Статья:

ДИАГНОСТИКА ВНУТРИЛИЧНОСТСНОГО КОНФЛИКТА У СТАРШЕКЛАССНИКОВ

Конференция: XXX Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: гуманитарные науки»

Секция: 7. Психология

Выходные данные
Гусева Е.А. ДИАГНОСТИКА ВНУТРИЛИЧНОСТСНОГО КОНФЛИКТА У СТАРШЕКЛАССНИКОВ // Молодежный научный форум: Гуманитарные науки: электр. сб. ст. по мат. XXX междунар. студ. науч.-практ. конф. № 1 (29). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_humanities/1(29).pdf (дата обращения: 29.03.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 6 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

ДИАГНОСТИКА ВНУТРИЛИЧНОСТСНОГО КОНФЛИКТА У СТАРШЕКЛАССНИКОВ

Гусева Елена Анатольевна
студент МГУ им. М.В.Ломоносова (филиал), РФ, г.Севастополь

В настоящее время каждый старшеклассник сталкивается с проблемой самостоятельного принятия решений относительно определения и становления своих жизненных целей, призвания, ориентиров и т.д. Одной из таких основополагающих ступеней является процесс профессионального самоопределения. Зачастую, данный выбор не принимается учеником самостоятельно, он поддается воздействию различных внешних факторов (престиж профессии, пожелания родителей, учителей, социально-экономические факторы и т.д.). Столкновение «хочу» и «могу» может повлечь за собой формирование внутриличностного конфликта. Именно поэтому так важно предупредить появление внутриличностного конфликта, диагностировать и облегчить его разрешение.

Изучению вопроса о внутриличностном конфликте посвящено большое количество исследований. Феномен рассматривается в работах исследователей, принадлежащих к разным психологическим школам (Зигмунд Фрейд, К.Г.Юнг, Э.Фромм, Д.Скинер, Н.Миллер, К.Роджерс, А.Маслоу, В.Франкл, К.Левин и т.д) [7;2;3]. Анализируя труды данных авторов, можем заметить, что предмет внутриличностного конфликта, зависимо от принадлежности к той или иной школе, выделяется различный. Однако, природа феномена остается неизменной. Она определяется как острое негативное переживание, причиной которого выступает борьба структур внутреннего мира личности, отражающее противоречивые связи с социальной средой и задерживающие принятие решений.

К настоящему времени понятие «конфликт» не имеет единой, четкой формулировки и зависит от принадлежности к той ли иной дисциплине. Так, например, в междисциплинарном обзоре А.Я. Анцупова и А.И. Шипилова были выделены 11 областей научного знания, к которым относится понятие «конфликт». Данными авторами была составлена характеристика изменений, которые происходят в различных сферах личности при наличии внутриличностного конфликта: когнитивная, эмоциональная, поведенческая, интегральные показатели [5].

Подходя к вопросу о диагностике внутриличностного конфликта у старшеклассников, следует отметить, что такие исследователи, как Л.С.Выготский, Ст. Холл, Э.Шпрангер описывали подростковый возраст как переломный, переходной, критический период развития личности, связанный, чаще всего, с периодом полового созревания. Этот возраст несет за собой появление некоторых психологических новообразований: самосознание, развитие понятийного мышления, развитие «чувства взрослости». Главной проблемой феномена внутриличностного конфликта в данном возрасте является тот факт, что подросток не осознает внутренних противоречий и, таким образом, возникают проблемы, связанные с диагностикой [4].

Профессиональное самоопределение – сложный процесс, включающий в себя внутреннее качество личности (учащегося старшей школы), которое приобретается в жизнедеятельности (в образовательном процесс); характеризующееся степенью сформированности обобщенных характеристик, благодаря которому обеспечивается возможность личности возможность личности (учащемуся старшей школы) сознательно и обоснованно избирать вид профессиональной деятельности и соответствующей образовательной траектории [1]. На плечи старшеклассника ложится огромная ответственность за тот выбор, который он совершает. Безусловно, кроме собственных желаний и намерений, существуют факторы, которые оказывающие не менее важное давление на выпускника. К ним можно отнести позиции родственников, мнение учителей, имидж профессии, социально-экономические факторы и т.д. Поскольку речь идет о самоопределении, то этот конфликт имеет внутриличностный характер. Следует также учитывать тот факт, что, определившись с будущей профессией, сложности не заканчиваются, т.к. в процессе профессионального становления личности постоянно возникают проблемы самоопределения: при выборе профессионального учебного заведения, профессии, специальности, при включении в профессиональный коллектив и т.п. – и всегда самоопределение принимает характер конфликта, который становится основой кризисных явлений [6].

Цель: диагностировать внутриличностный конфликт у старшеклассников.

Гипотеза: в представлениях о своей будущей профессии у старшеклассников, испытывающих внутриличностный конфликт, и у старшеклассников, не имеющих внутриличностного конфликта, различий не существует.

Объект исследования: профессиональное самоопределение учащихся старших классов.

Предмет исследования: особенности внутриличностного конфликта в процессе профессионального самоопределения у старшеклассников.

Задачи:

1.  Провести теоритический анализ феномена внутриличностного конфликта.

2.  Подобрать методическую и эмпирическую базу для исследования

3.  Диагностировать внутриличностный конфликт у старшеклассников.

4.  Провести сравнительный анализ показателей степени сформированности профессионального самоопределения у старшеклассников с внутриличностным конфликтом и без него.

В соответствии с гипотезой и задачами исследования были выбраны следующие методы исследования: теоретические методы (анализ, систематизация, обобщение теоретических, эмпирических данных); методы анкетирования (авторская анкета «Представления старшеклассников о будущей профессии») и тестирования при помощи психодиагностических методик в бланковой форме: Тест смысложизненных ориентаций (методика СЖО) (Д. А. Леонтьев), тест-опросник самоотношения (В.В. Столин, С.Р. Пантелев), шкала депрессивности Бека (1961).

С целью проведения эмпирического исследования, направленного на выявление различий в представлениях о своей будущей профессии у старшеклассников, испытывающих внутриличностный конфликт, и у старшеклассников, не имеющих внутриличностного конфликта, нами была сформирована выборка из 41 человека, учащихся 10-11 классов, из них 23 девушки и 18 юношей ОШ им. А.Маринеско №61 г. Севастополь. Выбор данной возрастной группы обусловлен тем, что именно в 10-11 классе у учеников происходит процесс профессионального самоопределения и, чаще всего, именно на этой почве формируется внутриличностный конфликт.

Обработка полученных данных проводилась при помощи статистического пакета для социальных наук SPSS Statictics 12.0.

Для определения степени сформированности профессионального самоопределения была создана авторская анкета «Представления старшеклассников о будущей профессии». Основной методикой, позволяющей выявить наличие внутриличностного конфликта, был выбран тест-опросник самоотношения В.В.Столина. В ходе ранжирования выборка была разделена на 2 группы: 14 человек имеют внутриличностный конфликт, 27 – нет. При статистическом анализе показателей исследуемых параметров для двух групп испытуемых с использованием критерия Манна – Уитни были обнаружены значимые различия. Проведенный корреляционный анализ позволил выявить статистически важные связи на уровне p≤0,01 между следующими показателями: самоотношением и аутосимпатией, самопониманием и самоуважением, самопониманием и самообвинением, в группе учеников без внутриличностного конфликта и связи между самоувенностью и самоуважением, самопринятие и аутосимпатия. в противоположной группе. В процессе анализа результатов корреляционного анализа была обнаружена связь, характерная как для группы «с», так и «без» внутриличностного конфликта на уровне p≤0,01 между: самопринятием и аутосимпатией. Можем предположить, что аутосимпатия напрямую зависит от значения самопринятия. Если самооценка человека будет негативной, душевное равновесие будет нарушено, то полюс аутосимпатии будет приобретать негативный полюс, – видения в себе по преимуществу недостатков, низкая самооценка, готовность к самообвинению. Для стандартизации данных авторской анкеты была проведена проверка на соответствие полученных данных нормальному распределению с использованием метода накопленных чистот. По закону нормального распределения были получены следующие диапазоны для стандартизации авторской анкеты: от 0 до 84 баллов – низкий уровень сформированности профессионального самоопределения, от 84 до 96 баллов – средний уровень сформированности, и, наконец, от 96 до 105 баллов. Выборка была разделена на 3 группы: 15 учеников (37%) имеют низкую степень сформированности профессионального самоопределения, 20 учеников (49%) – средний уровень и 6 учеников (15%) – высокий уровень, соответственно. Таким образом, 64% учеников имеют средний высокий уровень.

Сопоставив данные полученные в ходе дифференциации выборки по тесту – опроснику самоотношения В.В.Столина, полученными в результате разделения по степени сформированности внутриличностного конфликта были получены следующие данные:

В группе с низкой степенью сформированности профессионального самоопределения, у 26%(4 из 15) выявлен внутриличностный конфликт. В группе со средним уровнем сформированности профессионального самоопределения внутриличностный конфликт выявлен у 6 из 20 человек, что составляет 30%. И, наконец, в группе, имеющей высокий уровень сформированности профессионального самоопределения, внутриличностный конфликт обнаружен у 50% (3 из 6 человек).

Таким образом, можем сделать вывод, что гипотеза, выдвинутая нами ранее, получила свое подтверждение. Нельзя считать показатель наличия или отсутствия внутриличностного конфликта определяющим параметром при формировании профессионального самоопределения.

 

Список литературы:
1. Ананьина Е.В. Готовность старшеклассников к профессиональному самоопределению. – М., 2006. – № 9.
2. Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология. Учебник для вузов. – М.: ЮНИТИ, 1999. – 551с.
3. Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология. Учебник для вузов. – М.: ЮНИТИ, 1999. – 551с.
4. Выготский Л.С. Педология подростка // Выготский Л.С. Собр. соч.: В 6 т. Т. 4. – М., 1984.;
5. Гришина Н.В. Психология конфликта (2-е изд.) – Спб: Питер, 2008. – 533с. 
6. Зеер Э.Ф., Сыманюк Э.Э. Кризисы профессионального становления личности // Психологический журнал, 1997, т. 18, №6 
7. Юнг К.Г. Психологические типы. – СПб.: «Ювента» – М.: «Прогресс – Универс», 1995.