Статья:

ЗАНЯТИЯ ПО ВОЙЛОКОВАЛЯНИЮ В ДХШ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ЦВЕТОВОСПРИЯТИЯ У ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Конференция: XXX Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: гуманитарные науки»

Секция: 6. Педагогика

Выходные данные
Сасина М.В. ЗАНЯТИЯ ПО ВОЙЛОКОВАЛЯНИЮ В ДХШ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ЦВЕТОВОСПРИЯТИЯ У ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА // Молодежный научный форум: Гуманитарные науки: электр. сб. ст. по мат. XXX междунар. студ. науч.-практ. конф. № 1 (29). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_humanities/1(29).pdf (дата обращения: 27.12.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 3 голоса
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

ЗАНЯТИЯ ПО ВОЙЛОКОВАЛЯНИЮ В ДХШ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ЦВЕТОВОСПРИЯТИЯ У ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Сасина Марина Васильевна
студентка 6 курса, кафедра декоративно-прикладного искусства ХГУ им. Н.Ф.Катанова, РФ, Республика Хакасия, г. Абакан
Гузеватова Елена Николаевна
научный руководитель, канд. пед. наук, доц. кафедры декоративно-прикладного искусства ХГУ им. Н.Ф.Катанова, РФ, Республика Хакасия, г. Абакан

Художественное восприятие цвета – одно из важнейших составляющих эстетического развития личности Исследования в области цветоведения, психологии и физиологии восприятия доказывают, что уровень цветовой культуры человека оказывает влияние на развитие культуры общества в целом, служит своего рода критерием оценки состояния общества, уровня его духовного, нравственного и технологического развития. Поэтому, развитие у учащихся цветовосприятия становится не менее важной задачей, чем развитие других способностей.

Проблемы восприятия цвета детьми в процессе рисования рассматривались многими авторами, однако большинство исследователей рассматривают указанные проблемы в рамках преддошкольного, дошкольного и младшего школьного возрастов. И практически нет исследований формирования цветовосприятия учащихся подросткового возраста на занятиях декоративно- прикладным творчеством. У детей среднего школьного возраста происходят изменения в направлениях развития художественных интересов. Ослабевает тяга к привычным занятиям по рисунку, живописи, композиции и появляется интерес к работе с различными материалами и техниками. Следовательно, работу с объектами декоративно-прикладного искусства, можно рассматривать не только как творческий процесс, но и как процесс самореализации, саморазвития личности и, в том числе, развития способности цветовосприятия. Задача педагогов детских художественных и общеобразовательных школ состоит в том, чтобы сформировать у учащихся цветовую культуру, научить их видеть мир во всем многообразии цвета, используя для этого большие возможности декоративно-прикладного творчества.

Используя специфику декоративно-прикладного искусства, можно разрабатывать и успешно использовать упражнения по формированию основных умений и навыков, связанных с восприятием цвета. Эти же упражнения можно использовать в процессе творческой работы над цветом, в индивидуальной работе, для коррекции умений владения цветом. Таким образом, педагогические условия, методы и приемы преподавания декоративно-прикладного искусства могут выступать эффективным средством в развитии цветовосприятия, художественно-творческой активности. В число таких условий на наш взгляд следует включить:

·     процесс развития художественного интереса, творческой активности обучающихся должен быть целенаправленным и системно-организованным;

·     должны постоянно учитываться возрастные, психологические особенности детей м их возможности;

·     важным составным компонентом целостной системы художественного образования учащихся в целом, и воспитания у них цветовосприятия в частности должно быть народное декоративно-прикладное искусство;

·     постоянное использование на занятиях активных форм обучения, различных эффективных видов декоративно-творческой деятельности.

На основе государственных программ, созданных под руководством Б.М. Неменского, В.С. Кузина [3], а также с учётом методических разработок А.А. Мелик-Пашаева и Е. И. Коротеевой[2] нами был разработан цикл занятий декоративно-прикладного творчества по развитию цветовосприятия учащихся Основной целью проводимых занятий является развитие цветовосприятия, что определяет специфику организации и особенности содержания занятий программы.

Направленность разработки «Цикл уроков для включения в основную программу» по содержанию является художественно – эстетической; по функциональному предназначению – учебно-познавательной; по форме организации – групповой; по времени реализации – 2 месяца. Методическая разработка составлена для включения в основную программу «Подготовка детей к школе» для учащихся подготовительного отделения МОБУ ДОД «Детская художественная школа». Методическая разработка является авторской – адаптированной к условиям дополнительного образования.

Цель методической разработки: развитие художественно-творческих способностей и расширение общего кругозора детей в процессе приобщения их к народной культуре; формирование цветовосприятия на занятиях декоративно-прикладным творчеством.

Поставленная цель может быть реализована с помощью следующих задач: образовательных: познакомить с технологией обработки войлока, с народным творчеством, в частности, с народным лубком, помочь овладеть техникой работы с материалами, инструментами и приспособлениями, необходимыми в работе:

·     развивающие: развитие цветовосприятия, наблюдательности, аккуратности, творческого воображения, эстетического вкуса; формирование устойчивого интереса к изучению народной культуры к самостоятельной творческой деятельности;

·     воспитательных: воспитание чувства уважения к народной культуре, чувства коллективизма, ответственности путем приобщения к совместным формам организации занятий.

Возраст детей, участвующих в реализации данной образовательной программы 10–11 лет. Дети 10–11 лет уже имеют навыки декоративно – прикладной деятельности, полученные ими на занятиях в школе (аппликация, вышивка, рисование, бисероплетение, лепка). В этом возрасте у детей в достаточной мере развита мелкая моторика пальцев рук, что позволяет им выполнять достаточно сложную, кропотливую работу.

Новизна разработки состоит в том, что используются возможности занятий по художественной обработке войлока для развития цветовосприятия учащихся ДХШ. Содержание программного материала включает в себя изучение истории войлоковаляния и народного лубка. Среди изучаемых тем такие как «Из истории войлоковаляния», «Технология валяния шерсти, о материалах», «Возможности окрашивания натуральными красителями», «Сухое и мокрое валяние. История возникновения ремесла», «История и традиции русского народного лубка», «Лубок печатный и лубок рисованный», «Художественный язык лубочных картинок». «Возможности окрашивания натуральными красителями» «Традиционные цвета лубочных картинок» и др. Распределение подачи учебного материала строится по степени сложности. Освоение материала, в основном, происходит в процессе практической творческой деятельности.

Каждое занятие ориентировано на формирование перцептивной установки поиска в окружающем мире множества близких, но отличных друг от друга оттенков, на расширение сферы представлений учащихся: сосредоточение их внимания на многоцветии природы. Направляя внимание учащихся на восприятие цветового многообразия окружающего мира, возможно обогатить образы представлений, что непременно отразиться в особенностях воспроизведения цвета в рисунках и изделиях детей.

Предполагается также, что формирование более высокого уровня цветовосприятия будет содействовать повышению гармоничности, выразительности композиций и снижению уровня шаблонности творческих работ учащихся. Основу цикла составила система творческих заданий, выполнение которых, направляет внимание учащихся на восприятие и воспроизведение цветового многообразия окружающего мира. В нее входят такие задания как рассматривание образцов, графические и колористические наброски-«впечатления», изготовление работы в технике мокрое валяние упражнения для развития цветовосприятия, разработка эскиза, цветовое решение композиции, выбор гармоничных цветов, валяние сувенира, составление рисунка для рамы войлочного панно с использованием лубочных мотивов, изготовление элементов в технике мокрого и сухого валяния, коллективная работа над выполнением декоративного панно из войлока по мотивам народного лубка. Выставка – просмотр всех работ.

Используются различные методы организации занятия такие как беседа, практическое занятие, просмотр презентации. Дидактический материал включает методические пособия и инструкционно-технологические карты по валянию из шерсти, образцы по валянию из шерсти, презентацию «Возможности войлока».

Овладев теоретическими и практическими знаниями и умениями, обучающиеся получают возможность создавать художественные изделия с применением различных техник валяния с использованием лубочных мотивов, приобщаясь к культуре, традициям своего народа.

Методическая разработка направлена на создание условий для развития цветовосприятия учащихся и творческой самореализации личности ребёнка, развитие мотивации обучающихся к познанию и творчеству.

После обучения ученик будет знать историю, традиции народного лубка; технологию валяния из шерсти, основы построения композиции, понятия «узор», «орнамент», «элемент», «пропорция», «композиционный центр», основы цветоведения, понятия «цветовая гамма», «цветовой круг», «цветовой контраст», «гармония цветов».

Ученик будет уметь составлять эскизы, рабочие рисунки и композиции; гармонично сочетать цвета при выполнении изделий, изготавливать изделия по образцу, схеме, рисунку.

Педагогическая целесообразность методической разработки «Цикл уроков для включения в основную программу» обусловлена тем, что все занятия направлены на развитие у обучающихся самостоятельного творчества для создания нового оригинального воплощения.

В процессе занятий каждый ребенок самостоятельно продумывает тему будущей работы, составляет индивидуальный проект композиции, рисует эскиз, проявляя свой вкус и фантазию, и при умелом руководстве действительно сможет создать красивые, интересные по цветовому решению вещи. Поэтому каждый урок должен стать для ребенка открытием чего-то нового, интересного. Внутреннее удовольствие, наслаждение, радость являются побудителями детской активности, следовательно, и творческая деятельность становится более продуктивной. И поскольку, развитие цветовосприятия детей является важнейшим направлением формирования личности ребенка, каждое занятие содержит колористические упражнения. Занимаясь развитием у детей восприятия цвета, нужно, прежде всего, научить различать и называть цвета, воспринимать цвет в природе, в окружающей жизни, в искусстве, эмоционально откликаться на цвет, оценивать его сочетание. Без этих условий невозможно воспитать сознательное использование цвета в рисунках и изделиях.

При осуждении и оценке работ вводятся понятия – термины: цветовая гармония, образность, эмоциональность, колорит, тоновая разработка цвета, принципы организации пятен, контрасты, подобия, ритмы, динамика, статика и др. Понятия вводятся постепенно, добиваясь со временем их внедрения в активный словарь детей, а главное – в их художественную практику.

Глубина и сила творческого восприятия ребенка, зависят от педагога, которому постоянно нужно заботиться о том, чтобы, не навязывая своих оценок и уже готовых решений, не допуская высказываний – стереотипов, добиваться свежих впечатлений и перевода их детьми в слова – образы, образы – рисунки. При этом можно сочетать рисование, работу на занятиях ДПИ с музыкой, стихами. Это разовьет и цветовое восприятие, и способность передать воспринятое в рисунке.

Поэтому занятие должно строиться так, чтобы живое восприятие произведения предшествовало анализу – разбору художественных средств, тогда позже оно станет и более осознанным, и более эмоциональным. Важно, чтобы дети, вовлеченные в творчество, почувствовали себя настоящими мастерами, способными своими руками создавать красоту вокруг себя, украшать жизнь.

 

Список литературы:
1. Детям о традициях народного мастерства. Учебно-методическое пособие / под ред. Т.Я. Шпикаловой. – М.: ВЛАДОС, 2001
2. Коротеева Е.И. Восприятие цвета в развитии художественно-творческих способностей школьников. // Искусство в школе. – 1996. – № 2. –С. 42–45.
3. Кузин B.C. Изобразительное искусство и методика его преподавания в школе: Учебник. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: АГАР, 1998. –– 336 с., ил.
4. Неменский Б. М. Педагогика искусства. – М.: «Просвещение», 2007. – 255с.