К ВОПРОСУ О КЛАССИФИКАЦИИ СРЕДСТВ ПРОЯВЛЕНИЯ ОБРАЗА АВТОРА В ЛИНГВИСТИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ
Секция: 4. Лингвистика
лауреатов
участников
лауреатов
участников
XXXI Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: гуманитарные науки»
К ВОПРОСУ О КЛАССИФИКАЦИИ СРЕДСТВ ПРОЯВЛЕНИЯ ОБРАЗА АВТОРА В ЛИНГВИСТИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ
В последнее время в научном пространстве существует тенденция к изменению принципов анализа языка и речи. Все больше внимания уделяется антропоцентрическому подходу, провозглашенному впервые в трудах В. фон Гумбольдта. В связи с этим наблюдаются новые перспективы лингвистического анализа текста в антропоцентрическом аспекте, происходит перенос акцента на анализ взаимодействия языка и человека. Язык является не функцией коммуникативного акта, а его продуктом, в котором отражается реальность такой, какой ее воспринимает субъект [3, с. 138].
Одним из проявлений антропоцентризма в языке можно считать категорию модальности. Существуют различные определения данной категории. С нашей точки зрения наиболее полное определение модальности как макрокатегории дано в Большом Энциклопедическом словаре: модальность ‒ категория, выражающая отношение говорящего к содержанию высказывания, отношение последнего к действительности. Модальность может быть представлена как категория, выражающая отношение содержания высказывания к действительности (объективная: реальная / ирреальная), а также отношение говорящего к сообщаемому (субъективная) [2, с. 879].
Авторская модальность, являясь составляющей содержательной структуры текста, представляет воплощение индивидуально-авторского видения мира, эмоционально-оценочной и духовной сферы языковой личности автора.
В различных видах текстов модальность проявляется в разной степени, что зависит от индивидуальной манеры автора, объекта описания, прагматической установки, соотношения содержательно-фактуальной и содержательно-концептуальной информации, и чем отчетливее проявляется личность автора в его произведении, тем выше этот коэффициент.
В связи с тем, что модальность в процессе коммуникативного акта отражает отношения субъекта (говорящего) к действительности, можно говорить о коммуникации автора с читателем, так как в художественном тексте происходит проявление личности автора. Однако редко можно увидеть открыто выраженную позицию автора, написанную в виде лирических отступлений, чаще всего она скрыта. Модальность в плане коммуникации персонажей, а также модальность коммуникации автора с читателем формирует общую текстовую модальность, отражающую авторское отношение к действительности [5, c.3].
Авторская модальность в произведении отражает картину мира автора, выражающуюся в его индивидуальной языковой системе и реализующуюся в языке конкретного произведения [6, с. 13].
Способы выражения авторского «я» могут быть различными для каждого автора и разновидности текста, так как в данной речевой ситуации именно автор является центральной фигурой и дает свою оценку изображаемому. Данные способы выражения всегда целенаправленны и выражают определенную неречевую задачу, реализация которой создает модальность текста. Таким образом, текст представляет собой совокупность формальных и содержательных элементов с учетом целевой установки, интенции автора, условий общения и личностных ориентаций автора.
Проявление авторского «я», как и категория модальности в целом, рассматривается с нескольких точек зрения. Так, например, Г. Паррэ выделяет четыре типа проявления модальности: дистрибутивная («лексикализированная»), пропозициональная, иллокутивная, аксиологическая («savoir», «pouvoir», «vouloir», «devoir») [10, с. 47].
Согласно семиотическому подходу А.-Ж. Греймаса, существует четыре модальных предиката («savoir», «pouvoir», «vouloir», «devoir») и два модализированных высказывания («faire», «être»). Они создают таксономию восьми логик: «vouloir» / «devoir» / «pouvoir» / «savoir» X «faire»; «vouloir» / «devoir» / «pouvoir» / «savoir» X «être». При этом «faire» связывается с субъективной (деонтической), а «être» с объективной (алетической) логикой. Сочетание «devoir faire» выражает должетствование (деонтическая модальность), «devoir être» (алетическая модальность) [7, с. 97].
А. Менье утверждает, что модальность может выражаться различными способами: с помощью наклонения, времени, вида, модальных глаголов, отрицания, вида фразы и модальных слов [9, с. 8]. Согласно мнению ученого, можно выделить модальность речевого акта и модальность высказывания. В коммуникативном процессе модальность речевого акта выражается в отношении говорящего к собеседнику, придавая высказыванию утвердительную, вопросительную или повелительную форму, в то время как модальность высказывания указывает на отношение говорящего к содержанию высказывания. В речи они составляют единое целое, однако фраза может обладать только одной модальностью речевого акта, в то время как модальностей высказывания может быть несколько.
Если рассматривать средства проявления авторского «я» с точки зрения их присутствия на различных языковых уровнях, то их можно разделить на три группы:
1) грамматические;
2) лексические;
3) фонетические.
К грамматическим средствам проявления относятся система местоимений, дейксис и его средства, указатели аутореферентных временных параметров, система глагольного спряжения, простые и сложные предложения, вводные слова. Рассмотрим подробнее данные средства.
Личные местоимения, согласно мнению Э. Бенвениста, – это языковые формы, которые обозначает «лицо», не относясь при этом к индивиду [1, с. 295]. Такие местоимения не имеют никакой лексической сущности, так как относятся к говорящему только тогда, когда он говорит, в определенный момент времени.
Следующим этапом проявления субъективности в языке является дейксис, который выражает пространственные и временные отношения вокруг говорящего, то есть определяет ситуацию по отношению к акту речи, и выражается с помощью ceci, ici, maintenant, cela, hier, l’an dernier и пр. Авторское «я» также проявляется в системе временных отношений: линией раздела между прошлым и будущим служит референтное соотношение с настоящим. Такие формы как je suppose, je présume, je pose помогают выразить определенное отношение к последующему высказыванию.
Промежуточное место между грамматическими и лексическими средствами выражения авторского «я» занимают модальные глаголы. К ним относятся falloir, pouvoir, devoir и vouloir.
Не менее важным средством выражения модальности являются глагольные наклонения: Indicatif, Impératif, Conditionnel, Subjonctif.
Что касается лексических средств, то они представлены различными лексическими единицами и языковыми выражениями, объединенными оценочной функцией.
Так, например, это наречия на –ment (surement, certainement, absolument), предикативные прилагательные в составе безличных предложений (il est probable, il est possible, il est évident).
Фонетические средства проявляются в интонации, которая выражает удивление, сомнение, уверенность, недоверие, протест, иронию и т.д. В тексте это передается с помощью соответствующей пунктуации.
Таким образом, средства проявления авторского «я» довольно разнообразны. Важно отметить, что категория авторской модальности во многом определяется личностью автора, его эмоциональной и этической сферами и может выражаться различными средствами: морфологическими, лексическими, фразеологическими, синтаксическими, интонационными, композиционными, стилистическими. Она представляет собой способ выражения авторской оценки, способ выражения подтекста, который всегда формируется в результате сознательной литературной обработки автором языковых фактов для организации экспрессивной переоценки неавторского слова читателем.