К ПРОБЛЕМЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В РОССИЙСКИХ ВУЗАХ
Секция: 8. Физическая культура
XXXI Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: гуманитарные науки»
К ПРОБЛЕМЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В РОССИЙСКИХ ВУЗАХ
Во всех странах мира, включая Россию в связи с социально-экономическим кризисом складываются неблагоприятные тенденции , которые определяют негативное физическое состояние и низкие социальные перспективы сохранения здоровья молодого поколения. В настоящее время проблема здоровьесбережения является наиболее злободневной, и на ряду с системой образования постоянно претерпевает реконструкции и модернизацию. Многие технологии адаптируются под обновляющиеся образовательные программы высших учебных заведений. Здоровьесбережение в организации образовательного процесса является средством достижения оптимального баланса между обучением и физическим здоровьем студента.
Ряд ученых исследующих проблематику здоровьесбережения в вузах РФ уделяют особое внимание физическому развитию студентов. Проведя системный анализ физиологического состояния молодых людей, им удалось выявить ряд патологий физического развития связанных с ведением малоподвижного образа жизни, снижением физической подготовленности, а также приобретением ряда сопутствующих заболеваний. С каждым годом растет число обучающихся, которые по той или иной причине имеют физические ограничения, в связи с чем, получают полное или частичное освобождение от практических занятий физической культурой и спортом по состоянию здоровья.
Молодые люди осознают факторы риска по отношению к здоровью и прежде всего выделяют злоупотребление алкоголем и курение. Немного меньшее количество юношей и девушек отмечают недостаток двигательной активности, загрязнение окружающей среды, перегруженность учебными и бытовыми обязанностями. [3, 130].
В тоже время по данным исследований одной из главных причин, влияющей на здоровье у 73 % студентов является интенсивность учебного процесса, и, как следствие, стрессовые ситуации в высшем учебном заведении испытывают 90% студентов 1 курса и 80% студентов 2 курса. Недостатки в существующей системе физического воспитания и несоблюдение элементарных физических и гигиенических требований к организации учебного процесса отмечают 33% студентов 1 курса и 43% студентов 2 курса. Причинами такого состояния является отсутствие у молодежи культуры здоровья, ценностной мотивации на здоровый образ жизни, недостаток специалистов, способных грамотно и умело участвовать в формировании здоровья, предупреждать опасность развития вредных привычек и способы лечения различных заболеваний, материальное обеспечение вуза. [1].
Поступая в вуз, студенты неизбежно сталкиваются со стрессом, что обусловлено сменой деятельности, повышенной сложностью образовательного материала, периодом адаптации к новой образовательной среде и, как следствие, появление синдрома усталости с серьезным нарушением физиологических показателей. Здоровьесберегающие технологии помогают смягчить, а в некоторых случаях и нейтрализовать негативное воздействие переутомления.
Физическая культура и спорт являются универсальным средством с помощью которого студенты могут улучшить стиль и качество жизни. Активные и систематические занятия помогают не только улучшить физическое состояние, подготовленность, физически совершенствоваться, но и рекреативно отдыхать. [2, с. 25].
Большинство студентов игнорирует лекции по физической культуре, тогда как они являются основным источником информации. У молодого поколения четко выражен интерес к средствам оптимизации образа жизни, оздоровительным методикам, контролю и самоконтролю в процессе занятий физическими упражнениями, к методике использования дыхательных упражнений, закаливания и вопросам регулирования половой жизни. В виде лекций, методико-практических занятий по физической культуре необходимо знакомить студентов с этой и другой информацией связанной с использованием массажа и самомассажа, сауны, аутогенной тренировки, нетрадиционных систем физических упражнений (йога, ушу, и др.). Проводить лекции, беседы и диспуты с медработниками по вопросам применения лекарств, витаминов, гомеопатических препаратов и т.п. [3,с. 135].
Комплекс мероприятий, по укреплению здоровья обучающихся должен постоянно контролироваться руководством вуза. Но из-за недостаточного финансирования ряда высших образовательных учреждений, порой не в полной мере функционируют и оснащаются лекарствами медицинские кабинеты и консультационные пункты, не укомплектован штат медработников, нет условий для полноценных занятий, не используется разнообразие средств и методов физической активности, занятия проводят неквалифицированные специалисты.
Частые нервно-психические перенапряжения, психические переутомления, недостаточная двигательная активность, неправильная осанка, переохлаждение, нарушение режима и культуры питания, курение, употребление алкоголя, наркотики и другие вредные привычки негативно влияют на здоровье молодого организма. К сожалению, не многие способны предотвращать физические перегрузки посредствам использования здоровьесберегающих технологий. [4].
Молодежь это трудовой и интеллектуальный потенциала государства. Только использование инновационных образовательных и здоровьесберегающих технологий в обучении будет способствовать в дальнейшем подготовке не только высокопрофессиональных, но и физически здоровых кадров [5].
Неблагоприятную тенденцию ухудшения здоровья студентов можно улучшить, с одной стороны формируя положительно мотивированную позицию молодежи на активно - деятельностное отношение к самоорганизации здорового образа жизни. С другой, опираясь на предлагаемую государством модель улучшения здоровья обучающихся, разрабатывать и в полной мере использовать различные инновационные технологии по здоровьесбережению молодого поколения в высших учебных заведениях.
Но реальность увы такова, что существующий перечень программ по улучшению здоровья студентов не всегда используется успешно. Это зависит от многих факторов, например: от финансирования вуза, его статуса, расположения и от того, насколько пристальное внимание уделяется данной проблеме в конкретном образовательном учреждении. Здоровьесберегающие технологии играют важную роль в организации образовательного процесса постоянно модернизируются и совершенствуются. Неотъемлемым фактором профессионального роста всегда будет физическое здоровье, поэтому вузы, в которых большое внимание уделяется использованию здоровьесберегающих технологий будут жизнеспособны и успешны.