Статья:

КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКОЕ ОСМЫСЛЕНИЕ КОНЦЕПТУАЛЬНОГО ИСКУССТВА

Конференция: XXX Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: гуманитарные науки»

Секция: 3. Культурология

Выходные данные
Новослугина Я.А. КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКОЕ ОСМЫСЛЕНИЕ КОНЦЕПТУАЛЬНОГО ИСКУССТВА // Молодежный научный форум: Гуманитарные науки: электр. сб. ст. по мат. XXX междунар. студ. науч.-практ. конф. № 1 (29). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_humanities/1(29).pdf (дата обращения: 31.03.2020)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКОЕ ОСМЫСЛЕНИЕ КОНЦЕПТУАЛЬНОГО ИСКУССТВА

Новослугина Яна Александровна
студентка 4 курса МБОУ ВПО "ЧГИК", г. Челябинск, Россия

Стоит отметить, что под концептуальным искусством понимают как особое направление художественного творчества, основными идеологами которого были Джозеф Кошут и Сол Льюитт, которое было основано на главенстве мысли, идеи, концепта над формой в произведении художника. Это связано с тем, что все то, что создавалось после импрессионистов, строилось на конкретной идее, выражая ее через особое, уникальное содержание, отличное от визуального восприятия, реальности, объективности, то есть строилось на определенном концепте.

Нам видится актуальным подчеркнуть многоголосицу направлений искусства, которая наблюдалась на протяжении всего XX века, и попытаться ее проанализировать, опираясь на культуру, окружающую социокультурную обстановку вокруг течений и направлений. Дело в том, что недостаточно культурологических усилий было приложено к осмыслению такого разнообразия в сфере искусства. Такой вывод можно сделать, так как искусство, в особенности современное, чаще всего исследуется искусствоведением, эстетикой, на него обращают внимание художественные критики, что накладывает определенную ограниченность на само искусство, его смыслы и значимость для культуры.

Таким образом, мы хотим подчеркнуть, что концептуальное искусство нуждается именно в историко-культурологическом осмыслении.

Начало 1970-х ознаменовалось возникновением нового направления в искусстве, которое разительно отличалось от того, что ранее привыкли называть искусством. Это время зарождения концептуализма – одной из самых важных художественных практик ХХ века. Концептуализм оспаривает традиционно приписываемые объекту искусства свойства, такие как уникальность, а также пригодность для коллекционирования и продажи. Таким образом, концептуалисты полемизируют с нарастанием потребления и массовизацией сознания общества.

Поскольку работы концептуалистов принимают нетрадиционную форму, они требуют более активного восприятия со стороны зрителя. Можно даже сказать, что в полной мере объект концептуального искусства существует лишь в сознании зрителя. Хотя, в материальном мире он может принимать любые формы – это могут быть фотографии, таблицы, видеозаписи, предметы повседневного обихода, но главное - язык сам по себе. Чаще всего мы имеем дело с различными комбинациями этих форм.

Своего апогея и за ним и кризиса концептуализм достиг в период 1966–1972 годов. Термин стал широко известен в 1967 [1, с.6]. Но концептуалисты вдохновлялись эпатажными высказываниями Марселя Дюшана, в частности его объектом “R.Mutt”, перевернутым писсуаром. И главным здесь становится не сам объект, а критика музейного пространства, работа с образом, а не с материалом, отрицание формы. Характерный протест дадаистов превратился в сложное, интеллектуальное направление – концептуализм.

Как правило, концептуальный художественный объект может быть представлен в виде либо редимейда, либо документации (фотографии, видеоматериалы, таблицы, схемы и т.п.), либо текста (под текстом следует понимать любые отношения между объектами, проявляющиеся в форме языка). Все эти формы могут быть представлены одновременно.

Разрушение традиционного, музейного контекста для демонстрации произведения искусства также, несомненно, связано со стремлением концептуалистов к анти-коммерциализации искусства. В этой связи стоит отметить такую распространенную форму представления художественной деятельности в рамках концептуализма, как инвайронмент – направление в искусстве связанное с работой художника в естественной, неизмененной среде – на природе, в городе и т.д. В этом жанре работали очень многие художники – Алан Кэпроу, Джозеф Бойс, Кристо и др.

Работа Джозефа Кошута «Один и три стула» 1965 года (стул 82 x 37.8 x 53 см), фотография на панели (91.5 x 61.1 см), текст на панели 61 x 61.3 см) представляла собой деревянный стул, фотографию этого стула и статью о понятии «стул» из энциклопедии. Это ставший классическим в концептуальном искусстве пример использования документации, которая дает определение обыденной вещи, стараясь привлечь внимание к тому, что любой, даже самый простой предмет может быть представлен в разных знаковых системах. Он как бы задает вопросы: «что такое стул?», «как мы представляем стул?». За этим сразу возникает вопрос: «что такое представление?» Джозеф Кошут впоследствии станет главным теоретиком концептуализма, автором программной статьи «Искусство после философии», в которой он утверждал, что традиционный художественно-исторический дискурс философского толка подошёл к концу. И исполнением когнитивно-методологических функций в современной культуре может заняться только искусство. В качестве метода познания он предложил радикальное исследование средств, с помощью которых искусство приобретает свое культурное значение и свой статус как искусство.

Калифорнийский художник Брюс Науман, в своей работе “One hundred lives and die” (1984 г., стеклянные трубки, неон, 300 х 335 х 53, собрание Музея современного искусства г. Наошима) представил чистый пример того, как искусство, относимое к визуальным, может быть представлено через слово. Этот выполненный в технике неоновой рекламы объект представлял собой пятьдесят коротких парных предложений, создающих впечатление несоответствия содержания и формы, и вызывающих у зрителя чувство тревоги и раздражения. В этой работе понятие «текст», которое на протяжении многих XX века было важнейшим в философии, теснейшим образом связанной с лингвистикой, семиотикой и филологией, проходит своего рода визуальный анализ, с привлечением методов восприятия, заимствованных из массовой культуры.

Подобное слияние поп-артистских визуальных приемов и философских идей и методов – также достаточно распространенное явление в концептуальном искусстве. Поэт-концептуалист Дмитрий Александрович Пригов видел причину такого взаимодействия этих противоположных по своей сути приемов в исторической, последовательности этих художественных течений: «Концептуализм, возникнув как реакция на поп-арт, с его фетишизацией предмета и масс-медиа, основным содержанием, пафосом своей деятельности объявил драматургию взаимоотношения предмета и языка описания, совокупление различных языков за спиной предметов, замещение, поглощение языком предмета и всю сумму проблем и эффектов, возникающих в пределах этой драматургии»[1].

Рассматривая язык как основу существования культуры и искусства, концептуалисты стремятся путем различных отстраняющих действий, утверждающих языковую природу искусства, преодолеть господство слова, выйти за его пределы. Несмотря на то, что в концептуализме воспроизводятся научные, логические формы мышления, результатом таких методов часто является попытка выйти за границы рационального восприятия. Художник и теоретик Сол Левитт в своей работе «Параграфы концептуального искусства», ставшей одним из манифестов концептуализма, первые пять параграфов из тридцати пяти посвятил вопросу иррациональности в концептуализме. Первый из них гласит: «Концептуальные художники скорее мистики, нежели рационалисты. Они приходят к таким заключениям, к которым логика привести не может»[3].

Глядя на работы концептуалистов, нельзя не сказать о позитивном влиянии данного феномена и на искусство, и на культуру и культурные практики. Именно благодаря идеям концептуалистов получило широкое распространение кураторство выставок, подчинение произведений искусства определенной идее, концепту.

В концептуальном искусстве нашли свое отражение и проблема массовизации культуры, и полемизирование с предыдущими направлениями художественного творчества, такими как абстрактный экспрессионизм, минимализм, которые представляли собой особый продукт, загруженный смыслами, тем не менее, представляющий нечто доступное в воспроизведении любым человеком и тем самым бессмысленным, предметным.

Из отрицательных же сторон концептуализма можно выявить продолжающуюся тенденцию к абсолютному невосприятию современного искусства, возвращению к реализму, изображению жизни, ее копированию.

Таким образом, можно заявить, что концептуальное искусство оставило свой яркий, светящийся след в истории культуры и, несомненно, повлияло на нее, многозначно и значительно.

 

Список литературы:

1. Жураковская П. пер. «Тезисов современного концептуализма» // Художественный журнал №69, 2008. – Режим доступа: http: //xz.gif.ru/numbers/69/paragr-concept/. – (Дата обращения 17.12.2015).

2.  Кошут Дж. Искусство после философии // Вопросы искусствознания. 2001. – № 1. – С. 172.

3.  Мастеркова М. (Тупицына М.) Московские перформансы // А-Я, 1982 №3. С. 7.