Статья:

ИЗУЧЕНИЕ ОПЫТА ПЕДАГОГОВ ПО ПРИОБЩЕНИЮ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ К ЦЕННОСТЯМ ПРАВОСЛАВИЯ НА ЗАНЯТИЯХ ПОДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОМУ ТВОРЧЕСТВУ

Конференция: XXX Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: гуманитарные науки»

Секция: 6. Педагогика

Выходные данные
Пелевина О.С. ИЗУЧЕНИЕ ОПЫТА ПЕДАГОГОВ ПО ПРИОБЩЕНИЮ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ К ЦЕННОСТЯМ ПРАВОСЛАВИЯ НА ЗАНЯТИЯХ ПОДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОМУ ТВОРЧЕСТВУ // Молодежный научный форум: Гуманитарные науки: электр. сб. ст. по мат. XXX междунар. студ. науч.-практ. конф. № 1 (29). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_humanities/1(29).pdf (дата обращения: 26.11.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 21 голос
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

ИЗУЧЕНИЕ ОПЫТА ПЕДАГОГОВ ПО ПРИОБЩЕНИЮ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ К ЦЕННОСТЯМ ПРАВОСЛАВИЯ НА ЗАНЯТИЯХ ПОДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОМУ ТВОРЧЕСТВУ

Пелевина Ольга Сергеевна
студент 6 курса, кафедра декоративно-прикладного искусства ХГУ им. Н.Ф.Катанова, РФ, Республика Хакасия, г. Абакан
Гузеватова Елена Николаевна
научный руководитель, канд. пед. наук, доц. кафедры декоративно-прикладного искусства ХГУ им. Н.Ф.Катанова, РФ, Республика Хакасия, г. Абакан

 

Для выявления содержательного компонента православных традиций и ценностей в современном воспитании детей и подростков - мы обратились к изучению организационных основ функционирования учреждений культуры, образования и дополнительного образования в православной направленности.

Мы изучили опыт педагогов учреждений культуры и образования по использованию возможностей занятий декоративно-прикладного творчества для приобщения детей и подростков к ценностям православия. И выяснили, что духовно-нравственное воспитание детей и подростков включено во все программы деятельности учреждений, при создании новых программ и методик преподавания используется не только советский опыт, но также восстанавливаются и традиционные, национальные формы организации духовно-нравственного воспитания.

Анализ показал, что духовно-нравственное воспитание отражается по большей мере в мероприятиях патриотического и гражданского характера. Отсутствие комплексного подхода, однообразие форм и методов работы, не позволяют всесторонне раскрывать духовно-нравственный мир детей и подростков. Многими учреждениями игнорируется целостный православный компонент, который является не только частью духовно-нравственного воспитания, но и составляет важную культурно-историческую основу развития нашего общества.

Педагогами Л.Г. Поповой и М.В. Разиной с помощью методики М. Рокича [1, с.25 – 29] было проведено исследование «Ценностные ориентации», в котором приняли участие дети и подростки, посещающие воскресные школы. терминальные – убеждения в том, что конечная цель индивидуального существования стоит того, чтобы к ней стремиться; инструментальные – убеждения в том, что какой-то образ действий или свойство личности является предпочтительным в любой ситуации. Это деление соответствует традиционному делению на ценности-цели и ценности-средства.

Результаты теста позволили сделать вывод о том, что в целом духовно-нравственные ценности, заложенные в основу воспитания и обучения, достаточно сильно укоренены в сознании подростков, воспитывающихся в воскресной школе. Они, безусловно, отличаются от морально-этических установок светских подростков и более консервативны по сравнению с ними. Следовательно, традиционные православные ценности по-прежнему является действенной и эффективной образовательно-воспитательной системой, формирующей определенный набор духовно-нравственных качеств личности. Отсюда следует, что работа с детьми и подростками по приобщению православных ценностей имеет очень положительный воспитательный эффект, и могла бы успешно стать частью программы учреждений культуры, образования и дополнительного образования по духовно-нравственному воспитанию. Однако, по материалам исследований выявлено, что подростки, воспитывающиеся в православной среде, отличаются от своих светских сверстников, однако психофизиологические особенности возраста, характеризующегося чрезвычайно быстрыми изменениями, не зависят от духовно-нравственной направленности личности

В рамках нашего исследования, мы провели собственное анкетирование на тему «Обучение декоративно-прикладному творчеству, как фактор приобщения детей и подростков к ценностям православной культуры», в котором приняли участие педагоги отделения декоративно-прикладного творчества Центра детского творчества г. Абакана, преподаватели детской художественной школы г. Минусинска, а также преподаватели отделения «Декоративно-прикладное творчество» Красноярского краевого колледжа культуры и искусств. Анкета содержала 20 вопросов, направленных на выявление различных аспектов опыта респондентов по использованию элементов провославной культуры в процессе педагогической деятельности.

На вопрос об актуальности темы приобщения детей и подростков к ценностям православной культуры, результаты были абсолютно положительными: 70% респондентов ответили – Да, безусловно, или скорее да, чем нет. Лишь 14% преподавателей выразили сомнения по поводу даже ознакомительного курса знакомства с православными ценностями (рис.1). Это свидетельствует о том, что вопрос актуализации православно-просветительской работы является довольно обсуждаемым среди преподавателей декоративно-прикладного творчества.

 

Рисунок 1. Диаграмма ответов на вопрос «Считаете ли Вы, что приобщение детей и подростков к ценностям православной культуры является требованием современного общества?»

 

Вопрос об эффективности методики преподавания духовно-нравственных ценностей в учреждениях, ответы разделились на практически равные и диаметрально противоположные взгляды: 15% – вполне эффективно, 30% – скорее эффективно, чем неэффективно, однако 55% отметили весьма неэффективную методику преподавания православных ценностей или ее полное отсутствие (рис. 2). Таким образом, мы видим противоречие, возникающее среди педагогов декоративно-прикладного творчества. С одной стороны, есть общее понимание того, что духовно-нравственную культуру нашей страны невозможно изучать в отрыве от православных ценностей, которые являются ее стержнем и фундаментальной основой, с другой, светский характер образовательных учреждений накладывает определенные рамки и православные ценности исключаются из образовательных программ по духовно-нравственному воспитанию.

 

Рисунок 2. Диаграмма ответов на вопрос «Насколько эффективно, по Вашему мнению, проводится приобщение детей и подростков к ценностям православия в Вашем образовательном учреждении?»

 

Менее заметна данная тенденция в учреждениях культуры и дополнительного образования, которые также носят светский характер, но в тоже время, весьма эффективно используют технологии приобщения к православной культуре детей и подростков.

Наименование дисциплин, на которых затрагиваются темы православных ценностей, весьма разнообразны. В детской художественной школе города Минусинска существует специальные курсы «Основы духовности и нравственности», «Русское искусство», которые опираются на православие. В колледже культуры и искусств имеются специальные дисциплины: «История мировой культуры», «Народная художественная культура», «МХК» и «История религий», где большое внимание уделяется христианскому православию.

Мы видим, что многие образовательные учреждения, обучающие декоративно-прикладному творчеству, весьма эффективно работают с дисциплинами «Народное художественное творчество», но в тоже время, не уделяют внимание теме православной культуры. Таким образом, возникают некоторые пробелы воспитательного процесса, ведь народное творчество нашей страны уже с X века формировалось под влиянием православных ценностей и необходимо учитывать данный фактор при составлении методики преподавания различных дисциплин.

Анализируя темы занятий по православным ценностям, мы пришли к выводам, что наиболее разнообразно и полно они отражаются в работе учреждений культуры. В основном и такие циклы уроков как: «Русское храмовое зодчество», «Иконопись Руси», «История Русской Православной Церкви», «Духовная литература XIX–XX вв.», «Православные праздники», «Священное писание», «Первые русские святые, князья Руси», «Православные традиции русской семьи», «Православие в Русской живописи», «Рождественские посиделки» и т.д.

На вопрос об участии детей и подростков в конкурсах, олимпиадах, фестивалях православной направленности, мы получили следующие ответы:

·     Детская художественная школа города Минусинска (Городская выставка-конкурс «Пасхальная радость», Выставка-конкурс «Звезда Рождества» г. Ярославль, Зональный конкурс «Южные горизонты», Межрегиональный конкурс «Дорога к Храму» республика Тыва, Всероссийского конкурса «Святые заступники Руси» г.Москва).

·     Преподаватели города Абакана (Выставка «Рождество», Выставка «Креститель Руси», «Светлый праздник Рождества Христова», Региональная выставка-конкурс «Светлая Пасха», Республиканский конкурс-выставка «Рождественский подарок», Всероссийский конкурс декоративно-прикладного творчества «Красная Пасха»).

Творческие конкурсы и фестивали являются хорошей мотивацией для детей и подростков, поэтому все учреждения, участвующие в исследовании, очень активно используют потенциал многочисленных православно-просветительских мероприятий нашей страны.

Таким образом, результаты исследования опыта педагогов – преподавателей декоративно-прикладного творчества по приобщению детей и подростков к ценностям православной культуры обучение в процессе обучения декоративно-прикладному творчеству, показали актуальность введения в деятельности учреждений образования различных мероприятий направленных на приобщение детей и подростков к ценностям православной культуры и развитие духовно-нравственной культуры подрастающего поколения.

 

Cписок литературы:
1. Психологические тесты. / Под ред. А.А. Карелина. Т.1. – М., 2000. – 312 с.