Статья:

АКТИВНЫЕ ПРИЕМЫ ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ ИСТОРИИ (НА МАТЕРИАЛЕ РАБОТ ДЖОНА ФИЛДИНГА)

Конференция: XXXI Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: гуманитарные науки»

Секция: 6. Педагогика

Выходные данные
Жилина А.А. АКТИВНЫЕ ПРИЕМЫ ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ ИСТОРИИ (НА МАТЕРИАЛЕ РАБОТ ДЖОНА ФИЛДИНГА) // Молодежный научный форум: Гуманитарные науки: электр. сб. ст. по мат. XXXI междунар. студ. науч.-практ. конф. № 2(30). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_humanities/2(30).pdf (дата обращения: 22.11.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

АКТИВНЫЕ ПРИЕМЫ ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ ИСТОРИИ (НА МАТЕРИАЛЕ РАБОТ ДЖОНА ФИЛДИНГА)

Жилина Анна Андреевна
студент Владимирского государственного университета им. А.Г. и Н.Г. Столетовых, РФ, г. Владимир
Датчук Наталья Юрьевна
научный руководитель, доц. кафедры русской и зарубежной филологии Владимирского государственного университета им. А.Г. и Н.Г. Столетовых, РФ, г. Владимир

Один из наиболее важных предметов школьного учебного плана с точки зрения нравственно-патриотического развития - история, редко является любимым предметом школьников. Называются основные причины негативного отношения учеников к истории: нужно запоминать много информации (имена, даты, события); изучаемый материал, как правило, относится к прошлому и кажется не имеющим никакого практического смысла, и, следовательно, неинтересным; учитель все время говорит на уроке, а ученикам остается только слушать. Это приводит к безразличию учеников к предмету, снижению желания учиться, негативному отношению к познавательной деятельности в целом. При этом дети по своей природе активны, инициативны, сообразительны, изобре­тательны и любознательны. Задача учителя истории - сделать свои уроки как можно более интересными, разнообразными, содержательными. Для этого необходимо использовать активные методы преподавания предмета, создавать на уроке условия для проявления познавательной активности учеников, то есть конструировать процесс обучения, ориентированный на развитие творчества и самостоятельности ученика, активизируя его внутренние потенциальные силы.

 На целесообразность ориентировать учебный процесс на развитие и реализацию потенциальных возможностей обучаемого указывают исследования многих выдающихся русских и зарубежных педагогов прошлого и настоящего (И. Г. Песталоцци, А. Дистервег, К. Д. Ушинский, Л. С. Выготский, Л. В. Занков, В. В. Давыдов и др.). Например, ещё в первой половине XIX века А. Дистервег подчёркивал, что развитие умственных способностей детей должно носить практический характер. Его педагогические идеи созвучны задачам, которые стоят перед образованием сегодня, и получают дальнейшее развитие в исследованиях российских, европейских, американских педагогов. Тем более важно и полезно изучать первоисточники в оригинале, на языке автора.
 В своей статье “Engaging Students in Learning History” Джон Филдинг указывает на то, что обучение истории будет тем успешнее, чем более вовлеченными будут ученики в работу над изучаемым материалом на уроке и во внеучебной деятельности. Развитие исторического воображения у учеников, по мнению профессора Филдинга, должно стать основной задачей учителя истории. В этом случае интерес к истории сохраняется в течение всей жизни: чтение исторической литературы для удовольствия, интерес к генеалогии семьи, коллекционирование, путешествия, посещение музеев и пр.

Проанализировав известные стратегии (задания) на основании личного опыта, профессор Филдинг разбил их на 3 группы: интересные, но неэффективные стратегии; интересные, но не всегда эффективные стратегии; интересные, творческие и эффективные стратегии.

Первая группа включает в себя следующие задания:

1.  Кроссворды (cross word puzzles), головоломки (word searches), и заполнение пропусков (fill in the blanks). Эти задания хорошо закрепляют в памяти даты и термины, но они не дают представления об историческом контексте, не прививают навыков критического мышления историка. Эти задания не позволяют представить эпоху или события.

2.  Поиск предметов (trivia pursuit). Это задание основано на популярной игре «Поиск предметов». Игры стимулируют интерес к изучению истории, однако такой прием наиболее эффективен в начале урока при обозначении задач урока и в конце урока для закрепления изученных фактов.

3.  Плакаты (posters). Эти задания разнообразят рутинные методы работы. Они особенно полезны для студентов, которые любят рисовать. Преподаватель предлагает студентам создать собственные постеры на одну из исторических тем. Внося разнообразие в ход урока такие задания не ведут к критическим размышлениям.

Задания второй группы имеют хороший потенциал. Они вносят разнообразие, развивают навыки критического мышления и принятия решения. Но, как правило, эти задания не развивают историческое воображение. Эта группа включает в себя:

1.  Просмотр фильма, видео или DVD (Watching films, videos or DVD’s). Видео может помочь ученикам визуализировать эпоху или событие, могут стимулировать интерес. Однако эти задания носят пассивный характер: без дискуссии о видео невозможно понять усвоили ли студенты материал.

2.  Экскурсии (Field trips). Эти задания предполагают изменение местоположения, наличие свободного времени. Однако нужно не развлекать учеников, а заставить их анализировать увиденное. Нужно заставить учеников размышлять о том, что они испытывают, почему местоположение так важно.

3.  Дебаты (Debates). Автор статьи в качестве примера приводит форму дискуссии, предложенную Эдвардом Дебоно (Edward DeBono’s PMI). Она называется ПМИ, где «П» означает плюс или положительный, «M» - минус или отрицательный, «И» - интересной, способный заинтересовать. Концепция состоит в том, чтобы организовать мозговой штурм какого-либо исторического события группой учеников и зафиксировать положительные, отрицательные и интересные аспекты проблемы. ПMИ расширяет обычную дискуссию, ведет к вдумчивому размышлению о прошлом.

4.  Еще одна альтернатива дискуссии – «U-образный» форум (“U-shape” forum). В аудитории ученики рассаживаются таким образом, чтобы форма столов напоминала латинскую букву «U». Ученики с разными точками зрения садятся на противоположные стороны «U». Ученики со смешанными мнениями сидят в соответствующих местах вдоль закругленной части. В различных стадиях обсуждения, ученики могут перемещаться вдоль стола, в зависимости от того, как изменяются их интеллектуальные позиции. Таким образом, выявляется весь спектр мнений.

5.  Карта памяти (Mind Map). Ученики не очень любят писать отчеты, эссе. Однако после просмотра видео или прочтения чего-либо, необходимо понять, что они усвоили. В этом случае, по мнению автора, хорошо использовать такое задание, как «карта памяти» т.е. ученик излагает усвоенное в виде схемы. Такая карта визуализирует процесс мышления ученика, помогает раскрыть понимание причинно-следственных связей. При помощи карт памяти ученики объясняют свои идеи и то, что они усвоили.

6.  График событий (Events graph). При помощи графика событий, преподаватель дает ученикам представление о хронологии основных событий. Сначала устанавливаются критерии оценки событий. Ученики определяют значимость событий в соответствии с набором критериев. Например, сколько людей пострадало от данного события? Может ли оно иметь последствия? Они проводят исследования, чтобы узнать больше о событиях. Ученики делают гистограмму ранжирования каждого события от 0 до 10, где 10 - наиболее важные. Ведутся дискуссии и излагаются различные мнения. Затем ученики делают выводы с помощью построенных графиков.

Наиболее важный элемент третьей группы стратегий - активирование исторического воображения студента. Она включает в себя:

1.  Ролевые игры, воспроизведение события, «картины» и моделирование (Role-playing, re-enactments, tableaux and simulations). Такие задания полезно проводить хотя бы один раз в семестр. Моделирование каких-либо исторических событий ставят ученика в ситуации принятия решений. Ученики больше узнают о происходившем процессе, приобретают полезные навыки (например, ведение переговоров, поиск компромиссов), переживают эмоции определенной исторической эпохи.

2.  «Картины» (Tableau). Ученики надевают костюмы и разыгрывают сценки, которые связаны с каким-либо историческим событием. Серия картин может быть использована для воссоздания события. Самым важным аспектом является «разбор полетов». Что изображалось, почему это было важно, достаточно ли это точное воссоздание события?

3.  «Шагаем в историю» (Stepping into the Picture) - сочетание ролевой игры и «Картины»). Профессор разработал эту стратегию после того, как принимал участия в семинаре «История жива!». Идея состоит в том, чтобы распределить среди учеников роли людей на картине. Ученики исследуют их личности, обсуждают событие на фотографии. Это «включает» историческую фантазию. Недостатком данной стратегии является, что ученики хотят перенести настоящее на прошлое. Необходим контроль со стороны учителя, чтобы воссоздать точную историческую обстановку.

4.  «Открытки из прошлого» (Postcards from the Past). Интересная альтернатива обычного урока. Открытка должна быть как можно исторически более точной. Ученикам необходимо провести исследование. При создании открытки необходимо требовать от учеников ответить на вопросы: что, где, кто, когда и почему и некоторые аспекты «как». Это упражнение очень эффективно. Оно пробуждает воображение, требует исследования, является творческим, активным обучением.

5.  «Наследие или исторические минуты» (Heritage or history minutes). Эта стратегия развивалась на основе популярных телевизионных рекламных роликов «Минуты наследия». Класс разделяется на небольшие рабочие группы. Ученики выбирают историческую эпоху, личность, проводят исследование. Данное задание развивает практически ценные навыки самостоятельной исследовательской деятельности. Это активное и творческое обучение.

6.  «Историческая фантастика» (Historical Fiction). Большинство людей любят читать историческую фантастику. Ученики пишут вымышленные истории. При этом изучают реальные исторические факты, проводят исследование. Они должны быть вовлечены в изложение истории насколько возможно более точное. Необходимо поощрять использование первичных документов как источников информации. Хорошее исследование, применение воображения, и написание рассказа об историческом событии или человеке является очень полезным заданием.

7.  Некролог или панегирик (Obituary or Eulogy). Некролог представляет собой резюме или краткий рассказ о жизни человека. Ученики ищут первичные документы на известных людей. Написание некролога или панегирика по вторичным источникам требует исследовательских, творческих, повествовательных способностей и навыков письменного высказывания. Ученики могут также практиковать навыки публичных выступлений, представляя свой панегирик.

При изучении истории ученики хотят разнообразия. Они хотят решать сложные задачи, но еще и не быть перегруженными. Они хотят быть в состоянии думать, рассказывать, и творить историю. Они должны иметь возможность принимать некоторые решения и использовать свое воображение. Учителю важно, чтобы ученики не только хорошо знали предмет, но и получали удовольствие, радость от самого процесса обучения, были смышлеными и сообразительными. Задача учителя воспитывать таких учеников. Использование активных методов обучения, вовлечение учеников в творческую предметную деятельность заставляет ребёнка активизировать свою мыслительную деятельность, обучает поиску новых источников информации, формирует навыки исследовательской деятельности, что, в свою очередь, способствует саморазвитию и самообучению личности в течение всей жизни.

 

Список литературы:
1. Васаева М. Н. Нетрадиционные формы уроков / Преподавание истории и обществознания в школе, 2001, № 7. 
2. John Fielding New Approaches to Teaching History Engaging Students in Learning History. Canadian Social Studies, Volume 39 №2, Winter 2005. 
3. Студеникин М. Т. Методика преподавания истории в школе. М., 2002.