Статья:

РАЗВИТИЕ ИНТЕРЕСА К ХАКАССКОЙ НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЕ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА ЗАНЯТИЯХ ПО ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОМУ ТВОРЧЕСТВУ

Конференция: XXX Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: гуманитарные науки»

Секция: 6. Педагогика

Выходные данные
Алахтаева М.Ф. РАЗВИТИЕ ИНТЕРЕСА К ХАКАССКОЙ НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЕ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА ЗАНЯТИЯХ ПО ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОМУ ТВОРЧЕСТВУ // Молодежный научный форум: Гуманитарные науки: электр. сб. ст. по мат. XXX междунар. студ. науч.-практ. конф. № 1 (29). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_humanities/1(29).pdf (дата обращения: 27.12.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 3 голоса
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

РАЗВИТИЕ ИНТЕРЕСА К ХАКАССКОЙ НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЕ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА ЗАНЯТИЯХ ПО ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОМУ ТВОРЧЕСТВУ

Алахтаева Мира Федоровна
студент 6 курса, кафедра декоративно-прикладного искусства ХГУ им. Н.Ф.Катанова, РФ, Республика Хакасия, г. Абакан
Гузеватова Елена Николаевна
научный руководитель, канд. пед. наук, доц. кафедры декоративно-прикладного искусства ХГУ им. Н.Ф.Катанова, РФ, Республика Хакасия, г. Абакан

Одним из действенных средств развития детей признано декоративно-прикладное искусство, являющееся частью народной культуры.

Как отмечает А.Н. Балгазина, одной из проблем дошкольного периода развития ребенка на сегодняшний день становится необходимость организации обучения и воспитания детей с содержанием гуманитарного образования, построенного на национальной культуре, воплощенной в сказках, мифах легендах, традициях и т.д. Содержание должно отражать определенную национальную культуру в контексте с общероссийской культурой – специфический быт, традиции, символику, и т.д., создавая при этом неповторимую своеобразную картину мира [1].

Хакасское народное искусство хранит и передает новым поколениям нацио­нальные традиции и выработанные народом формы эстетического отношения к миру Хакасское декоративно-прикладное искусство является одним из факторов гармонического развития личности. Искусство хакасских мастеров помогает раскрыть детям мир прекрасного, развивать у них художественный вкус, прививает любовь к своему краю.

В программах дополнительного образования дошкольных образовательных учреждений Республики Хакасия изучению хакасской народной культуре уделяется немало внимания.

Так, например, воспитатели МБДОУ «Детский сад «Ивушка» г. Абакана рассматривают воспитание толерантности детей как способ приобщения воспитанников к культуре хакасского народа, что продиктовано местом жительства. Одной из основных задач в дошкольном возрасте является приобретение дошкольниками элементарных знаний об истории и культуре своего народа, его истоках, языке, познание быта и традиций предков, постижение своих родословных корней. Творческой группой д/с, в соответствии с современными ФГОС, активно внедряется проект «Музейная педагогика», задачами которой является интеграция музейной и образовательной педагогики, духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста через приобщение к культуре хакасского народа. Для этого был создан музейно-творческий комплекс, в который входят мини-музеи «Моя Хакасия», «Абахай», «Ынырхас», «Юрта» и т.д., где дети могут изучать традиционные жилища хакасов, предметы, быта, кукол в национальных одеждах, вышивку и т.д. [4].

Воспитатели детского сада «Аленка» в создании мини-музея видят одну из форм работы по полиэтническому воспитанию детей дошкольного возраста.

Экспонаты в этот музей готовили и собирали совместно с детьми родителями. В итоге получились экспозиции трех национальных культур: русской, хакасской, киргизской. Воспитатели отмечают, что после создания музеев, родителям и детям было очень интересно находить что-то общее в разных национальных культурах. Например, в праздновании национальных праздников: Масленица, Чыл пазы, Новруз. Для самостоятельной деятельности были созданы настольные игры, альбомы с иллюстрациями национальной одежда, музыкальными инструментами и т.д. В совместной деятельности проводятся виртуальные экскурсии в национальные музеи и памятники культуры.

Родители и педагоги помогают детям увидеть, что в каждой национальной культуре есть, не только индивидуальное, неповторимое, но и что-то общее, что объединяет страну [3].

Одним из самых эффективных приемов по приобщению детей дошкольного возраста к хакасской культуре по мнению воспитателей МБДОУ ЦРР – д/с «Щелкунчик» г. Саяногорска является этнокультурный компонент, включающий чтение, обсуждение, и драматизация русских и хакасских сказки. Народные сказки, по мнению педагогов развивают у ребенка сферу чувств, будят соучастие, сострадание, формируют нравственные представления и обладают огромной силой воздействия на эмоциональный мир ребенка [2]. В другом садике «Жемчужинка» г. Саяногорска воспитатели большое место в приобщении детей к народной культуре отводят хакасским народным праздникам. Например, проведение праздника Чыл пазы для них стало традицией [6].

Музыкальные руководители МБДОУ «ЦРР – д/с «Золотая рыбка» г. Абакана активно используют на музыкальных занятиях знакомство с хакасской культурой. Педагоги приходят к выводу, что дети, слушая хакасскую музыку, и видя на экране изображения хакасских инструментов, природу родного края, легко воспринимают и запоминают данный материал [7].

Конечно же, приобщая детей к хакасской культуре, нельзя обратить внимание на изучение язык этноса. В некоторых городских садиках Абакана организовано обучение детей хакасскому языку. Так, например, в д/с «Чайка» на занятиях по хакасскому языку педагоги знакомят детей с жизнью, бытом и культурой хакасского народа, применяя при этом разнообразные игры, наглядность, художественную литературу. Приходя в группу, родители вместе с детьми этого садика стараются поздороваться, попрощаться на хакасском языке. Педагоги приоритетными для своей работы определили следующие задачи:

·     воспитание детей на основе уважения к традициям и обычаям хакасского народа;

·     формирование у детей положительное отношение к изучению хакасского языка;

·     применение на занятиях методы народной педагогики, семейных традиций, народный фольклор;

·     организация и проведение развлечений, конкурсов, праздников, которые помогают в изучении родного языка.

Для реализации поставленных задач они используют такие методы и формы работы как: заучивание стихотворений, разучивание песен, поговорок, хороводов, хакасских народных игр, прослушивание музыкальных записей песен на хакасских народных инструментах, рисование по хакасским росписям, беседы о традициях хакасского народа, экскурсии на природу к различным достопримечательностям города.

В ДОУ «Тополек» Аскизского района также активно используют хакасский фольклор при знакомстве с культурой родного края. Реализация этнокультурного компонента ведется через:

1)  познавательную деятельность. Детей на занятиях знакомят с животным и растительным миром, историей родного села, традициями и обычаями хакасов, национальными блюдами, с творчеством писателей и художников Хакасии;

2)  декоративно-прикладное искусство, где проходит знакомство с элементами хакасских узоров;

3)  музыкальное воспитание, осуществляемое в процессе слушания хакасского музыкального фольклора;

4)  физическое развитие с использованием национальных игр.

Особую роль они отводят знакомству детей с устным народным творчеством.

Педагоги других дошкольных образовательных учреждений Аскизского района большую роль в процессе приобщения детей дошкольного возраста к народной культуре уделяют музейной педагогике, используя следующие формы: занятия в мини-музее, экскурсия в музей им. Н.Ф. Катанова, беседы о культуре разных народностей, проведение праздников, создание совместных проектов[5].

Детей дошкольного возраста знакомят с национальными украшениями, в даль­нейшем с декоративно-прикладным ис­кусством: чеканка, резьба по дереву, наци­ональная вышивка. Разработаны занятия, оформлены альбомы, собран методический материал по знакомству с декоративно-при­кладным искусством. На занятиях дети зна­комятся с декоративно-прикладным искусством хакасского народа, украшают хакасским орнаментом варежки, сапожки. Из природ­ного материала выкладывают хакасские узоры.

Организуя работу по приобщению детей к культуре хакасского народа, необходимо иметь определенный методический матери­ал и, конечно, создать такую развивающую среду в группе и в детском саду, которая способствовала бы развитию личности ре­бенка, формированию душевных качеств ребенка, развитию любознательности, вос­питание прекрасного на основе народной культуры с опорой на краеведческий ма­териал. Необходимо также отметить, что, изучая устное народное творчество или музыкальные инструменты, национальные праздники или обряды, надо стараться про­водить аналогии с культурным наследием других народов.

Хакасское народное искусство – источ­ник чистый и вечный. Он благотворно вли­яет на детей, развивает их творчество, во­оружает знаниями, «несет детям красоту». Это идет от души, а душа народная добра и красива. Знакомя детей с изделиями ха­касских народных промыслов, мы приоб­щаем детей к родной культуре, помогаем им войти в мир прекрасного, учим видеть и чувствовать неповторимые сочетания красок природы, пробуждаем потребность любить и радоваться жизни.

Таким образом, чтобы формировать у детей представления о национальной культуре, нужно знакомить детей с тради­ционными праздниками, национальной му­зыкой, народными играми и декоративно-прикладным искусством.

 

Список литературы:
1. Балгазина А.Н. Интеграция национальной культуры в содержание образования // Развитие языков и культур коренных народов Сибири в условиях изменяющейся России. Материалы Межд. науч. конф., 22–24 сентября 2005 г., Абакан – Абакан: Изд. ХГУ им. Н.Ф. Катанова, 2005. 
2. Долгова А.В., Цветкова Е.П. Влияние хакасских народных сказок на формирование личностных качеств дошкольников // Х Волковские этнопедагогические чтения «Педагогика любви»: сборник материалов Межд.науч.-практ. конф (Абакан, 21–23 мая 2015). – Абакан:Изд. ХГУ им. Н.Ф. Катанова, 2015.
3. Иванова Н.Е., Хакимова М.Е. Создание мини-музея – одна из форм работы по полиэтническому воспитанию детей дошкольного возраста // Х Волковские этнопедагогические чтения «Педагогика любви»: сборник материалов Межд.науч.-практ. конф. (Абакан, 21–23 мая 2015). – Абакан: Изд. ХГУ им. Н.Ф. Катанова, 2015.
4. Капчигашева Л.В., Каребо И.Г. и др. Воспитание толерантности у детей дошкольного возраста в условиях внедрения ФОС //Реализация компетентностного подхода в образовательном процессе: традиции, инновации, перспективы: сборник материалов II Межд.науч.-практ. конф (Абакан, 28 апреля 2014). – Абакан: Изд. «ХГУ им. Н.Ф. Катанова», 2014.
5. Карнакова Т.В., Щепина Р.К. Приобщение детей к хакасской народной культуре // Развитие языков и культур коренных народов Сибири в условиях изменяющейся России. Материалы II Межд.науч. конф., 25–27 сентября 2008 г., Абакан – Абакан: Изд. ХГУ им. Н.Ф. Катанова, 2008. 
6. Топоева Н.Ю. Роль музейной педагогики в процессе приобщения дошкольников к народной культуре // Развитие языков и культур коренных народов Сибири в условиях изменяющейся России. Материалы III Межд. науч. конф., 23–25 сентября 2010 г., Абакан – Абакан: Изд.ХГУ им. Н.Ф. Катанова, 2010.
7. Чертыкова И.А., Осокина О.В. Этнокультура в экологическом воспитании дошкольников // Развитие языков и культур коренных народов Сибири в условиях изменяющейся России. Материалы II Межд.науч. конф., 25–27 сентября 2008 г., Абакан – Абакан: Изд-во ХГУ им. Н.Ф. Катанова, 2008.