Статья:

УРОКИ СЛОВЕСНОСТИ: ЕСТЬ ЛИ У НИХ БУДУЩЕЕ?

Конференция: XXXI Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: гуманитарные науки»

Секция: 9. Филология

Выходные данные
Перченко О.Н. УРОКИ СЛОВЕСНОСТИ: ЕСТЬ ЛИ У НИХ БУДУЩЕЕ? // Молодежный научный форум: Гуманитарные науки: электр. сб. ст. по мат. XXXI междунар. студ. науч.-практ. конф. № 2(30). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_humanities/2(30).pdf (дата обращения: 31.03.2020)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

УРОКИ СЛОВЕСНОСТИ: ЕСТЬ ЛИ У НИХ БУДУЩЕЕ?

Перченко Ольга Николаевна
студент 5 курса Южного Федерального Университета, РФ, г. Гуково
Белик Наталья Александровна
научный руководитель, ассистент кафедры теории языка и русского языка ЮФУ, РФ, г. Ростов-на-Дону

Обучение на уроках словесности в современной школе осуществляется в условиях значительных изменениях во всей системе образования. Эти изменения обусловлены необходимостью приведения качества последнего в соответствие с требованиями современного общества, которое предъявляет своим гражданам требования овладения навыками творческого мышления. Развитие творческих способностей учащихся и воспитание личности с активной жизненной позицией – одна из важнейших задач современной школы.

Данная проблема актуальна не только в нашей стране, но и за рубежом. Задатки творческой личности есть в каждом ребенке. Педагогу их важно раскрыть и развить, чтобы будущий выпускник школы не только овладел материалами школьной программы, но и сумел творчески применить их в различных жизненных ситуациях, найти решение любой проблемы. Все это возможно только в результате педагогической деятельности, создающей условия для творческого развития учащихся. Таким образом, проблема развития творческой личности на уроках словесности является одной из наиболее актуальных, которые решает ФГОС.

Одним из важнейших условий развития интереса учащихся учебной деятельности - это разнообразия изучаемого материала, разнообразие видов деятельности, разнообразие поисков работы.

 Начать развитие творческих способностей можно с эвристических задач, которые направлены на развитие орфографических навыков, знание теоретического материала. Не оставляют учеников равнодушными и этимологические экскурсы. Благодаря таким заданиям у учащихся пробуждается живой интерес к слову и его структуре.

Также творческие способности учащихся на уроках словесности развивает составление ребятами опорных сигналов, которые особенно уместны при изучении трудных тем.

Современные дети сейчас очень мало читают, пишут, мыслят. За них все это делают гаджеты, и чтобы хоть как-то привлечь внимание обучающихся к урокам словесности, приходится применять различные эвристические задачи из литературных произведений.

Например, при изучении темы «Устаревшие слова» в 6 классе использовала в качестве материала берется отрывок из произведения А.С. Пушкина «Сказка о золотой рыбке», где ребята читают текст, анализируют его идейно-тематическое содержание. Разбираем устаревшие слова, уточняем их значение, сферу употребления, а затем распределяем на две группы устаревшие слова.

Предлагаю работать в парах или в группах, так как это позволит слабым ученикам не чувствовать себя ущемленными и повторить еще раз теоретический материал.

А составление опорных сигналов и кластеров позволяет активизировать творческие способности учащихся и систематизировать пройденный учебный материал.

Проблемно-поисковая беседа стимулирует умственный поиск, так как выход из проблемной ситуации всегда связан с четким осознанием проблемы, ее формулировкой. Проблемное обучение направлено на развитие самостоятельности ученика и способствует развитию творческих способностей.

На каждом уроке я не объясняю своим ученикам новый материал, а предлагаю им самим объяснить тему урока. Ребята готовятся к уроку, учат теоретический материал, выбирают интересные задания, которые будут направлены на развитие творческой личности, систематизируют все и, конечно, советуются со мной. Таким образом, повышается уровень качества знаний на уроках словесности, а учащиеся приобретают навыки публичного выступления.

 Особое место среди различных видов работ на уроках словесности занимают творческие работы: творческие диктанты, изложения, сочинения.

Следует отметить, что все эти виды работ помогают учащимся принимать участие в олимпиадах, конкурсах по русскому языку и литературе, конкурсных сочинениях. Отрадно то, что в таких конкурсах принимают участие не только сильные ученики, но и слабые. Особенно радует, когда слабый ученик занимает призовое место в международном или всероссийском конкурсе. Это повышает его самооценку и позволяет развиваться дальше.

В работе по развитию творческой личности на уроках словесности начинаем с малого. Сначала отрабатываем навыки написания сочинения-миниатюры, а потом переходим к сочинениям, в которых обучающиеся раскрывают свои творческие способности, учатся мыслить, рассуждать, сопереживать. Все зависит от темы сочинения. Особенной популярностью пользуется эпистолярный жанр. Ребята очень любят писать сочинения в виде письма.

Таким примером может служить работа ученика 8 класса, который, успешно пройдя городской этап, стал призером областного этапа всероссийского конкурса сочинений «Лучший урок письма».

Можно сказать, что успеваемость этого ученика на уроках словесности средняя. Но он так увлекся своей работой, которую посвятил своему прадеду, герою Великой Отечественной войны, что написал ее на одном дыхании.

Также в процессе обучения на уроках словесности создаются условия для исследовательской деятельности учащихся, которая увеличивает объем знаний, полученных самостоятельно; возрастает интерес среди учащихся, которые недостаточно себя проявляют на уроках. А исследовательская деятельность позволяет им развить творческие способности.

Исследовательская деятельность обучающихся может быть организована на трех уровнях: школьном, учебно-исследовательском, научно-исследовательском.

Школьный уровень можно назвать реферативным, так как деятельность учащихся на этом уровне сводится к поиску информации по выбранной теме и написанию реферата.

Учебно-исследовательский уровень позволяет учащимся работать с первоисточниками, обязательно проведение каких-либо экспериментов или другой практической направленности. Данный уровень помогает учащимся не только находить материал, но и научиться его систематизировать, делать выводы. Особенной популярностью у учащихся пользуются исследовательские работы, связанные с этимологией фамилий, имен, с жизнью своих земляков.

Третий уровень подразумевает взаимодействие педагога и ученика, которые должны вместе делать выводы, логические умозаключения, предложения по проведению эксперимента, самостоятельные трактовки результатов.

Таким образом, исследовательская деятельность является важнейшим средством развития творческой личности.

Метод проектной деятельности, применяемый на уроках словесности, способствует развитию самостоятельных исследовательских учений, логического мышления и творческих способностей. Работа над проектом формирует компетентности учащихся в организации проектной деятельности, развивает умение планировать проект в соответствии с поставленными целями. Проектная деятельность развивает умение работать в команде, формирует навыки публичного выступления.

Подготовка к такому уроку по проектной деятельности становится творческим процессом, позволяющим развить творческие способности учащихся, которые они смогут применить в повседневной жизни.

Следовательно, метод проектов на уроках словесности позволяет учащимся активно приобретать и применять знания и умения, расширять свой учебный арсенал, а затем переносить приобретенный опыт на другие виды учебной и внеурочной деятельности.

Такой проект был разработан и проведен в рамках внеурочной деятельности, посвященный Дню матери в России.

Целью данного проекта было создание условий для всестороннего

развития школьника, воспитание уважения, бережного и заботливого отношения к матери; развитие творческих способностей и лингвистический и коммуникативных компетенций;

В ходе данного вида деятельности ученики решали следующие задачи:

1.  Углубить знания детей о роли мамы в их жизни;

2.  Развивать интерес ребёнка к своим близким;

3.  Воспитывать уважительное, трепетное отношение к самому дорогому человеку на свете – маме.

Ребята разделили проект на несколько этапов, каждый из которых играл свою роль в заключительном праздничном концерте:

1 этап – акция «Открытка для мамы»

2 этап – акция «Подарок маме»

3 этап – акция «Рисуем портрет мамы»

4 этап – акция «Казачата пишут письмо мамам»

5 этап – акция «Позвони маме»

6 этап – праздничный концерт, посвященный Дню матери.

Этот проект позволил обучающимся раскрыть в очередной раз свои творческие способности, сплотить класс, воодушевить тех, кто считал, что он не сможет. Праздник получился замечательным, удовольствие получили все: и участники проекта, и зрители, которые пришли на концерт.

Развитие творческих способностей учащихся также можно осуществлять с помощью издания школьной газеты.

Учащиеся с огромным удовольствием участвуют в таком виде деятельности, так как это позволяет не только реализовать творческие способности, но и но и почувствовать себя в роли главного редактора, фотокорреспондента, журналиста, верстальщика, дизайнера газеты и так далее.

Школьники учатся навыкам журналистской деятельности: редактировать статьи, планировать номер, брать интервью, делать фоторепортажи, умению общаться с людьми.

Данный вид творческой деятельности развивает коммуникативную компетенцию учащихся, которая является основой практической деятельности человека в любой сфере его деятельности.

А на страницах газеты каждый из учащихся может реализовать свои творческие способности. Желание видеть свои статьи или поэтические произведения не в рукописном, а в печатном виде служит дополнительным стимулом для детского творчества.

Впервые идея о школьной газете появилась три года назад. Изначально было очень тяжело, так как обучающиеся ничего не умели. Приходилось учить их брать интервью, фотографировать, верстать газету, придумывать дизайн каждого следующего выпуска, осваивать компьютерные технологии. Но со временем ребята всему научились и теперь уже сами выпускают нашу школьную газету.

Несмотря на то, что первоочередная задача школьной газеты – рассказывать о жизни школы, она также служит делу творческого развития учащихся, слабых и сильных, формирования художественного и эстетического вкуса учеников.

Таким образом, конечная цель обучения на уроках словесности – это практическая грамотность, языковая и речевая компетентность учащихся.

Стратегия учителя, который создает на своих уроках активную познавательную атмосферу заключается не только в обучении, но и в переориентации сознания учащихся. Развивая творческие способности школьников, учитель готовит востребованную обществом творческую личность.

Да, такие уроки словесности просто необходимы в современной школе, так как они решают цели и задачи ФГОС, формируют личностные, метапредметные, надпредметные, познавательные, регулятивные универсальные учебные действия.