ОТРАЖЕНИЕ ЦЕННОСТЕЙ АМЕРИКАНСКОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ В НАЗВАНИЯХ ПРОДУКТОВ КИНОИСКУССТВА США
Конференция: XXX Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: гуманитарные науки»
Секция: 9. Филология
XXX Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: гуманитарные науки»
ОТРАЖЕНИЕ ЦЕННОСТЕЙ АМЕРИКАНСКОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ В НАЗВАНИЯХ ПРОДУКТОВ КИНОИСКУССТВА США
Одной из характерных черт современного западного мира является, как известно, его ориентация на «общество потребления», что означает формирование и развитие черт личности, которая ставит в центр своего существования идеалы и ценности потребления как материальных, так и духовных продуктов жизнедеятельности общества. Так называемая «индустрия развлечений» играет в этом контексте особую роль, поскольку именно здесь возникает определенное «поле безответственности», где потребление всего, что предлагает человеку шоу-бизнес происходит с преобладанием удовольствия. Вся остальная гамма человеческих эмоций, ценностей, установок, когнитивных процессов личности остается за кадром.
Но это хоть и верный, но односторонний взгляд на феномен. Дело в том, что в широчайшем поле индустрии развлечений, вне сомнения, появляется немалое количество продукции, где, помимо, легковесного содержания и хорошо отработанной формы можно выявить черты серьёзного отражения сущностных сторон человеческого бытия, наполненного глубинным социальным смыслом и психологическими проблемами. Это связано, прежде всего, с деятельностью талантливых авторов в различных областях, с их социальной позицией и желанием отразить свое понимание мира в создаваемых ими произведениях. Кроме того, любой вид искусства имплицитно всегда несет в себе отражение того, что напрямую относится к духовным традициям народа, его историческим корням, к аксеологическую (ценностной) основе жизни общества.
Цель настоящей статьи – изучить вопрос отражения американских ценностей жизни в названиях продуктов киноискусства США.
Начнем рассуждение с известного факта массовости кинематографа как вида искусства. Этому способствовали немало факторов, среди которых, как отмечает А.В. Снегирев, тот факт, что «…кинематограф не только развлекал, но и в течение целого века являлся социальной совестью и коллективной памятью человечества» [2, с. 54]. Уже один этот факт свидетельствует о том, что кинематограф является неотъемлемой частью жизни современного общества, в нашем случае, американского.
Теперь обратимся к ценностям американского образа жизни.
Отметим, что растущая глобализация, потребность в новых коммуникациях и, как следствие, изменения моделей поведения в отдельных ситуациях рождает вместе с тем спрос на сохранение национальных обычаев и традиций.
Особую актуальность в сохранении данных аспектов человеческой жизни имеют ценности. Отражая мировоззрение отдельного индивида в частности и целой нации в целом, аксиологический компонент представляет собой неотъемлемую часть не только психологии, но и культуры. Следовательно, существует неразрывная связь между культурой определенной нации и ценностями образа жизни ее носителей. В полной мере данная связь представлена осознанием культурных особенностей национального мировоззрения как базы для мировоззрения отдельно взятого индивида.
Существует несколько подходов к определению понятия «ценность». Так, обращаясь к обыденному использованию в речи, под этим словом чаще всего понимается общая система устоев и принципов, которые наполняют смыслом и разграничивают такие философские категории, как «добро» и «зло», «красота» и «уродство», «допустимое» и «запретное» и т.д.
Мы придерживаемся мнения философа Генриха Риккерта, который рассматривал понятие «ценности» как идеал и ориентир социокультурного развития общества. В своих работах философ утверждает, что в результате осознания ценностей люди формируют определенные установки, которые затем используют в жизни и повседневной деятельности [1]. Это утверждение мы считаем наиболее полным и исчерпывающим, т.к. оно отражает взаимосвязь с такими категориями как, «этика», «мораль», «нормы общественного поведения и одобрения», а также «долг» и «идеал».
Ценности имеют особую важность для человека с психологической точки зрения: он готов защищать свои устои от посягательств и оскорблений. С социальной же точки зрения, ценностный компонент способен приобщить индивида к определенным группам в обществе или же к определенному целому обществу, нации. Говоря о ценностях образа жизни носителей какой-либо культуры, мы в первую очередь отмечаем различие мировых культур, и как следствие их ценностей. Другими словами, образ жизни людей определенной нации имеет под собой базу из особенностей менталитета и специфических для каждой страны морально-ценностных устоев.
На то, как именно сложится тот или иной морально-ценностный ориентир определенной культуры или страны влияют три фактора: география история и климат. Именно эти факторы изначально определяют особенности менталитета людей отдельно взятой территории.
Например, образ жизни первых американских поселенцев способствовал возникновению и развитию основ американского образа жизни. Необходимость кооперации для того, чтобы строить поселения, добывать пропитание и осваивать земли поддерживала убежденность в том, что в Новом Свете все люди равны, и ни у кого нет каких-либо особых привилегий. Таким образом, исторический контекст становления США как государства и американской нации в целом оказал серьёзное влияние на формирование такой моральной ценности как равенство.
Анализ отчетов агентств, центров при университетах (International Center; Drake University; United States Information Agency; The Center for American Values in Public Life), работ по американскому образу жизни (Robert M. Williams; E.D. Steele and W.C. Redding; C. Хантингтон), материалы «Справочника для иностранцев, прибывающих в США» (“A Guide for Foreigns in the United States”), позволили выделить следующие ценности американского образа жизни [3]:
· свобода;
· индивидуализм;
· принцип соревнования;
· право на частную жизнь;
· равенство;
· неформальность в отношениях;
· вера в будущее, изменения, прогресс;
· гуманность;
· возможность достичь всего своими усилиями;
· прямота и уверенность.
Помимо приведенных выше, можно выделить еще и такие ценности американского общества, как:
· патриотизм;
· мобильность;
· ориентация на деятельность практического характера;
· волонтерская деятельность;
· семья;
· время как ресурс, его контроль;
· материализм;
· «Американская мечта»;
· стремление к изобилию;
· вера в Бога.
Каждая ценность из приведенных списков отвечает определяющим факторам. Так, необходимость свободы и вознесение ее в статус ценности связано с историческими причинами, а в частности, с рабством на Юге США, которое сохранялось в стране вплоть до окончания Гражданской войны 1861–1865 гг.
Ценности американского образа жизни как отражение национальной идеологии используются в качестве мотивов для литературы, живописи, и любого другого искусства. Киноискусство в этом плане не является исключением.
Отражение жизненных историй людей через призму ценностей происходило на всех этапах становления киноискусства США. Доказательством этого может служить следующий список ценностей американского образа жизни, нашедших свое отражение в названиях продуктов киноискусства США:
· Свобода: Free Willy (1993), Chasing Freedom (2004;)
· Индивидуализм: That's What I Am (2011) , The Perks of Being a Wallflower (2012);
· Принцип соревнования: Rush (2013), The Wolf of Wall Street (2013;)
· Право на частную жизнь: A Foreign Affair (1948), The Loves of Carmen (1948) , The Special Relationship (2010);
· Равенство: Of Mice and Men (1992), People Like Us (2012);
· Вера в будущее, изменения, прогресс: Revolutionary Road (2008);
· Гуманность: Children of Men (2006);
· Возможность достичь всего своими усилиями: The Secret of My Success (1987), Paths of Glory (1957);
· Прямота и уверенность: Going My Way (1944;)
· Патриотизм: Making an American Citizen (1912), The Birth of a Nation(1915), The Cowboy Way (1994), The Patriot (2000), Captain America: The First Avenger (2011), God Bless America (2011);
· Мобильность: On the Road (2012), Road (2009), The Way (2009);
· Ориентация на деятельность практического характера: How to Beat the High Cost of Living (1980), Working Girl (1988), Life as We Know It (2010);
· Волонтерская деятельность: Volunteers (1985);
· Семейные ценности: Baby Boom (1987), The Addams Family (1991), Addams Family Values (1993), The Parent Trap (1998), An Ideal Husband (1999), The Kids Are All Right (2010);
· Время как ресурс, его контроль: Back to the Future (1985), Future Zone (1990), 17 again (2009), Brothers (2009),127 Hours (2010), Now Is Good (2012);
· Материализм: Lust for Gold (1949), On Golden Pond (1981), The Color of Money (1986), Get Rich or Die Tryin' (2005);
· «Американская мечта»: Star (1993), Cinderella Man (2005), Rising Star (2010);
· Стремление к изобилию: The Gold Rush (1925), Mother Lode (1982), Family Business (1989;
· Вера в Бога: The Wrath of the Gods (1914), The Prince of Egypt (1998), The Passion of the Christ (2004), Kingdom of Heaven (2005), Only God Forgives (2013).
Мы привели далеко неполный список названий фильмов, созданных на киностудиях США, где нашли отражение ценности американского образа жизни. Но даже эти примеры свидетельствуют о том, что аксеологический аспект крайне важен для развития как кинематографа США, так и для американского общества в целом.