исходит из принципов приоритетности подготовки детей и молодежи к полноценной жизнедеятельности в обществе.
В связи с особо вредным воздействием, которое задержание и тюремное заключение оказывают на несовершеннолетних, многочисленные международные институты призывают избегать лишения несовершеннолетних свободы и, по возможности, разрешать дела, связанные с совершенными ими преступлениями, в рамках местного сообщества. Статья 37 (b) Конвенции Организации Объединенных Наций о правах ребенка предусматривает, чтобы «ни один ребенок не был лишен свободы незаконным или произвольным образом. Арест, задержание или тюремное заключение ребенка осуществляются согласно закону и используются лишь в качестве крайней меры и в течение как можно более короткого соответствующего периода времени» [1].
Проблемы применения лишения свободы к несовершеннолетним как вида наказания длительное время изучались авторитетными представителями юридической науки. В настоящее время юристы сходятся в том, что наказание в виде лишения свободы не должно рассматриваться как основная форма реализации уголовной ответственности несовершеннолетних и необходимо свести назначение данного наказания к минимуму [1].
Мы поддерживаем данную точку зрения. Но отметим, что наказание несовершеннолетним всегда должно назначаться индивидуально, учитывая возраст конкретного преступника и социально-психологические особенности. Необходимо избегать заключения несовершеннолетнего в тюрьму, за исключением тех случаев, когда нет другой соответствующей меры, которая могла бы обеспечивать безопасность общества.
В Правиле 18.1 перечисляются некоторые важные меры воздействия и санкции, которые успешно применяются в различных правовых системах. Такие меры могут осуществляться в сочетании друг с другом и включать в себя:
a) постановления об опеке, руководстве и надзоре;
b) пробация (система работы с осужденными, не лишенными свободы или освобожденными из-под стражи);
c) привлечение к общественным полезным работам;
d) постановления об участии в групповой психотерапии и других подобных мероприятиях;
e) постановления, касающиеся передачи на воспитание, места проживания или других воспитательных мер [2].
Большинство детей (определяемых как лица, не достигшие 18 лет), вступающих в конфликт с законом, получают воспитание в обездоленных и обособленных сообществах. Пересечение ими границ закона зачастую отражает неудавшиеся меры со стороны государства в заботе о них и предоставлении им социальной защиты. Во многих странах границы в разделении тех детей, которые совершают преступления, и тех, кто нуждается в защите, размыты. Это, например, дети, проживающие на улице, дети, страдающие недостатками умственного развития, или дети – работники секс-индустрии. В результате действия детей, требующих заботы со стороны органов социальной защиты, могут быть соотнесены в разряд противозаконных. 
Более того, зачастую общественность охватывает страх в отношении преступлений, совершаемых несовершеннолетними. Информация о данных преступлениях особенно разжигается средствами массовой информации в степени, не соответствующей реальности. Во многих странах население, не достигшее 18 лет, превышает 50% населения. В то же время уровень преступности со стороны детей обычно достаточно низкий. А за большую часть преступлений несут ответственность взрослые.
Обвинения в «мягком» отношении к преступности может мотивировать государства пренебрежительно относиться к растущей базе доказательств того, что жесткое отношение к переступившим черту закона детям не является продуктивным, таким образом, не снижает уровня нарушений закона.
Клеймо системы уголовного правосудия может нанести вред долгосрочным жизненным перспективам ребенка. Лишение детей свободы может привести к долгосрочному и дорогостоящему психологическому и физическому вреду, в то время как бедные условия содержания и переполненность мест лишения свободы угрожают их развитию, здоровью и благополучию.
Девочки особенно уязвимы перед сексуальными надругательствами, также подвержены трудностям с умственным развитием и заболеваниям вследствие содержания в местах лишения свободы. Лишение детей проживания в семье и участия в общественных группах, а также образовательных и профессиональных возможностей в критические периоды развития и становления личности могут привести к ущербным последствиям в их социальной жизни, ограничению экономических условий и дальнейшей обособленности.
Тем не менее, во многих странах дети подлежат аресту за совершение достаточно мелких нарушений, изолированию на длительные досудебные периоды, получают приговоры, связанные с длительным содержанием в заключении, и к ним относятся так же, как и к взрослым заключенным. Согласно подсчетам ЮНИСЕФ, по всему миру более одного миллиона лиц, не достигших 18 лет, лишены свободы, а большая часть из них содержится в заключении со взрослыми лицами.
«Международная тюремная реформа» (PRI) и члены Межведомственной комиссии по правосудию по делам несовершеннолетних (IPJJ) убеждены в том, что справедливая и эффективная система правосудия для детей должна соответствовать международным стандартам, содействовать благополучию детей и адекватно реагировать на природу нарушений закона, принимая во внимание индивидуальные особенности ребенка. Она должна предотвращать преступления, принимать решения в наилучших интересах ребенка, относиться к нему справедливо, учитывая его развитие, устранять причины, подвигнувшие ребенка на нарушение закона, и предпринимать меры реабилитации и реинтеграции детей, чтобы дать им возможность в будущем играть созидательную роль в обществе. Насколько это возможно, работа с детьми должна проводиться за пределами формальной системы правосудия [3].
В то время как дети, лишенные свободы, не могут совершить преступления, существует мало доказательств тому, что заключение под стражей фактически влияет на снижение риска повтора правонарушения или послужит препятствием для последующего правонарушения. Правила или кодексы поведения судей, которыми они руководствуются при вынесении вердикта, должны всегда учитывать возможность вынесения приговора, предусматривающего меры, альтернативные лишению свободы. Все дети должны находиться в учреждениях лишения свободы отдельно от взрослых. Девочки должны содержаться отдельно от мальчиков. Учреждения лишения свободы, в которых находятся дети, должны быть предметом проверки и мониторинга со стороны независимых органов, не находящихся в подчинении тем же органам, что и пенитенциарная система. Дети должны иметь полный доступ к механизмам подачи жалоб.
Насилие в отношении детей, лишенных свободы, является серьезным нарушением прав ребенка. При этом дети, находящиеся под опекой учреждений системы правосудия, подвержены более высокому риску насилия, чем все другие дети [4].
Важность этих двух мер для решения задачи искоренения насилия по отношению к детям была недавно рассмотрена в рамках совместного доклада УВКПЧ ООН, УПН ООН и Спецпредставителя Генерального Секретаря ООН по насилию в отношении детей, представленного в 2012 году на Совете по правам человека, где были даны четкие рекомендации, что «Государства, при лишении детей свободы, должны обеспечивать их раздельное от взрослых содержание, и раздельное содержание девочек и мальчиков … Государства должны обеспечить наличие правовой дисциплинарной системы … которая запрещает применение пыток или другого жестокого, бесчеловечного или унижающего человеческое достоинство обращения или наказания, включая применение изоляции или одиночного содержания».
К сожалению, в настоящее время не существует идеального наказания, которое при минимальных усилиях со стороны государства и общества с одной стороны и минимальных ограничениях прав несовершеннолетнего с другой стороны давало бы абсолютный результат – окончательное и полное исправление осужденного. У каждой меры наказания свои недостатки и свои достоинства, и важно при вынесении приговора определить нужную, точно соответствующую не только степени тяжести содеянного, но и личности виновного меру и степень государственного принуждения.
Реальное лишение свободы должно выступать в качестве крайней, исключительной меры воздействия на несовершеннолетнего преступника, как это и предусмотрено действующим законодательством. Для проведения в жизнь этой законодательной установки должна функционировать система альтернативных лишению свободы мер, которая в настоящее время предусмотрена российским законодательством, но не реализована судебной практикой.
 
Список литературы:
1. Меры, связанные и не связанные с лишением свободы//http: //www.unodc.org/pdf/criminal_justice/10-2547_3_Custodial_1.
2. Минимальные Стандартные Правила Организации Объединенных Наций, касающиеся отправления правосудия среди несовершеннолетних («Пекинские Правила»), приняты резолюцией 40/33 Генеральной Ассамблеи 29 ноября 1985 г.
3. Deprivation of liberty in OPCAT Article 4(2). For the purposes of the present Protocol, deprivation of liberty means any form of detention or imprisonment or the placement of a person in a public or private custodial setting which that person is not permitted to leave at will by order of any judicial, administrative or other authority.
4. 2006 UN Study on Violence.